Анализ доходов и расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить процесс управление доходами и расходами предприятия.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть сущность и понятие доходов и расходов организации, их классификацию и порядок отражения в учете;
- выделить инструменты, принципы и методы управления доходами и расходами организации, подчеркнув роль бюджетирования как основу управления доходами и расходами;
- провести анализ управления доходами и расходами на примере предприятия.

Работа содержит 1 файл

доходы и расходы.doc

— 491.50 Кб (Скачать)

Можно построить учет, когда косвенные  расходы как таковые будут отсутствовать, а все затраты будут иметь прямой характер. Например, посчитать, какую площадь занимает подразделение. Стоимость аренды используемых общих площадей можно распределить на подразделение в пропорции с долей сотрудников, работающих в этом подразделении, в общей численности персонала, пользующихся этими площадями. Можно установить счетчик на копировальный аппарат для каждого подразделения и т.д. Однако затраты на такую детализацию могут значительно удорожить учет, тем более, что насущной необходимости в ней нет.

Достаточно все косвенные расходы  распределять в зависимости от числа  сотрудников подразделения: если в  подразделении работает 5 человек, что  составляет 25% всего персонала, то и  косвенные расходы необходимо распределять в пропорции 1 к 4. Еще один приемлемый способ – распределение косвенных расходов в зависимости от занимаемой подразделением площади. Это будет целесообразно, если приходящаяся на одного сотрудника площадь в одном подразделении значительно отличается от других, и то только для расходов по содержанию и обслуживанию офиса.

Таким образом, можно определить себестоимость  услуг, оказываемых конкретным подразделением. Из программы учета рабочего времени  можно получить информацию о том, сколько часов (в том числе в стоимостном выражении) было предъявлено сотрудниками подразделения клиентам к оплате в течение определенного периода времени.

В отделе таможенного оформления работает 5 человек. Из 800 часов отработанного  им в течение месяца времени (160 часов  х 5 человек) клиентам к оплате было предъявлено 400 часов на общую сумму 300000 руб. (750 руб./час). Затраты на содержание подразделения составили за этот месяц 263158 руб. Соответственно, рентабельность подразделения составит:

300000 : 263158 = 1,14 или 14%, что ниже среднего показателя рентабельности по компании (25-30%).

Задача: выяснить причины, из-за которых  рентабельность подразделения оказалась  ниже среднефирменной. Возможно, это  недостаточная загрузка персонала  клиентской работой, невысокий профессиональный уровень консультантов, вследствие чего им приходится значительную часть времени тратить на предварительную проработку вопроса, изучение законодательства (это время на клиента обычно не выставляется), чрезмерная загрузка внутрифирменной, неоплачиваемой, работой и т.п. На основании анализа этой информации можно предпринимать необходимые меры по повышению рентабельности подразделения – от мер по повышению квалификации сотрудников до изменения системы оплаты их труда и мотивации в целом.

Выводы: в данном месяце после проведения анализа всех вышеуказанных причин, было установлено, что низкая рентабельность данного подразделения была вызвана новизной предмета консультирования, необходимостью привлечения услуг сторонней организации и высокие расходы на связь и Интернет. На основании этих фактов было принято решение о повышении квалификации сотрудников, установке и использовании дополнительных БД и переводе сотрудников данного подразделения на другой тариф сотовой связи. Таким же образом можно определить рентабельность и эффективность работы компании в целом, конкретных сотрудников и т.д.

В структуре рабочего времени консультантов  интересуют доли в нем различных  видов работ (клиентская, внутрифирменная, самоподготовка, отсутствие на рабочем  месте по тем или причинам и т.п.) и их динамика в рамках года, а также по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет. Эти данные помогут наиболее эффективно планировать загрузку персонала, отпуска, своевременно регулировать численность консультантов, выявлять слабые места в организации рабочего времени сотрудников и т.д.

Таким образом, можно получать разнообразную  достоверную информацию для принятия эффективных управленческих решений  – от стимулирования сотрудников  до корректировки работы подразделений  и бизнеса в целом. Управленческий учет будет служить основой для построения бизнес-планов компании на определенную перспективу, на создание и развитие новых направлений деятельности.

В целом можно отметить, что предприятию  следует:

- начинать внедрять собственную  систему бюджетирования. Это можно сделать либо в используемой программе 1С: Предприятие 8.1, либо с использованием офисного приложения Excel;

- с учетом того, что рост условно-постоянных  и условно-переменных расходов  на предприятии превышает рост  выручки от реализации, на предприятии следует определить нормативы переменных расходов с привязкой к выручке от реализации;

- следует на постоянной основе  проводить анализ плановых и  фактических расходов предприятия,  выявлять причины отклонений;

- на предприятии следует выделить  ответственных сотрудников, отвечающих как за расходы, так и за доходы (как по объему, так и по структуре) с привязкой их мотивации к результатам.

Заключение

 

Доходами организации признается увеличение экономических выгод  в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) или погашение обязательств, приводящие к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов собственников.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод  в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Доходы и расходы предприятия  могут быть классифицированы по разным признакам. Особенно важное значение имеет классификация доходов и расходов для составления отчетности и ведения бухгалтерского учета.

Важным является принцип соответствия доходов или расходов между текущим  и будущими периодами деятельности организации. Он означает, что доходы признаются только одновременно с соответствующими им расходами (расходами, понесенными в целях извлечения этих доходов), и наоборот.

Финансовый анализ и контроль являются важнейшими инструментами управления доходами и расходами. Анализ - это  практически единственный инструмент оценки надежности потенциального партнера, так как взятые в отрыве один от другого данные бухгалтерской отчетности не позволяют составить целостную картину финансового положения предприятия. Успех хозяйственной деятельности на всех ступенях управленческой иерархии непосредственно зависит от уровня руководства, от своевременно принимаемых решений. Принять правильное управленческое решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе предварительного экономического анализа.

Контроль и анализ — это начальные  этапы управления, которые, в свою очередь, являются одними из элементов  в единой системе управления предприятием. Наибольшего эффекта можно достичь  в комплексе с другими распространенными  программами и методиками. В частности, со следующими управленческими технологиями:

    • системой планирования и бюджетирования (на основе нормирования, научного прогнозирования и т. п.);
    • системой комплексного анализа и контроллинга (анализ носителей издержек, структуры, динамики; построение учетной системы и определение контрольных показателей и т. д.);
    • управлением персоналом (мотивация, системы вовлечения в бизнес-процессы и т. п.);
    • системой организационного обеспечения управления (разработанные и обновляемые регламенты работы, принятия решений, формирования планов мероприятий, закупочных процедур).

Таким образом, эффективное управление доходами и расходами на разных уровнях  обеспечивается использованием методического  единства, предполагающего единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу на предприятии.

Важнейшим принципом сопоставления  доходов и расходов на предприятии  является достижение необходимой рентабельности.

Методы управления доходами представляют собой оптимизационную модель, основанную на прогнозировании спроса для рыночных микросегментов. Управление доходами – экономическая техника, нацеленная на определение наилучшей ценовой политики для оптимизации дохода предприятия на основе определения поведения спроса. Метод управления доходами максимизирует два источника доходов: объем и цена на единицу производимых услуг. Управление затратами в сочетании с контролем цен и объемов продаж позволяет достичь большего эффекта, чем управление ценами и объемами продаж при простом контроле затрат. А в условиях ограниченного спроса или высококонкурентного рынка вопрос управления затратами становится жизненно важным.  Основная цель построения системы управления затратами не сводится к ограничению и контролю расходов — она заключается в оптимизации затрат для получения предприятием заданного результата.

В работе были рассмотрены особенности  учета доходов и расходов ООО  «Интеллект-Ресурс». Анализ финансовых результатов показал отрицательную динамику показателей рентабельности предприятия, что говорит о снижении эффективности использования прибыли предприятия. Предприятию необходимо активизировать работу по сокращению уровня коммерческих и прочих расходов, искать дополнительные пути получения прибыли.

В целом можно отметить, что предприятию  следует:

- начинать внедрять собственную систему бюджетирования. Это можно сделать либо в используемой программе 1С: Предприятие 8.1, либо с использованием офисного приложения Excel;

- с учетом того, что рост условно-постоянных  и условно-переменных расходов  на предприятии превышает рост  выручки от реализации, на предприятии следует определить нормативы переменных расходов с привязкой к выручке от реализации;

- следует на постоянной основе  проводить анализ плановых и  фактических расходов предприятия,  выявлять причины отклонений;

- на предприятии следует выделить ответственных сотрудников, отвечающих как за расходы, так и за доходы (как по объему, так и по структуре) с привязкой их мотивации к результатам.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ  (с изменениями от 21 марта 2002 г.).
    2. Ворожбит Е.Г. Директ – костинг: преимущества и недостатки. // М.: Экономика и бизнес, 2004.
    3. Глазунов В.Н. Управление доходом фирмы: Практические рекомендации. // М.: Экономика, 2003.
    4. Казуева Т.С. Управление доходами и расходами предприятия. – М.: ИД «Дашков и К», 2007.
    5. Керимов В.Э. Бюджетирование и внутрихозяйственный контроль в торговле. Учебное пособие. // Эксмо, 2006.
    6. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование (3-е издание). // М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
    7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. // М.: ИНФРА, 2003.
    8. Управление затратами на предприятии: Учебник / под общ. редак. Г.А. Краюхина. // СПб.: «Издательский дом «Бизнесс-пресса», 2000.
    9. Управленческий учет: Учебное пособие/Под редакцией А.Д. Шеремета. // М.:ФБК-ПРЕСС, 2002.
    10. Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. // Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Классификация доходов организации  согласно ПБУ 9/99

Доходы организации (ПБУ 9/99)

От обычных видов  деятельности

Прочие доходы

Выручка от продажи продукции  и товаров, поступления, связанные  с выполнением работ, оказанием  услуг 

Поступления связанные  с:

  • предоставлением за плату во временное пользование (владение) активов организации*
  • предоставлением за плату прав, возникающих из патентов и других видов интеллектуальной собственности*
  • участием в уставных капиталах других организаций*
  • прибылью, полученной организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
  • продажей основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, продукции, товаров;
  • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации в т.ч. банками

* В случае, если данный  вид деятельности не является  ос-новным (иначе относят к расходам  по обычным видам дея-тельности) 

  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
  • поступления в возмещение причиненных организации убытков;
  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
  • курсовые разницы;
  • сумма дооценки активов;
  • прочие доходы.

Поступления, возникающие  как последствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных  к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Не признаются доходами организации:

  • сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
  • в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
  • авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
  • задатка;
  • в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
  • в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

 

Классификация расходов организации  согласно ПБУ 10/99

Расходы организации (ПБУ 10/99)

По обычным видам  деятельности

Прочие расходы

Расходы, связанные с  изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, расходы, осуществление которых  связано с выполнением работ, оказанием услуг. 
 
Группировка по элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Выбытие активов, связанное  с:

  • предоставлением за плату во временное пользование (владение) активов организации*;
  • предоставлением за плату прав, возникающих из патентов и других видов интеллектуальной собственности *;
  • участием в уставных капиталах других организаций*;
  • с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции;
  • оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление кредитов, займов;
  • отчисления в оценочные резервы и резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • прочие

* В случае, если данный  вид деятельности не является  основным (иначе относят к расходам по обычным видам деятельности)

  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение причиненных организацией убытков;
  • убытки прошлых лет;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;
  • сумма уценки активов;
  • перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью;
  • на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
  • прочие.

Расходы, возникающие  как последствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.)

Не признаются расходами  организации:

  • в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
  • вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
  • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Информация о работе Анализ доходов и расходов