Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Ее величина складывается под влиянием соот¬ношения между доходами и расходами организации. Доходами орга¬низации признается увеличение экономических выгод в результате по¬ступления активов и/или погашения обязательств, приводящее к уве¬личению капитала этой организации, за исключением уставных вкладов участников (собственников имущества).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и структура доходов предприятия………………………………………...6
1.2 Сущность и классификация расходов предприятия……………………………….10
1.3 Прибыль, как конечный результат деятельности гостиничного предприятия средней вместимости……………………………………………………………………14
Глава II АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Анализ общеэкономических показателей деятельности гостиницы……………..24
2.2 Анализ изменения структуры расходов гостиницы……………………………….25
2.3 Анализ структуры и динамики прибыли……………………………………….…..29
Глава III РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1 Инновационные аспекты распределения дохода на предприятии………..………33
3.2 Управление финансовыми результатами компании на основе модели оптимизации затрат……………………………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………………….43
Библиографический список……………………………………………………………..46
Приложение А……………………………………………………………………………47
Приложение Б……………………………………………………………………………48
Приложение В……………

Работа содержит 1 файл

kursovaya_po_ekonomike_na_predpriatii.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

     Фактическую величину фонда Fв определить сложно в силу проблемы асимметрии информации о доходах. Согласно оценкам, недавно обнародованным Комитетом Государственной Думы по труду и социальной политике, заработная плата руководителя частной российской компании превышает оклад рядового работника в 20 - 30 раз. Независимые эксперты, учитывающие данные по официальной и теневой зарплате (удельный вес которой, по данным Министерства экономического развития и торговли РФ, составляет порядка 40 %), считают, что разница в доходах может достигать 100 - 500 раз.

     Такая дифференциация доходов базисного персонала и топ-менеджеров значительно искажает показатель средней заработной платы, рассчитываемый на предприятии, в отрасли, в регионе и в стране. Для оценки реальной социально-экономической ситуации на всех уровнях экономики в расчет указанного показателя не должна включаться заработная плата высших руководителей. При анализе следует рассматривать наиболее часто встречающиеся величины заработных плат, то есть определять моду вариационного ряда заработных плат.

     Известны различные предложения, направленные на повышение оплаты труда базисного персонала. Основная часть посвящена необходимости повышения МРОТ, обоснованию прожиточного минимума, определенно доли фонда оплаты труда в добавленной ценности.

            Очевидно, что в условиях сегодняшней экономики России необходимы институциональные меры, направленные на повышение продуктивности и оплаты труда.

      В экономике принято определять показатели производительности различных факторов производства, характеризующие результативность их использования: труда, производственных фондов, материальных ресурсов, капитальных вложений.

     В показателе производительности труда (объем выпуска на одного работника) отражается как уровень качества продукции, так и величина затрат на ее производство, определяемая эффективностью технологии. Поэтому мотивация роста производительности должна обеспечивать заинтересованность всех групп персонала предприятия в совершенствовании продукции и технологии.

     Одним из решений, способствующих росту продуктивности и оплаты труда, может быть принятие закона, в соответствии с которым на коммерческих предприятиях МРОТ должен увеличиваться пропорционально среднему росту производительности труда в соответствующей отрасли региона с учетом уровня инфляции за истекший период.

     Такое решение позволяет уменьшить асимметрию информации о доходах, обеспечить заинтересованность всех предприятий региона в повышение эффективности производства, заинтересовать все группы предприятия в разработке и внедрении новых технических и организационных решений. Это повысит роль изобретателей и рационализаторов и повлечет увеличение фонда авторских вознаграждений Fa и фонда технического развития FТ. Во многих случаях для роста указанных фондов потребуется сократить Fв .

     Следует отметить, что предлагаемые меры могут привести к банкротству многих предприятий, управляемых некомпетентными менеджерами. В развитых странах это считается нормальным процессом, обеспечивающим постоянное повышение качества продукции, эффективности производства и в конечном счете - качества жизни населения. Наряду с банкротством предприятий, управляемых некомпетентными менеджерами, в развитых странах ежегодно создаются десятки и сотни новых предприятий.

