Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методики анализа налоговой нагрузки организации и эффективности применяемой системы налогообложения.
Исходя из определенной цели, были определены следующие задачи:
- во-первых, изучить теоретические и методологические основы анализа эффективности применяемой системы налогообложения, путем анализа научных трудов различных авторов;
- во-вторых, провести анализ налогообложения организации, на примере ООО «Юрикон»;
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы анализа эффективности применяемой системы налогообложения 5
1.1. Роль анализа в системе управления 5
1.2. Методика анализа налоговой нагрузки 8
1.3. Информационная база анализа, нормативные документы 14
2. Практика проведения анализа в ООО «Юрикон» 16
2.1. Краткая характеристика организации 16
2.2. Определение доходов и расходов и налоговых платежей предприятия 16
2.3. Анализ налоговой нагрузки 25
3. Предложения по совершенствованию деятельности организации 29
3.1. Выводы по анализу, рекомендации по выбору системы налогообложения 29
3.2. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий 31
Заключение 32
Список литературы 34
Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства.
В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговые вопросы занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность целостности полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
Целью курсовой работы является изучение методики анализа налоговой нагрузки организации и эффективности применяемой системы налогообложения.
Исходя из определенной цели, были определены следующие задачи:
- во-первых, изучить теоретические и методологические основы анализа эффективности применяемой системы налогообложения, путем анализа научных трудов различных авторов;
-
во-вторых, провести анализ
- в-третьих, обозначить предложения по совершенствованию деятельности организации;
Предметом
исследования – система налогообложения
на данном предприятии.
Экономический анализ хозяйственной деятельности занимается вопросами оценки деятельности низовых хозяйственных звеньев (предприятия, организации – уровень микроэкономики).
Основными целями функционирования предприятия являются1:
1.
получение прибыли,
2.
удовлетворение потребности в
той продукции, работах,
Для
достижения целевых установок
Обеспечение бесперебойного функционирования – задача управления.
Стандарты управления включают в себя 6 основных направлений деятельности:
1. управление выполнением плана производства и поставок;
2.
управление качеством
3.
управление ресурсами (всем
4.
управление развитием
5.
социальное развитие
6. управление охраной окружающей среды.
В зависимости от ситуации в стране (экономике и т.д.) то или иное направление становится преобладающим и диктует характер поведения предприятия.
Для
выработки поведения
Эта взаимоувязка и оценка и есть место экономического анализа в системе управления.
Производственный процесс начинается с анализа и им заканчивается, так как для составления реального прогноза или перспективы развития предприятия мы обязаны изучить реальную информацию о предприятии: т.е., провести сбор, группировку, аналитическую обработку информации.
Экономический анализ способствует уменьшению риска принятия неэффективных (неверных) управленческих решений.
Этапы экономического анализа оформляются в виде программы анализа, предваряющего принятие управленческого решения.
1-й этап. Выдача задания на проведение анализа.
Задание на проведение анализа формирует конкретный заказчик: собственник предприятия (учредитель); руководство предприятия; другие лица, являющиеся пользователями отчетной информацией (статистические, налоговые органы, инвесторы).
2-й этап. Согласование целей и задач анализа, уяснение сроков выполнения работ, определение круга специалистов.
Цели
и задачи определяются заказчиком:
оценка финансового состояния
Сроки выполнения работ. Составляются графики работ: линейные (какая работа вслед за какой); сетевые (есть пересечения, взаимосвязи работ).
Круг специалистов: могут использоваться отдельные специалисты (например, внутрифирменный); временный творческий коллектив (технологи, конструкторы).
На этом же этапе решается вопрос о форме предоставления материала.
3-й
этап. Оценка сложившейся ситуации,
оценка эффективности
Содержательная часть включает:
Укрупненное обобщенное изучение деятельности предприятия:
Детализированную оценку:
Дать оценку основных объектов, отражающих деятельность предприятия (система показателей)
Изучить данные показатели и провести сравнение с базой (другое предприятие, план) для того, чтобы дать оценку отклонениям от нормальной ситуации.
За изменением каждого показателя стоят причины и факторы. Цель – установить причинно-следственные связи, то есть определить факторы, приведшие к изменению результата. Систематизация этих факторов.
4-й
этап. Выявление условий,
Даже самое слабое предприятие может иметь положительные стороны в своей деятельности. Нужно выявить отрицательные стороны и аспекты деятельности предприятия, не позволяющие ему эффективно работать, и должен быть составлен перечень мер по ликвидации отрицательно воздействующих явлений.
5-й этап. Выработка как можно большего числа управленческих решений, которые позволяют предприятию достичь поставленных целей.
Данный этап представляется в виде дерева вариантов, где все многообразие вариантов разделяется на группы вариантов, существенно различающихся между собой в способах достижения поставленных целей. (Каждая группа делится на подгруппы и так далее.)
6-й
этап. Сопоставление вариантов.
7-й этап. Осуществление выбранного решения (проекта).
Таким образом, экономический анализ - это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.
Налоговедение определяет налоговую нагрузку с точки зрения макроэкономики как отношение обшей суммы налоговых сборов к валовому национальному продукту. Налоги и сборы, формирующие современную налоговую систему РФ, различаются по объектам обложения и источникам уплаты. Поэтому в микроэкономике неправомерно обезличенное применение понятия "налоговая нагрузка" без соотнесения суммы налога с конкретным финансово-экономическим показателем - объектом обложения налога или источником его уплаты. Термин "налоговая нагрузка" является относительным показателем, так как соотносит налоговые суммы с определенным финансовым показателем. Именно такое соотнесение величин даст возможность провести сопоставительный анализ налоговых изъятий за отдельные периоды времени, у отдельных предприятий или у предприятий разных отраслей.
В табл. 1. представлены основные этапы проведения сравнительного налогового анализа.
В пункте 1.1. этапа 1 определяется динамика сумм налогов и сборов за исследуемый период времени. Рассчитываются цепные и базисные темпы роста платежей по каждой позиции. Выявляются те налоги, в динамике которых произошли наиболее значимые изменения. Предварительно определяются причины, вызвавшие их.
Таблица 1
Основные этапы проведения налогового анализа2
I
этап
Анализ абсолютной налоговой нагрузки на предприятие |
1.1. Временной анализ налогов и сборов, уплачиваемых предприятием за исследуемый период |
1 .2. Пространственный анализ налогов и сборов, уплачиваемых предприятием за исследуемый период | |
1.3. Факторный анализ динамики и структуры налоговых платежей | |
II
этап
Анализ
относительной налоговой |
2. 1 . Анализ структуры общей налоговой нагрузки на предприятие. |
2.2. Анализ
общих аналитических | |
2.3. Анализ
частных аналитических | |
III
этап
Анализ задолженностей предприятия по налогам и сборам |
3.1. Анализ динамики задолженности предприятия по налогам и сборам |
3.2 Анализ
структуры задолженности | |
3.3. Анализ
соотношений сумм | |
3.4. Факторный
анализ возникших |
В пункте 1.2. этапа 1 рассчитывают структуру сумм налогов и сборов за каждый год исследуемого периода. Выявляются платежи, имеющие наибольший удельный вес в общей совокупности налогов. Дается характеристика изменений, произошедших за период в соотношениях удельных весов налогов. Предварительно определяются причины динамики налоговой структуры.