Анализ хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.
Исходя из цели, в дипломном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
Определены понятия и цели финансового анализа;
Изучена финансовая отчетность как информационная база для анализа;
Исследованы существующие методы и подходы к анализу финансового состояния организации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Сущность финансового состояния предприятия и система показателей оценки его финансового состояния 5
1.2. Информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия 15
1.3. Источники заемного долгового финансирования как фактор повышения финансовой устойчивости организации 18
1.4. Выводы 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «ЦИФРОГРАД» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 39
2.3. Определение и анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия 48
2.4. Анализ ликвидности баланса и кредитоспособности предприятия 59
2.5. Анализ финансовых коэффициентов 68
2.6. Анализ динамики прибыльности и рентабельности 80
2.7. Выводы 84
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 86
3.1. Пути повышения рентабельности ЗАО «Цифроград» 86
3.2. Предложения по восстановлению платежеспособности предприятия 89
3.3. Предложения по повышению финансовой устойчивости предприятия 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101

Работа содержит 1 файл

АХД Цифроград.doc

— 942.50 Кб (Скачать)

     Анализ  деловой активности заключается  в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости. Их важность для организации определяется следующими обстоятельствами:

     - во-первых, от скорости оборота  средств зависит размер годового  оборота;

     - во-вторых, с размерами оборота,  а следовательно, и с оборачиваемостью  связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов;

     - в-третьих, ускорение оборота  на той или иной стадии кругооборота  средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях. Финансовое положение организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

     На  длительность нахождения средств в  обороте оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся отраслевая принадлежность, сфера деятельности организации, масштаб деятельности организации, влияние инфляционных процессов, характер хозяйственных связей с партнерами; к внутренним – эффективность стратегии управления активами, ценовая политика организации, методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.

     Оборачиваемость средств, вложенных в имущество  организации, может оцениваться:

     а) скоростью оборота — количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие;

     б) периодом оборота — средним сроком, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.

     Показатели  деловой активности и их характеристика приведены в таблице 25.

     Таблица 25. Показатели оценки деловой активности предприятия

Наименование  показателя Порядок расчета Характеристика 
1. Выручка  от реализации - Отражает доход  по обычным видам деятельности
2. Оборачиваемость  совокупных активов (оборотов) Выручка от реализации / Валюта баланса или       с.010 (ф.2)/с.300 (ф.1) Характеризует скорость оборота  совокупных активов
3. Оборачиваемость  собственного капитала (оборотов) Выручка от реализации / Средняя стоимость собственного капитала или с. 010(ф.2)/с.490н.л.+ с.490к.п./2 (ф.1) Характеризует скорость оборота  собственного капитала
4. Фондоотдача Выручка от реализации / Средняя стоимость основных средств или   с.010 (ф.2)/с.120н.п.+ с.120к.п./2 (ф.1) Показывает  эффективность использования основных средств
5. Оборачиваемость  текущих активов Выручка от реализации / Средняя стоимость  текущих активов или     с.010 (ф.2)/с.290н.п.+ с.290к.п./2 (ф.1) Характеризует скорость оборота  текущих средств
6. Оборачиваемость  запасов (оборотов) Себестоимость реализованной продукции / Средняя стоимость запасов или с.020 (ф.2)/с.210н.п.+ с.220н.п. + с.210к.п.+ с.220к.п. /2(ф.1) Показывает  количество оборотов  средств, авансированных в запасы
7. Оборачиваемость  запасов (дней) 360 дней / показатель 6 Отражает  средний срок оборачиваемости запасов в днях
8. Оборачиваемость  дебиторской  задолженности (оборотов) Выручка от реализации / Средняя величина дебиторской задолженности или с.010(ф.2)/с.230н.п.+с.240нп+с.230к.п.+с.240к.п./2(ф.1) Показывает  количество оборотов средств в дебиторской задолженности за отчетный период
9. Оборачиваемость  дебиторской  задолженности (дней) 360 дней / показатель 8 Отражает  средний сложившийся за период срок уплаты за продукцию покупателями и заказчиками
10. Оборачиваемость  кредиторской задолженности (оборотов) Себестоимость реализованной продукции / Средняя величина кредиторской задолженности или        с.020 (ф.2) / с.620н.п.+ с.620к.п. / 2 (ф.1) Показывает  расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организации
11. Оборачиваемость кредиторской задолженности (дней) 360 дней / показатель 10 Отражает  средний срок возврата долгов организации по текущим обязательствам
12. Продолжительность  операционного цикла Показатель 7 + показатель 9 Показывает  промежуток времени между приобретением производственных запасов и получением денежных средств от реализации произведенной из них продукции
13. Продолжительность  финансового цикла Показатель 12 –  показатель 11 Показывает  промежуток времени между началом  оплаты поставщикам полученных от них сырья и материалов и началом поступления денежных средств от покупателей за поставленную им продукции
 

     Обобщающим  показателем оценки деловой активности предприятия является коэффициент оборачиваемости активов, отражающий скорость оборота всего капитала организации или эффективность использования всех имеющихся ресурсов независимо от их источников.