     3.2 Управление финансовыми результатами  компании на основе модели оптимизации затрат

     Финансовые результаты любой компании напрямую связаны с эффективностью использования имеющихся ресурсов, при этом основной задачей оптимизации затрат является нахождение наилучшего варианта потребления ресурсов из множества возможных в рамках деятельности этой компании.

     Основной целью оптимизации затрат является максимизация прибыли компании и рост ее конкурентоспособности без дополнительного кардинального увеличения объема продаж. Рассматривая вопрос оптимизации с точки зрения управления затратами так или иначе сталкиваешься с проблемой выбора методов оптимизации. Наиболее эффективным и аргументированным методом для оптимизации затрат является использование экономико-математической модели. Данный подход позволяет учесть зависимость между конечной целью компании и возникающими затратами.

     Для того чтобы в полной мере раскрыть указанную выше зависимость, необходимо понять что является основной целью деятельности компании. Среди наиболее распространенных целей деятельности организации следует выделить:

     1. увеличение прибыли;

     2. увеличение рыночной стоимости компании;

     3. увеличение объема реализации продукции;

     4.снижение издержек/затрат по определенному направлению или компании в целом;

     5.повышениекконкурентоспособности. 
        Приведенный выше перечень, определяет наиболее распространенные цели, стоящие перед компанией. Однако при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что так или иначе достижение каждой поставленной цели должно в конечном итоге привести к увеличению прибыли предприятия. Более того, исследования показали, что 82,6% российских компаний в качестве стратегических целей деятельности выбирают максимизацию прибыли.

     Учитывая изложенное выше, при построении оптимизационной модели необходимо принимать во внимание зависимость между прибылью и затратами. Показатель, основанный на данной зависимости, ляжет в основу модели оптимизации затрат.

     В теории и практике экономического анализа существует множество показателей, в которых задействовано соотношение прибыль - затраты.

     Наиболее часто употребляемыми показателями являются: экономическая добавленная стоимость (EVA), рентабельность внеоборотных активов, показатель рентабельности текущих затрат (продукции) и рентабельности производственных затрат (маржинальная рентабельность), рентабельность продаж (коэффициент коммерческой рентабельности), рентабельность совокупных активов и др.

     Показатель экономической добавленной стоимости (EVA — Economic Value Added - добавленная экономическая стоимость) в настоящий момент находится на пике популярности среди отечественных экономистов и упоминается в большинстве исследований, так или иначе посвященных вопросу затрат и их управления.

     Концепция EVA была разработана более 10 лет фирмой Stern Stewart & Co. Экономический смысл концепции EVA заключается в том, что капитал компании должен приносить такую прибыль, которая будет обеспечивать норму доходности, требуемую инвестором, акционером или другим собственникам на вложенный капитал. В противном случае стоимость компании уменьшается. В связи с этим все действия менеджмента предприятия заточены на увеличение показателя EVA. Результаты внедрения концепции EVA были различны: на первом этапе отзывы о внедрении этой концепции были от положительных до удовлетворительных. Однако по прошествии времени, анализ состояния компаний, на которых была внедрена концепция, показал, что не все так гладко как хотелось бы: «50 компаний, которые имели наивысшие абсолютные уровни EVA в период с февраля 1987 по февраль 1997 г., зарабатывали годовой доход для акционеров в размере 12,9%, в то время как доходность индекса S&P за тот же период составляла 13,1% в год. Иными словами, даже самые удачливые из акционеров, отягощенных применением EVA, теряли ежегодно более 1,5% от среднего рыночного уровня доходности. Согласно тому же исследованию 50 фирм с наивысшими темпами роста EVA в течение предыдущего года зарабатывали для акционеров лишь 12,8% в следующем году».

     Еще одним недостатком данного показателя является высокая сложность его расчета: не смотря на кажущуюся простоту, применение EVA является достаточно трудоемким процессом. Так разработчики методики расчета EVA предлагают около 160 поправок, позволяющих более полно учитывать стоимость используемых активов и ресурсов. Но даже после всех усовершенствований EVA все еще сохраняет потенциальную угрозу для компании, которая ее использует.

