Анализ систем дистанционного обучения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:25, реферат

Описание работы

В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования. Но получит ли дистанционное обучение в России столь же широкое расспростронение и применение, как на западе, покажет только время. А пока попробуем проанализировать системы дистанционного обучения действующие в России на данный момент.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
История развития дистанционного обучения в мире…………………………………….4
Дистанционное обучение в России………………………………………………………..4
Техническая база ДО……………………………………………………………………….6
Организационно-методические модели дистанционного обучения (ДО)……………...7
Организационно-технологические модели дистанционного обучения (ДО)…………..8
Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа……....8
Основные типы организационных структур дистанционного образования…………...10
Методы дистанционного университетского образования……………………………….12
Этап развития ДО в России………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………

Работа содержит 1 файл

ДО в России.docx

— 52.26 Кб (Скачать)

 Сколько раз  мы уже употребили выражение  «дистанционное обучение» и до сих пор не дали определения! Термин дистанционное обучение имеет ряд синонимов: E-learning (сокращение от англ. Electronic Learning), электронное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий, однако все эти термины имеют одно и тоже значение – обучение с помощью Интернет и мультимедиа (официальное определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО). 

Организационно-методические модели дистанционного обучения (ДО)

Существует несколько  организационно – методологических моделей дистанционного обучения, расскажем  немного о каждой из них:

  • Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на ВУЗовские (экзаменационные) требования, предназначалось для студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.
 
  • Обучение  на базе одного университета. Это уже  целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэльса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда, как стационарно в нем обучается только 3000 студентов.
 
  • Сотрудничество  нескольких учебных заведений. Такое  сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет  сделать их более профессионально  качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа "Содружество в образовании". Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран содружества. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.
 
  • Автономные  образовательные учреждения, специально созданные для целей ДО. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета могут служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 году университет объединил эти 40 колледжей сетью ДО при теснейшем сотрудничестве с правительством штата и сферой бизнеса.
 
  • Автономные  обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком  посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода  к обучению на расстоянии могут служить  американо-самоанский телевизионный  проект.
 
  • Неформальное, интегрированное дистанционное  обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы  на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.
 

Организационно-технологические модели ДО 

1. Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.

2. Мультимедиа - использование различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при этом передача информации в "одну сторону". При необходимости используются элементы очного обучения - личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п. Эту технологическую модель мы рассмотрим более подробно ниже. За главный объект мы возьмем электронный учебник (ЭУ).

3. Гипермедиа - модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта. 

Основные  типы технологий, применяемых  в учебных заведениях нового типа

(в  том числе и  в России).

В качестве первого  фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть  два важных аспекта.

Во-первых, такая  очередность рассмотрения факторов вовсе не означает присвоение наивысшего приоритета технологии в организации  учебного процесса. Как бы мощны  и совершенны ни были технологические  применения, они должны служить образовательным (педагогическим) целям, а не наоборот. Но с другой стороны, нельзя и недооценивать  роль новых информационных технологий, которые зачастую предлагают качественно  новые возможности реализации образовательного процесса.

Во-вторых, приведенный  ниже перечень основных технологий, применяемых  в университетах дистанционного обучения, конечно же не означает, что какая-то конкретная модель должна характеризоваться применением лишь одной из них. Мультимедиа-подход, основанный на использовании нескольких взаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболее эффективным в области образования.

Используемые  сегодня технологии дистанционного образования можно разделить  на три большие категории:

• неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители);

• средства компьютерного  обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);

• видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придали качественно новые  возможности дистанционному обучению. В российских ВУЗах они активно  развиваются в виде применения электронных  учебников и технологии обмена текстовой  информацией с помощью асинхронной  электронной почты.

Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых  каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям  только совсем недавно стали применяться  в практике дистанционного образования. Это связано с отсутствием  развитой инфраструктуры связи, высокой  стоимостью каналов связи и используемого  оборудования.

Видеокассеты - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на тиражирование  учебных видеоматериалов, видеомагнитофон  получил широкое распространение  во всех странах. Видеокассеты используются обычно как компоненты наборов учебных  материалов, частично заменяя традиционные лекции.

Электронная почта  экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи  студента с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности  реализации "диалога" между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.

Оперативный доступ к разделяемым информационным ресурсам позволяет получить интерактивный  доступ к удаленным базам данных, информационно-справочным системам, библиотекам  при изучении конкретной дисциплины. Данный режим доступа ON-LINE позволяет  в течение секунд осуществить  передачу необходимого учебного материала, компьютерных программ при помощи таких  компьютерных систем как GOPHER, WWW, VERONICA из крупных научно-педагогических центров, и из локальных узлов сети Internet, общее количество которых в мире превышает 1.25 миллиона.

Видеоконференции  с использованием компьютерных сетей  предоставляют возможность организации  самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.

Видеоконференции  по цифровому спутниковому каналу с  использованием видеокомпрессии совмещают высокое качество передаваемого видеоизображения и низкую стоимость проведения видеоконференции (более чем на два порядка меньше, чем при использовании обычного аналогового телевизионного сигнала). Эта технология может оказаться эффективными при относительно небольшом объеме лекций (100-300 часов в год) и большом числе обучаемых (1000-5000 студентов) для проведения обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов курсов и образовательных программ.

В конце 80-х гг. в России технологии необходимые  для дистанционного обучения были либо не развиты, либо отсутствовали вообще. Преподавание в ВУЗах основывалось на печатных изданиях, для развития тематики использовались заранее записанные программы, реже, телевизионные передачи в прямом эфире. Сегодня некоторые  из новых информационных технологий становятся доступны для налаживания  дистанционного обучения. Практически  все они основаны на цифровых методах  обработки информации и охватывают спектр от программ гипермедиа, которые  позволяют студенту самому управлять  используемой информацией, до разнообразных  систем баз данных доступных через  глобальные компьютерные сети.

Основным фактором при выборе информационных технологий как средств обучения должен быть их образовательный потенциал. Однако проведенные исследования показывают, что это не так даже в наиболее технологически развитых странах (США, Канада, Великобритания, Германия и  Япония). В России экономическая  и технологическая ситуация такова, что выбор средств зависит  не от их педагогического потенциала и даже не от их стоимости, а от их распространенности.

Телекоммуникации  добавляют новую размерность  к дистанционному обучению и очень  быстро развиваются в России в  виде применения асинхронной электронной  почты. Проведенный анализ позволил выделить базовые параметры, которые  являются существенными при выборе информационных технологий для применения в программах дистанционного обучения в российских ВУЗах (Таблица 1). 

Основные  типы организационных  структур дистанционного образования. 

Основные типы организационных структур университетского дистанционного образования включают в себя:

• Подразделения  заочного (дистанционного) образования  в традиционных университетах;

• Консорциум университетов;

• Открытые университеты;

• Виртуальные  университеты.

Характерной тенденцией дистанционного образования является объединение организационных структур университетов. Так, в последние  годы стал развиваться новый тип  организационной структуры дистанционного университетского образования - консорциум университетов. Дистанционные образовательные  услуги оказывает специальная организация, объединяющая и координирующая деятельность нескольких университетов. Консорциум университетов предлагает набор  курсов, разработанных в различных  университетах - от курсов для абитуриентов до курсов на получение ученых степеней. В 70-х и 80-х годах во многих странах  были учреждены национальные открытые университеты. Они использовали многие организационные принципы заочного обучения. Но в целом открытое образование привнесло много нового в образовательную систему. Принцип открытости образования означает свободу зачисления в число обучаемых и составления индивидуального учебного плана, а также свободу места, времени и темпов обучения. В основе открытого образования - богатая и детально разработанная образовательная среда, в которой обучаемый ориентируется вполне самостоятельно, стремясь к достижению стоящих перед ним образовательных целей.

Информация о работе Анализ систем дистанционного обучения в России