     Средняя величина активов для расчета  коэффициента определяется по балансу  по формуле средней арифметической:

     где Ан, Ак — соответственно величина активов на начало и конец анализируемого периода.

     Рост  данного показателя в динамике следует  рассматривать как благоприятную  тенденцию. При проведении пространственно-временных сравнений необходимо следить за их сопоставимостью исходных данных, использованных для расчетов.

     Скорость  отдачи на собственный капитал (коэффициент оборачиваемости собственного капитала) отражает активность использования денежных средств. Низкое значение этого показателя свидетельствует о бездействии части собственных средств.

     Эффективность использования финансовых ресурсов рассматривается в рамках управления оборотными активами. В частности, рассчитываются оборачиваемость текущих активов, производственных запасов, дебиторской задолженности, продолжительность операционного и финансового циклов. Ускорение оборачиваемости вложений в оборотные активы рассматривается как положительная тенденция.

     Показатели  оборачиваемости дебиторской задолженности  обычно сравниваются с показателями оборачиваемости кредиторской задолженности. Превышение скорости оборота дебиторской задолженности над скоростью оборота кредиторской задолженности расценивается как свидетельство наращивания оборота.

     Эффективность использования основных средств  выражается показателем фондоотдачи. Он показывает, сколько рублей  выручки приходится на один рубль вложений в основные средства. Раньше для расчета показателя фондоотдачи обычно использовалась первоначальная стоимость основных средств, сейчас все чаще – остаточная.

     В таблице 27 представлены значения показателей деловой активности ЗАО «Цифроград», рассчитанные по формулам из таблицы 26.

     Таблица 26. Анализ деловой активности ЗАО «Цифроград»

Показатели 2007 2008 Отклонение
1. Выручка  от реализации 613 709 597 037 -16 672
3. Оборачиваемость  совокупных активов (оборотов) 4,94 4,59 -0,35
4. Оборачиваемость  собственного капитала (оборотов) 9,12 8,87 -0,25
5. Фондоотдача 36,8 35,8 -1
6. Оборачиваемость  текущих активов 5,56 5,4 -0,16
7. Оборачиваемость  запасов (оборотов) 11,75 11,33 -0,42
8. Оборачиваемость запасов (дней) 31 32 1
9. Оборачиваемость  дебиторской  задолженности (оборотов) 10,57 10,28 -0,29
10. Оборачиваемость  дебиторской  задолженности (дней) 34 35 1
11. Оборачиваемость  кредиторской задолженности (оборотов) 12,21 11,77 -0,44
12. Оборачиваемость кредиторской задолженности (дней) 29 30 1
14. Продолжительность  операционного цикла 65 67 2
15. Продолжительность  финансового цикла 36 37 1
 

     Анализ  данных таблицы показывает уменьшение всех коэффициентов оборачиваемости. Оборачиваемость активов в 2008 г. снизилась, так как объем выручки от продаж сократился на 2,72%, а увеличение средней величины активов составило около 18,74%.

2.6. Анализ динамики  прибыльности и  рентабельности

 

     Оценка  прибыльности деятельности предприятия  предполагает, во-первых, проведение анализа структуры и динамики прибыли, во-вторых, расчет и оценку показателей рентабельности.

     В таблице 27 представлен анализ структуры и динамики прибыли ЗАО «Цифроград».

     Таблица 27. Анализ отчета о прибылях и убытках ЗАО «Цифроград»

Наименование показателя Код стро ки За аналогич

ный период предыду

щего  года

За отчет ный период Уд.вес на начало периода, % Уд.вес на конец  периода, % Откло

нение, тыс.руб

Откло

нение, уд. вес,%

Темпы роста
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей) 10 613 709 597 037 100 100 -16 672 0 97,28
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 20 -599 567 -578 058 -97,69 -96,8 21 509 0,89 96,41
Валовая прибыль 29 14 142 18 979 2,3 3,18 4 837 0,88 134,2
Коммерческие  расходы 30 0 0 0 0 0 0 0
Управленческие  расходы 40 0 0 0 0 0 0 0
Прибыль (убыток) от продаж 50 14 142 18 979 2,3 3,18 4 837 0,88 134,2
Прочие  доходы и расходы                
Проценты  к получению 60 0 0 0 0 0 0 0
Проценты  к уплате 70 -1 435 -1 411 -0,23 -0,24 24 -0,01 98,33
Доходы  от участия в других организациях 80 0 0 0 0 0 0 0
Прочие  доходы 90 3 407 1 388 0,56 0,23 -2 019 -0,33 40,74
Прочие  расходы 100 -4 846 -4 696 -0,79 -0,79 150 0 96,9
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 11 268 14 260 1,84 2,39 2 992 0,55 126,55
Отложенные  налоговые активы 141 0 0 0 0 0 0 0
Отложенные  налоговые обязательства 142 0 0 0 0 0 0 0
Текущий налог на прибыль 150 -3 291 -4 413 -0,54 -0,74 -1 122 -0,2 134,09
Обязательные  платежи в бюджет 180 0 -89 0 -0,01 -89 -0,01 0
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода 190 7 977 9 758 1,29 1,63 1 781 0,34 122,33

     Как следует из таблицы 27, за 2008 год выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг по сравнению с 2007 годом сократилась на 16 672 тыс. руб. (или на 2,72%). Прибыль от продаж составила 18 979 тыс. руб. (увеличившись на 34,2% за счет снижения темпов роста себестоимости продукции над темпами роста выручки от реализации). 

     В 2008 году произошло превышение прочих расходов над соответствующими доходами на сумму 3 308 тыс. руб., в то время как в 2007 г. превышение составляло 1 439 тыс. руб. По результатам деятельности ЗАО «Цифроград» за 2008 г. сформировалась прибыль до налогообложения  в сумме 14 260 тыс. руб.

     После начисления налога на прибыль и иных  обязательных платежей, чистая (нераспределенная) прибыль составила 9 758 тыс. руб., увеличившись на 1 781 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.

     В общем случае эффективность (экономическая целесообразность) функционирования коммерческой организации измеряется абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

     Экономический эффект – это абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности (валовой доход от реализации продукции, прибыль).

     Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта (показатели рентабельности). Экономический смысл показателей рентабельности заключается в подсчете прибыли, приходящейся на рубль выручки от продаж, расходов, активов, капитала. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия.

  Рост  рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:

  • долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности;
  • предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести 
    к потере финансовой устойчивости;
  • расчет рентабельности капитала основывается на учетных, 
    а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, дает неточный результат.

  Показатели  рентабельности не имеют рекомендованных  значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие.

     В отчете о прибылях и убытках выделяются следующие виды прибыли: валовая  прибыль, прибыль от продаж продукции, работ, услуг, прибыль отчетного периода (до налогообложения), чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода. В зарубежной аналитической практике для характеристики результата использования финансовых ресурсов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли,  при этом рассчитываются: рентабельность совокупного капитала (ROA), рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность продаж (ROS).

     В таблице 28 представлены основные показатели рентабельности предприятия.

     Таблица 28. Показатели рентабельности предприятия

Наименование  показателя Порядок расчета Характеристика
1. Чистая  прибыль - Характеризует прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия
2. Рентабельность продаж (ROS) Прибыль от продаж / Выручка от реализации×100%

или с.050 (ф.2) / с.010 (ф.2)

Показывает  объем прибыли, приходящейся на 1 руб. выручки
3. Рентабельность  основной деятельности (рентабельность продукции) Прибыль от продаж / Затраты на производство и сбыт продукции×100% или с.050(ф.2)/(с.020 + с.030 + с. 040) (ф.2) Показывает  объем прибыли, приходящейся на 1 руб. затрат
4. Рентабельность  активов (ROA) Чистая прибыль / Средняя стоимость активов ×100% или с.190(ф.2) / ((с.300н.п. + с.300к.п.)/2)(ф.1) Отражает эффективность  использования всего имущества предприятия
5. Рентабельность  собственного капитала (ROE) Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала ×100% или

 с.190 (ф.2) / ((с.490н.п.+ с.490к.п.)/2)(ф.1)

Отражает эффективность  использования собственного капитала
6. Фондорентабельность  Прибыль от продаж / Средняя стоимость основ-ных средств ×100% или с.050(ф.2)/((с.120н.п.+ с.120к.п.) /2) (ф.1) Отражает эффективность  использования основных средств предприятия

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности