Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:48, реферат
Перестройка 1988-1991 гг. и экономическая реформа 1992 г. ввергли экономику
СССР, а потом России в длительный период перехода от централизованных
административных форм регулирования экономической деятельности к рыночным. По
существу в период перехода происходит постоянная ломка прежних экономических
отношений, экономических структур, институтов и замена их новыми.
государственной макроэкономической политики и начальное состояние экономики.
Модель была настроена по данным Госкомстата СССР о состоянии народного хозяйства
за 1988 г., и с ее помощью были рассчитаны временные ряды изменения во времени
цен, сбережений, реальных доходов (потребления) обеих групп населения и других
показателей состояния экономики.
Кривые дают представление об изменении цен, сбережений и потребления населения в зависимости от уровня ГР, до которого снижаются реальные госрасходы (т.е. госрасходы в постоянных ценах или государственное потребление). Кривые снижения госрасходов во времени сразу после начала реформы показаны в верхнем окне на рис. 10. Они пронумерованы, и тот же номер присвоен всем кривым, соответствующим данному варианту сокращения госрасходов. Остальные параметры не изменялись: ставка налогов
Н=0,3, а норматив индексации НИ=0, что соответствует отсутствию индексации
бюджетных доходов населения.
Это - типичный средний вариант
политики.
По сделанным расчётам можно судить, что даже отказавшись от индексации доходов
"бюджетников", правительство
могло бы добиться
ИЦ (всего в 5 раз) по кривой 1 только совершенно нереальными мерами. Надо было
бы за полгода в четыре раза сократить госрасходы в постоянных ценах. А это
значит, что за полгода надо сократить в четыре раза закупки у оборонной
промышленности для вооруженных сил, закупки на оснащение милиции, на поддержку
народного образования, медицины, науки и культуры. Но заказы уже сделаны,
производство иных сложных изделий продолжается больше, чем полгода. Вокруг
предприятий оборонной промышленности давно возникли города. Подсчитано, что на
рубль прямых затрат на военные изделия тратились 7 рублей на содержание городов,
в которых жили работники предприятий. Понятно, что все это не остановить и не
разрушить за полгода.
Но даже при этих нереальных условиях разница доходов "хозрасчетников" ДХ и
"бюджетников" ДБ достигла бы примерно 700%, как можно заключить по кривым 1 на
рис. 11 и 12. На этих рисунках прямая 0 отмечает уровень реальных доходов в 1988
г. Расчеты показали, что индексация доходов "бюджетников" только усиливает
инфляцию, которая "съедает" прибавку доходов.
На рис. 13 кривые показывают, как изменяются во времени сбережения населения СН,
отнесенные к годовому доходу, в зависимости от сокращения госрасходов. Даже по
кривой 1 они сократились бы до 30% годовых доходов. "Инфляционный навес"
действительно исчезает.
Чем меньше и чем медленнее сокращаются госрасходы ГР, тем сильнее рост цен ИЦ.
Вынужденные накопления населения и огромные реальные государственные расходы в сочетании с низкими эффективностью и эластичностью производства были причинами неизбежного роста цен в сотни раз. Высокая инфляция, в свою очередь, вызывала дифференциацию доходов занятых в коммерческой сфере деятельности и занятых в бюджетной сфере (к ним относятся и остальные, кто получает выплаты из бюджета) в
среднем примерно в десять раз. Индексирование заработной платы занятых в
бюджетной сфере не спасало дела, поскольку подстегивало инфляцию. Рост цен
существенно зависел от снижения реальных государственных расходов, причем не
только от уровня, до которого они снижались, но и от темпа из снижения. Это
обстоятельство предопределяло, во-первых, будущее катастрофическое положение
отраслей ВПК, во-вторых, снижение производства и застой отраслей, которые
выпускали продукцию, не пользующуюся спросом, в-третьих, сильное сокращение
финансирования отраслей бюджетной сферы, в-четвертых, свертывание финансирования
социальной сферы в целом.
Так что уже в 1990 г. было ясно, что события после 1992 г. предопределены всей
структурой советской экономики, которая создавалась более 60 лет. Мы представили
результаты этих исследований и расчетов в подкомитет по экономической реформе
Верховного Совета СССР, тогдашним идеологам и прорабам перестройки, ими
заинтересовались службы КГБ. Однако во внимание и в расчет наши результаты не
были приняты. Уже после путча 1991 г. участники представительного международного
семинара в венском
плечами - не может быть такого скачка цен.
Теперь коснемся вопроса, непосредственно
связанного с экономическими итогами
перестройками и той
Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа, призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход к рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы частных собственников.
За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.
Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.
К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.
Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.
Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25—30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.
производственных функций I. // Изв. АН СССР, Техн. кибернетика, № 2, 1979.
С.18-27.
РАН. 1998. 144 с.
в централизованной плановой экономике с товарно-денежными отношениями. //
Сообщения по прикладной математике М.:ВЦ АН СССР, 1989. 49 с.
экономической реформы и крупных технических проектов для экономики СССР. //
Сообщения по прикладной математике М.:ВЦ АН СССР, 1990. 44 с.
периода. // Математическое моделирование. 1994. Т. 6, № 2. С. 3-21.
Российской Федерации по статистике. 1995.
Реферат.
18 страниц, 9 источников литературы
Ключевые слова: перестройка, плановая экономика, переход к рынку.
Глава 1
1.1 Структура экономики
СССР и её эволюция в период перестройки…………………………………………………
Глава 2
2.1 Структура экономики СССР накануне развала……………………..7-9
2.2 Структура советской экономики
предопределила ход экономической реформы……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...13
Информация о работе Анализ перестройки и реформы российской экономики