     Показатель рентабельности внеоборотных активов характеризует эффективность использования иммобилизованных активов (средств) организации. Фактически он показывает долю чистой прибыли во внеоборотных активах.

     Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются внеоборотные активы, при этом остальные активы, используемые компанией остаются вне поле зрения. Именно поэтому данный показатель не может быть взят за основу при построении оптимизационной модели.

     Еще одним показателем, который учитывает прибыль, является показатель рентабельности продаж, отражающий количество прибыли на рубль объема продаж. Данный показатель находится под влиянием объема процентных платежей и чрезвычайных доходов и затрат. Более того, показатель не способен представить полную картину формирования затрат и расходов существующих в рамках деятельности компании. Также он не учитывает величину активов, что является немаловажным фактором.

     Рентабельность собственного капитала не учитывает величину заемного капитала, а следовательно не способен в полном объеме отразить процесс формирования затрат в компании.

     Проведя анализ существующих показателей, можно сделать вывод, что в наибольшей степени цели исследования отвечает показатель рентабельности совокупных активов (ROTA).

            Показатель ROTA будет использован в качестве целевой функции оптимизационной модели. Помимо целевой функции модель оптимизации должна содержать ограничения, необходимые для наиболее точных расчетов.

     Совокупность целевой функции и ограничении применительно к оптимизации затрат.

     ROTA → max

     Как уже было отмечено, целевой функцией в предлагаемой модели выступает рентабельность совокупных активов. Данный показатель включает в себя как затраты, которые несет компания, так и доходы которые она получает в ходе своей деятельности. Преимущества рентабельности совокупных активов в том, что максимизация этого показателя приводит к увеличению выручки и снижению себестоимости активов, в том числе за счет снижения непроизводственных расходов, относимых на прибыль, сокращения непроизводственных активов, дебиторской и кредиторской задолженности. Таким образом, происходит оптимизация структуры затрат и повышение эффективности работы компании.

     Однако, как показывает практика финансового менеджмента, построение оптимизационных моделей на базе единственного показателя является неоправданным, поскольку недостатки выбранного показателя искажают конечный результат расчетов.

     Именно поэтому любая модель оптимизации должна содержать в себе как минимум два показателя. Это позволит сбалансировать недостатки, которыми обладает отдельный показатель.

     В качестве второго показателя для построения модели оптимизации затрат был выбран показатель рентабельности собственного капитала, поскольку он позволяет нивелировать часть недостатков, присущих рентабельности совокупных активов. Кроме того, относительная «стабильность» знаменателя данного показателя «сглаживает» сезонные колебания поставок, свойственные большому количеству секторов экономики.

     Приведенная выше система позволяет раскрыть зависимость между доходами и расходами компании, а наличие в системе показателя ROE не позволит упустить из вида не вошедшие в ROTA затраты.

     Наложив на систему дополнительные ограничения, связанные с особенностями расчета выбранных показателей рентабельности, а также со спецификой отрасли или сферой деятельности компании, получаем полноценную модель, адаптированную под конкретную компанию.

     Практическое применение предлагаемой модели позволяет:

  1. соотнести понесенные затраты с конечной целью деятельности компании. При достижении оптимального значения заданной целевой функции структура затрат в компании становится оптимальной. Результатом решения предложенной модели является перечень статей баланса и необходимый «уровень» их изменений, достижение которого позволит компании оптимизировать целевую функцию.
  2. произвести анализ параметров, оказывающих наибольшее влияние на достижение конечного результата;
  3. осуществить моделирование различных сценариев развития компании;
  4. выработать комплекс мероприятий для повышения эффективности деятельности компании;

     Улучшение основных финансовых показателей можно объяснить тем, что чем эффективней компания использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы, тем больше прибыли она получает с единицы вложенных средств.

     Таким образом оптимизация затрат способна привести к общему оздоровлению финансового состояния компании.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия