Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:19, курсовая работа
Цель работы - разработка рекомендаций по снижению себестоимости продукции НПРУП «Экран».
В процессе работы:
определена сущность себестоимости продукции;
проведен анализ себестоимости продукции НПРУП «Экран» с рассмотрением по экономическим элементам и калькуляционным статьям;
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 5
1.1.Сущность и значение себестоимости продукции, основные показатели 5
1.2.Классификация затрат, образующих себестоимость. 9
Статья расходов 12
1.3. Резервы снижения себестоимости 13
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НПРУП «ЭКРАН» 17
2.1. Организационно – экономическая характеристика НПРУП «Экран» 17
2.2. Экономическая оценка себестоимости продукции НПРУП «Экран». Анализ затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям 21
3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НПРУП «ЭКРАН» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 35
В Приложении 1 приведена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, а в Приложении 2 показана связь элементов системы учета затрат с результатами производственной деятельности.
Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.
В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.
Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости. С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект. Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.
Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.
Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства. Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.
Таким образом, подводя итоги первого раздела курсовой работы, можно сформулировать следующие выводы:
Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции;
Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции;
Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательно практически во всех странах;
Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.
Научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Экран» для населения нашей республики, других стран СНГ НП РУП «Экран» предлагает широкий спектр электроники для дома:
электродрель «Алеся-450 МЭУ»;
электроутюги «Алеся», «Алеся 6», «Алеся-7» и «Алеся 8»;
электромиксеры и кухонные машины МР-2Е, МР-5Е;
электромясорубки ЭМШ 20/160 и ЭМШ 30/160;
Тепловентиляторы ТВ 1,00/1,0 и ТВ 2,0/1.6;
Электротостеры «Алеся».
Предприятие также занимается производством изделий автотракторной тематики (антиблокировочные системы торможения, датчики, стеклоомыватели, выключатели «массы», прерыватели электронные указателей поворотов, сигнализаторы аварийные и др.).
Небольшой удельный вес занимают изделия авиационной тематики.
Миссия предприятия – производство высоко качественной авиационной техники, товаров народного потребления, изделий автотракторной тематики, удовлетворение спроса потребителей на рынке, как внутри Республики Беларусь, так и за ее пределами.
Предприятие, работая в данном направлении, ставит перед собой долгосрочные цели, о необходимости совершенствования работы в области формирования и улучшения качества выпускаемой продукции, эффективности автоматизации всех этапов производственной деятельности предприятия, своевременном внедрении новейших технологий.
Стратегия развития НПРУП «Экран» рассматривается в неразрывной связи со значительными изменениями в структуре производимой предприятием продукции, произошедшими за последние три года и планируемыми в 2007 году. Данные тенденции можно наглядно видеть на приведенной ниже диаграмме.
Рис 1. Структура продукции НП РУП «Экран».
Рис. 1. Удельный вес изделий в общем объеме производства НПРУП «Экран», %
Как видно из диаграммы, прослеживается тенденция резкого падения удельного веса изделий авиационной тематики с 44,9 % в 2003 г. до 2,1 % в 2006 г. и изделий ТНП с 29,7 % в 2003 г. до 12,7 % в 2006 г., а также резкого увеличение удельного веса изделий автотракторной тематики (в основном АБС) с 25,5 % в 2003 г. до 85,2 % в 2006 г. в общем объеме производства предприятия. Именно с ростом объемов АТТ НПРУП «Экран» связывает свои реальные перспективы.
Списочная численность работающих по НПРУП «Экран» на 01.09.2007 г. составила 1948 чел. Списочная численность работающих сократилась за отчетный период на 199 чел.
Что касается основных фондов НПРУП «Экран», то следует отметить, что сохранилась тенденция старения основных фондов, обусловленная отсутствием средств для приобретения оборудования. Качественный состав всего оборудования приведен в таблице 4:
Таблица 4. Качественный состав оборудования
Возраст оборудования | Количество единиц | %от общ. кол-ва |
До 5-ти лет | 50 | 2 |
От 5-ти лет до 10-ти лет | 86 | 4 |
От 10-ти лет до 15-ти лет | 307 | 13 |
От 15-ти лет до 20-ти лет | 686 | 30 |
От 20-ти лет и свыше | 1190 | 51 |
Балансовая стоимость всего по предприятию, млн. руб. | 63 068 |
|
Износ оборудования всего по предприятию, % | 98,4 |
|