Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:32, курсовая работа
целью работы является анализ структуры и динамики потребительской корзины в регионе.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. даны теоретические основы расчета продовольственной и потребительской корзины;
2. проведен анализ структуры потребительской корзины региона;
3. разработаны предложения по повышению качества жизни населения региона.
Введение
1. Теоретические основы формирования продовольственной корзины
1.1 Продовольственная корзина: сущность и понятие
1.2 Методика расчета потребительской корзины
2. Анализ динамики стоимости потребительской корзины
2.1 Анализ динамики основных социально-экономических показателей развития региона
2.2 Потребительская корзина в регионе и ее динамика
3. Разработка предложений по повышению качества жизни в регионе
Заключение
Список использованной литературы
Существуют значительные возможности для создания на территории области предприятий, которые могут заняться переработкой рыбы (сейчас ежегодно около 100 тыс. тонн рыбы вывозится из области без переработки).
Регион обладает хорошей транспортной инфраструктурой. В плане перспектив здесь можно выделить проект «Белкомур». Эта железнодорожная магистраль пройдёт по территориям нашей области, республики Коми и Пермского края. Архангельск соединится кратчайшим путём с Уралом, а также с Транссибом.
Важное преимущество региона
– Архангельский порт и его
инфраструктура. Мы можем экспортировать
и импортировать продукцию
Это позволит принимать крупные океанские суда до 75 тыс. тонн, а также снять ряд ограничений, которые есть сегодня (малые глубины, необходимость ледокольной проводки, затраты на поддержание подходов порту и др.).
Минрегион включил этот проект
в концепцию долгосрочного
Реализация таких
Один из факторов успешного развития любой территории - это, несомненно, кадры. Администрация области проводит постоянную работу по совершенствованию системы подготовки кадров для экономики. В регионе планируется создание Северного федерального университета.
Итоги экономического развития Архангельской области за первые три квартала 2009 года по сравнению с аналогичным периодом за 2008 год
Структура промышленного производства выглядит следующим образом: самая большая доля 73,1 % приходится на обрабатывающие производства; на производство и распределение газа, воды и электроэнергии – 25,2 %, на добычу полезных ископаемых – 1,7 %.
Показатели по промышленному производству:
— индекс промышленного производства по области составил 88,5 % (средний показатель по России – 86,5 %);
— объем добычи нерудных стройматериалов уменьшился на 52,8 %.
Показатели по пищевой промышленности:
— изготовление хлебобулочных изделий уменьшилось на 2,5 %;
— объем производимой продукции из цельного молока снизился на 8,1 %;
— производство сыров и творога возросло на 19,8 %;
— выпуск сливочного масла увеличился на 1,8 %;
— производство мяса возросло на 5,9 %, колбасы – на 1,8 %.
Показатели по лесной промышленности:
— индекс производства в
сфере деревопереработки и
Показатели по производству энергии:
— тарифы на электрическую энергию (сентябрь 2009 года по отношению к декабрю 2008 года) возросли на 30,7 %, на тепловую энергию – на 20,6 %;
— производство электрической энергии понизилось на 11,6 %, тепловой энергии – на 14 %.
Показатели по рыболовству:
— на 1 % возрос объем рыбного улова и добычи морепродуктов.
Показатели в сфере строительства:
— объем выполненных строительных работ составил 56,8 %.
Показатели по транспортной инфраструктуре:
— снижение грузооборота на автотранспорте составило 7,1 %, морском и ж/д транспорте 13,6 % и 16,5 % соответственно;
— возрос грузооборот на воздушном транспорте – 2,4 %.
Показатели по развитию АПК:
— объем производства с/х продукции составил 107,7 %.
Показатели потребительского рынка:
— рост цен на потребительском рынке Архангельской области составил 7,5 %;
— продажи в розницу снизились на 2,9 %;
— объем оказываемых населению услуг возрос на 1,6 %.
Показатели уровня жизни и рынка труда:
— безработица увеличилась на 44,9 %;
— доходы жителей увеличились на 16 %, при этом рост действительно располагаемых денежных средств составил 3,8 %;
— номинальная средняя ежемесячная з/п выросла на 10,9 %, но реальная з/п сократилась на 1,8 %.
Таким образом, если в некоторых сферах экономики Архангельской области наблюдается прогресс, то в большей части из них все же наблюдается регресс.
Стабильный прирост объемов производства показывает лишь сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, рыбный промысел и сфера услуг, оказываемых населению.
В остальных секторах экономики
наблюдается снижение объемов производства
по сравнению с аналогичным
ВРП на душу населения в год в Архангельской области составил 224807,8 руб. По этому показателю Архангельская область:
— приближается к Мурманской области (225044,6 руб.), Красноярскому краю (253942,4 руб.), Республике Татарстан (204890,2 руб.), Томской области (208946,1 руб.) и Республике Якутия (259249 руб.);
— значительно опережает Алтайский край (88935,2 руб.), Приморский край (131578,8 руб.), Северо-Кавказские республики (от 29903,7 руб. до 76455,4 руб.), Псковскую область (88966,6 руб.) и Смоленскую область (100307.2 руб.),
— отстает от Чукотского АО (421287,6 руб.), Сахалинской области (550227,8 руб.) и г. Москва (643733,4 руб.).
ВРП ближайших соседей
Архангельской области
Развитие потребительского
рынка Архангельской области
в настоящее время имеет
На территории Архангельской области представлены предприятия современных форматов: торговые центры и комплексы, оснащенные новейшим оборудованием, с европейским уровнем дизайна интерьеров и ассортиментом предлагаемых к продаже товаров, магазины шаговой доступности. Широкое применение получил сетевой принцип организации торгового обслуживания.
Из отрасли, занятой продажей товаров, торговля все больше трансформируется в сферу обслуживания. В организациях торговли открываются предприятия общественного питания, создаются игровые комнаты для детей, предоставляются другие дополнительные услуги, активно используют программы лояльности покупателей.
Вместе с тем в целях функционирования экономики Архангельской области в условиях депрессивных явлений в мировой экономике основу политики на потребительском рынке области составляют:
· удовлетворение потребности населения в качественных товарах и услугах;
· увеличение реализации ассортимента социально-значимых товаров (услуг) в общем объеме товарооборота;
· развитие сети социально
ориентированных предприятий
· открытие фирменных магазинов местных товаропроизводителей;
· расширение форматов торговли (ярмарки, выставки, упрощенные формы торговли), исключающих посреднические звенья.
Архангельская область является «завозной» практически по всем группам товаров, за 2008 год:
· оборот оптовой торговли составил 76008,5 млн. руб. или 119,9% к уровню 2007 года;
· оборот розничной торговли по всем каналам реализации составил 96176,2 млн. руб., или 113,5% к уровню 2007 года, в т. ч. на розничных рынках — 6187,3 млн. руб.;
· оборот общественного питания составил 4408,5 млн. руб. или 110,0 % к уровню 2007 года.
Макроструктура оборота розничной торговли в 2008 году:
· товарооборот продовольственных товаров составил 48194,9 млн. руб. (рост продаж данной группы составил 107,9% к уровню 2007 года);
· товарооборот непродовольственных товаров составил 47981,2 млн. руб. (рост продаж составил 119,2% к уровню 2007 года).
В макроструктуре оборота розничной торговли за 2008 год отмечается незначительное преобладание доли продовольственных товаров — 50,1% от общего объема розничного товарооборота.
Оборот розничной торговли
области на 93,8% сформирован торгующими
организациями и
В настоящее время доля
крупных и средних предприятий
в розничном товарообороте
По состоянию на 1 января 2009 года около 95% всех предприятий оптовой и розничной торговли имеют частную форму собственности.
На фоне стабильного роста товарооборота и объема услуг на территории Архангельской области ежегодно увеличивается количество объектов торговли. В настоящее время на территории области функционируют:
· 8366 объектов торговли, в том числе магазинов 7054 (прирост торговых площадей за 2008 год составил 39,5 тыс. кв. метров);
· 1272 предприятия общественного питания;
· 24 розничных рынка, в
том числе 4 — специализированные
непродовольственные, 22 — универсальные,
с количеством торговых мест более
2900. В целях функционирования экономики
региона в условиях депрессивных
явлений в мировой экономике
основой политики на потребительском
рынке в 2009 году является удовлетворение
потребности населения в
Прирост торговых площадей за 2008 год составил 39516 м². В настоящее время в Архангельской области осуществляют торговлю 94 магазина местной промышленности и 84 объекта мелкой розницы, организованных товаропроизводителями и сельхозпроизводителями области.
Развитие ситуации на региональном потребительском рынке за 1 полугодие 2009 года характеризуется следующими показателями:
· оборот розничной торговли по всем каналам реализации составил 49276,2 млн. руб., или 98,5% к соответствующему периоду прошлого года;
· продажа товаров на розничных рынках — 3365,4 млн. руб. или 6,8% в общем объеме розничного товарооборота;
· оборот общественного питания составил 2174,8 млн. руб. или 96,3% к январю-июню 2008 года;
· товарооборот пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия составил 25636,3 млн. руб., снижение продаж данной группы 95,6% к аналогичному периоду прошлого года;
· оборот непродовольственных товаров — 23639,9 млн. руб., рост продаж составил 101,7% к соответствующему периоду 2008 года;
· в макроструктуре оборота розничной торговли преобладают продовольственные товары — 52,0 %.
Торговля является лидером в сфере малого бизнеса: в обороте малых предприятий области она составляет 61,6%. Индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынков формируют 46,8% оборота розничной торговли.
Наряду с продолжающимся
распространением современных форматов
торговли, внедрением сетевого принципа
организации торгового
Получили развитие форматы торговли, исключающие посреднические звенья, такие как специализированные рыбные и сельскохозяйственные ярмарки, ярмарки выходного дня и другие упрощенные формы торговли. Торговыми сетями проводятся акции продажи продовольственных товаров по минимальным социальным ценам.
При анализе социально-
В таблице 2.2. представлены изменения
в стоимости набора потребительских
товаров и услуг для
Табл. 2.1 Динамика реальных денежных доходов.
Январь-февраль 2010 г. в % к январю-февралю 2009 г. |
Февраль 2010 г. в % к | ||
февралю 2009 г. |
январю 2010 г. | ||
Архангельская область |
104,5 |
102,6 |
128,0 |
в том числе Ненецкий авт.округ |
92,5 |
91,1 |
233,6 |
Табл. 2.2. Стоимость фиксированного
набора потребительских товаров
и услуг для межрегиональных
сопоставлений покупательной
Стоимость набора |
Изменение стоимости набора, % | |||
рублей |
в % к среднероссийской стоимости |
к предыдущему месяцу |
к декабрю 2009 г. | |
Архангельская область |
9185,9 |
112 |
100,9 |
106,4 |
в том числе Ненецкий авт.округ |
13352,0 |
163 |
100,6 |
101,7 |
Информация о работе Анализ структуры и динамики потребительской корзины в регионе