Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Ее величина складывается под влиянием соот¬ношения между доходами и расходами организации. Доходами орга¬низации признается увеличение экономических выгод в результате по¬ступления активов и/или погашения обязательств, приводящее к уве¬личению капитала этой организации, за исключением уставных вкладов участников (собственников имущества).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и структура доходов предприятия………………………………………...6
1.2 Сущность и классификация расходов предприятия……………………………….10
1.3 Прибыль, как конечный результат деятельности гостиничного предприятия средней вместимости……………………………………………………………………14
Глава II АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Анализ общеэкономических показателей деятельности гостиницы……………..24
2.2 Анализ изменения структуры расходов гостиницы……………………………….25
2.3 Анализ структуры и динамики прибыли……………………………………….…..29
Глава III РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1 Инновационные аспекты распределения дохода на предприятии………..………33
3.2 Управление финансовыми результатами компании на основе модели оптимизации затрат……………………………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………………….43
Библиографический список……………………………………………………………..46
Приложение А……………………………………………………………………………47
Приложение Б……………………………………………………………………………48
Приложение В……………

Работа содержит 1 файл

kursovaya_po_ekonomike_na_predpriatii.doc

— 1.33 Мб (Скачать)
  • для принятия оптимальных решений на всех стадиях жизненного цикла каждого продукта и фирмы в целом;
  • разработки стратегии выживания и обеспечения конкурентного преимущества;
  • организации эффективной системы стимулирования персонала;
  • оптимизации налоговых платежей;
  • установления и поддержания взаимоотношений с налоговыми и другими структурами государства с соблюдением законодательных норм.

     1.3 Прибыль, как конечный результат деятельности гостиничного предприятия средней вместимости

        Доходы фирмы в случае их признания сравниваются с суммой расходов, понесенных в ходе ее производственно-хозяйственной деятельности. Доходы, как и соответствующие им расходы, декларируются в финансовой отчетности фирмы, и методом их взаимного вычитания формируется прибыль фирмы. Последняя характеризует конечный финансовый результат деятельности фирмы. Прибыль есть чистый доход фирмы, т.е. совокупный доход за вычетом произведенных расходов. В прибыли получают законченную денежную оценку все аспекты деятельности фирмы — основная (операционная), инвестиционная и финансовая деятельность.

     Многоаспектность прибыли как экономической категории обусловливает возможность и необходимость ее изучения с различных точек зрения. Наряду с бухгалтерским возможен и другой взгляд на состав и структуру ее формирования. Экономические границы прибыли фирмы задаются еще до начала производственного процесса и определяются средней нормой отдачи на капитал в отраслях экономики. Границы прибыли достаточно подвижны и зависят от условий финансово-хозяйственной деятельности конкретной фирмы. Начиная производство, предприниматель берет на себя дополнительный риск в расчете получить соответствующую индивидуальную премию. Если рыночная конъюнктура будет благоприятной, премия за предпринимательский риск будет высокой. В обратном случае велика вероятность несения убытков.

     Использование специфических, редких видов производственных ресурсов, как, например, узкоспециализированной рабочей силы, уникальной информации, технологических решений и др., предполагает исключительный характер самого производства, его индивидуальность. Очевидно, что организация подобного производства требует от предпринимателя особых, нестандартных решений, которые сопряжены с неопределенностью и риском. Чем выше неопределенность, тем выше премия за риск и, соответственно, уровень индивидуальной прибыли предпринимателя. Помимо премии за риск, монопольной сверхприбыли и ренты к категории индивидуальной прибыли можно отнести вознаграждение за предпринимательскую деятельность {предпринимательскую премию), связанную с удачными технологическими и организационными инновациями. При этом в качестве особого производительного фактора, обеспечивающего получение дополнительной прибыли, рассматривается талант предпринимателя. Очевидно, из всех форм прибыли предпринимательская премия носит наиболее субъективный и в то же время прогрессивный характер.

     В поиске экономических альтернатив современными фирмами движет стремление к обладанию экономической рентой. Экономическая рента — это сверхприбыль, получаемая фирмой в результате превышения альтернативных издержек, когда отрасль не находится в равновесном состоянии, либо в результате обладания фирмой рыночной властью или монополией. Однако следует иметь в виду, что рентоориентированное поведение, распространенное в последние годы в российском бизнесе, ничего общего с экономической рентой не имеет.

     Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия, его работников и государства в целом.

     Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, ибо сам факт прибыльности уже свидетельствует об его эффективной деятельности. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией, она является основным источником прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники капитала и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития. Прибыль в рыночной экономике — движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

     В-третьих, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов, а также других первоочередных отчислений, осуществляются материальное поощрение, предоставляются социальные льготы работникам, содержатся объекты социальной сферы. В-четвертых, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различного уровня. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета.

     Таким образом, прибыль предприятия — основной фактор его экономического и социального развития. Поэтому важно определить механизм формирования прибыли на предприятии, ее величину в натуральном выражении, рассмотреть различные виды прибыли и сферу их применения. В соответствии с бухгалтерской отчетностью предприятий в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» определяются следующие виды прибыли, используемые в настоящее время:

  • валовая прибыль;
  • прибыль (убыток) от продаж;
  • прибыль (убыток) до налогообложения;
  • прибыль (убыток) от обычной деятельности;
  • чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода.

     Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров (работ, услуг) и полной производственной себестоимостью реализованной продукции. Прибыль от продаж определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими (расходами по сбыту) и управленческими (общехозяйственными) расходами, если управленческие расходы признаны организацией в качестве расходов по обычным видам деятельности. Прибыль от продаж можно исчислить и другим способом: путем вычитания из выручки от продажи полной себестоимости реализованной продукции.

     Прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается следующим образом: к прибыли от продаж прибавляются (вычитаются) сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов. Прибыль от обычной деятельности определяется путем вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль и иных аналогичных платежей. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), остающаяся в распоряжении предприятия, определяется с учетом сальдо чрезвычайных доходов и расходов.

     Наряду с показателями прибыли в настоящее время большое внимание уделяется понятию «доходы предприятия (организации)», которые являются исходной базой для исчисления показателей прибыли и в том числе налогооблагаемой прибыли.

     Получение прибыли является определяющим мотивом деятельности фирмы. Это обстоятельство предопределяет огромную значимость показателя прибыли в практической деятельности фирмы, и прежде всего в решении следующих стратегических задач:

     а) разработка товарной стратегии фирмы. Критерием оптимальности товарного ассортимента является обеспечение в течение продолжительного периода постоянного превышения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, над потребностями в финансовых ресурсах, необходимых для поддержания конкурентоспособности предприятия. При этом одним из основных показателей, определяющих рейтинг того или иного вида продукции, выступает прибыль от реализации данного вида продукции;

     б) разработка ценовой стратегии фирмы. При реализации этой 
задачи осуществляются расчеты прибыли с учетом выбора раз- 
личных методов ценообразования (способ «средние издержки + прибыль», на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, на основе ощущаемой ценности товара, по правилу равенства маржинального дохода маржинальным издержкам и т.д.);

     в) разработка стратегии взаимодействия фирмы с рынками 
производственных ресурсов и выбора направлений инвестиционной 
деятельности фирмы. Решения в этой области базируются на расчетах экономической прибыли, которая определяется как разница 
между доходами фирмы от продажи товаров (работ, услуг) и 
вмененными издержками на ресурсы, использованные при получении этих доходов. Фирма получает экономическую прибыль, когда она использует факторы производства таким образом, что приносимая ими выгода превосходит выгоду, которую фирма могла получить при использовании этих ресурсов иным наилучшим способом посредством альтернативных направлений инвестирования;

     г) разработка стратегии реализации интересов собственников (учредителей, участников, акционеров и т.д.). Данную категорию субъектов хозяйственных отношений наряду с информацией об общих результатах финансовой деятельности фирмы (валовой прибыли) интересуют данные о размерах прибыли, направляемой на накопление (как фактор, обеспечивающий стабильность их положения в перспективе), и прибыли, направляемой на выплату дивидендов, доходов на паи и вклады. Показатели прибыли, характеризующие указанные направления, формируются в процессе распределения прибыли, доводятся руководством предприятия до его собственников и подлежат утверждению ими в порядке, предусмотренном законодательством и учредительными документами.

     Независимо от способов образования доходов фирмы их следует определенным образом представить в экономической отчетности. В мировой практике эта процедура стандартизована и сводится к алгоритму трансформации совокупного дохода фирмы в чистую прибыль. Отметим, что алгоритм формирования чистой прибыли в современной России несколько отличается от общепринятого в западной практике. Схематично принципиальная модель формирования чистой прибыли фирмы представлена на рис. 2.

     В современной российской практике принципиальная модель формирования прибыли имеет два конкретных преломления — бухгалтерский и налоговый. Бухгалтерская прибыль определяется как разница между доходами и расходами фирмы, сформированными в соответствии со стандартами бухгалтерского учета и отчетности. При формировании финансового результата по бухгалтерскому учету реализация продукции считается по отгрузке, а себестоимость — по фактически произведенным затратам. При определении финансового результата для целей налогообложения фирма должна руководствоваться налоговым законодательством и вести систему налогового учета доходов и расходов в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ (гл. 25).

     Решение об использовании прибыли к распределению, которая обычно равна чистой прибыли, фирма принимает самостоятельно. При этом она должна стремиться к оптимальному соотношению в распределении средств для реализации многофункциональных задач, стоящих перед ней в долгосрочном и краткосрочном периодах. Основными направлениями использования прибыли фирмы являются: 1) образование финансовых резервов; 2) инвестиции в развитие бизнеса; 3) финансирование социальной сферы и дополнительного материального вознаграждения персонала фирмы (социальный пакет); 4) благотворительные взносы; 5) выплата дивидендов акционерам и доходов учредителям (участникам) на вклады в уставном капитале товариществ и обществ.

     Фирма может предусмотреть создание финансовых резервов для покрытия непредвиденных расходов и убытков. Иногда обязательность резервирования средств для этих целей предусматривается в учредительных документах или в учетной политике фирмы. Размер ежегодных отчислений также предусматривается уставом. Использование резервного фонда носит строго целевой характер. Зарезервированные средства могут быть направлены только на покрытие убытков, погашение облигаций и выкуп акций общества при отсутствии иных средств. Помимо резервного фонда в уставе акционерного общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества. Средства этого фонда могут быть израсходованы только на приобретение акций общества для последующего размещения их среди его работников.

     На фирмах, где резервирование прибыли законодательно не предусмотрено, вопрос о необходимости создания финансовых резервов должен решаться с учетом конкретной ситуации. Ответ на него быть может положительным, когда речь идет о реализации инновационных проектов, осуществлении рискового варианта вложения средств, ведении операций на фондовом рынке и в других сферах с повышенной степенью коммерческих рисков. На предприятиях всех организационно-правовых форм предусмотрена возможность создания резерва под обесценение вложений в ценные бумаги (акции других предприятий, облигации и другие долговые обязательства). Эти так называемые оценочные резервы используются на покрытие разницы между балансовой стоимостью ценных бумаг и их рыночной (котировочной) стоимостью на конец года, если последняя окажется ниже балансовой стоимости.

     Создание резервов осуществляется за счет иммобилизации оборотных средств, что ведет к снижению эффективности их использования. Это обстоятельство может также иметь немаловажное значение при принятии решения о создании резервных фондов.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия