Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:25, реферат
В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования. Но получит ли дистанционное обучение в России столь же широкое расспростронение и применение, как на западе, покажет только время. А пока попробуем проанализировать системы дистанционного обучения действующие в России на данный момент.
Введение…………………………………………………………………………………….3
История развития дистанционного обучения в мире…………………………………….4
Дистанционное обучение в России………………………………………………………..4
Техническая база ДО……………………………………………………………………….6
Организационно-методические модели дистанционного обучения (ДО)……………...7
Организационно-технологические модели дистанционного обучения (ДО)…………..8
Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа……....8
Основные типы организационных структур дистанционного образования…………...10
Методы дистанционного университетского образования……………………………….12
Этап развития ДО в России………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………
В основе новой
системы образования лежит
• открытое поступление в высшее учебное заведение, т.е. отказ от любых условий и требований для зачисления, кроме достижения необходимого возраста (18 лет);
• открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;
• свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в ВУЗ в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;
• свобода в
выборе места обучения: студенты физически
отсутствуют в учебных
Проведение принципа
открытости привело к значительным
организационным новшествам, которые
стали практически осуществимы
именно благодаря внедрению новых
технологий хранения, переработки и
передачи информации. Так, например, в
90-х годах появилась новая
Модель телеобразования
появилась недавно, но она ведет к радикальным
изменениям в организации современного
образования. Это ярко проявляется в том,
что на базе этой модели стала развиваться
новая организационная форма современного
образования - виртуальные университеты.
Эта форма обучения рассматривается нами
как новая, только что наметившаяся модель
образования. В этой модели полностью
реализуются те потенциальные возможности
перестройки системы образования, которые
имеют технологии телеконференций, используемые
в учебных целях. Эти технологии позволяют
группам учащихся и отдельным обучаемым
встречаться с преподавателями и между
собой, находясь на любом расстоянии друг
от друга. Такие современные средства
коммуникации дополняются компьютерными
обучающими программами, которые замещают
печатные тексты, аудио- и видеопленки.
Появление такой модели дистантного образования
ведет к тому, что образование осуществляется
не только на расстоянии, но и независимо
от какого-либо учреждения. Такая модель
еще не реализована полностью. Она сталкивается
с существенными трудностями, в частности,
проблемой получения общественного признания
и права выдавать дипломы и сертификаты,
присваивать соответствующие степени
(проблема аккредитации виртуального
университета). Преодоление этих трудностей
и полное развитие модели виртуального
университета будет означать глубокие
изменения в организационной структуре
современного образования.
Методы
дистанционного университетского
образования.
Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать следующим образом:
1. Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-, видео-материалы, и что особенно важно для электронных университетов - учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это, прежде всего:
• интерактивные базы данных;
• электронные журналы;
• компьютерные обучающие программы (электронные учебники).
В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть доступны посредством телекоммуникаций. Используя эти ресурсы, разработчики курсов, например, могут поддерживать локальные базы данных как для студентов, так и для преподавателей. Другим решением является предоставление доступа к внешним базам данных. Число баз данных, доступных через компьютерные сети быстро растет.
Так, в Murdoch University каталог библиотечных услуг, которые доступны через Internet, насчитывает более 70 страниц. Студенты и преподаватели Государственного университета Огайо имеют доступ по крайнем мере к 9 главным библиотекам и целому ряду баз данных через Internet. Пользователи CompuServe имеют доступ к таким базам данных, как Academic American Encyclopedia, Dissertation Abstracts, ERIC, Magazine Database Plus, Peterson's College Database.
Электронные журналы
представляют собой периодические
издания, которые распространяются
среди подписчиков через
Компьютерные
обучающие программы
2. Методы индивидуализированного
преподавания и обучения, для
которых характерны
3. Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации (обучение "один ко многим").
Эти методы, свойственные
традиционной образовательной системе,
получают новое развитие на базе современных
информационных технологий. Так, лекции,
записанные на аудио- или видеокассеты,
читаемые по радио или телевидению,
дополняются в современном
4. Методы, для
которых характерно активное
взаимодействие между всеми
Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы.
Так, метод "мозговой атаки" представляет собой стратегию взаимодействия, позволяющую группам студентов эффективно генерировать идеи. Этот метод поощряет членов группы мыслить творчески и развивать идеи других членов группы. Основной целью метода мозговой атаки является создать фонд идей по определенной теме. При мозговой атаке исключается критицизм, поощряются свободные ассоциациативные суждения.
Процедура Дельфи представляет собой метод для выработки надежного консенсуса номинальной группы студентов посредством серии анкетных опросов. Термин номинальная группа происходит от того, что студенты только номинально представляют собой группу на первоначальной стадии генерации идей. Первоначально каждого участника такой группы просят сформулировать и проранжировать идеи. Затем составляется общий список идей обычно путем выявления идей, которые получили самый высокий приоритет у отдельных участников, затем вторые по значимости и т.д. до тех пор, пока список у каждого участника не будет исчерпан. После этого все приглашаются к обсуждению идей. После дискуссии проводится голосование, в ходе которого членов группы просят проранжировать идеи, которые были генерированы в ходе дикуссии. В University of Auckland была разработана программная система для поддержки синхронных групповых занятий (groupware system), которая применялась в курсе по менеджменту.
С целью классификации дистанционных университетов по педагогическим принципам, лежащим в основе их учебной практики, целесообразно выделить следующие принципы телематических систем образования:
• интерактивность учебного процесса;
• обучение как диалог;
• адаптивность обучения;
• гибкость учебного материала;
• «передаваемость» материала в дистанционном образовании;
• активность обучаемого.
Дистанционные
образовательные учреждения обычно
основываются не на каком-то одном из
этих принципов, а на их совокупности.
Тем не менее, обычно выделяются доминирующие.
Этап развития ДО в России
Современный этап
развития Российской высшей школы характеризуется
очень интенсивным
Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:
• возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных педагогических кадров;
• невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;
• экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа студентов;
• отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно-исследовательских и учебных работ и экспериментов.
Разрешение сложившейся
проблемы возможно на основании внедрения
в сферу образования
• информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;
• разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных моделей, анимаций и физического моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач: акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса; сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации систем управления, измерения и обработки результатов; лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического направления; лабораторные стенды должны обладать системой телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему дистанционного образования;
Методология образования
должна поддерживать компьютерные формы
обучения, контроля знаний, получения
индивидуального задания, моделирования
изучаемых процессов, проведения эксперимента,
анализа и обработки
Создание системы
удаленного доступа филиалов ВУЗов
и небольших ВУЗов к ресурсам
своих базовых ВУЗов и через
них к ведущим учебным и
научным лабораторно-
Эти три направления (компьютеризация оборудования, методология образования на базе информационных средств, компьютерных форм и удаленный доступ) являются сутью концепции создания и внедрения комплекса дистанционного образования.
Информация о работе Анализ систем дистанционного обучения в России