Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:14, курсовая работа
Цель дипломной работы – изучить процесс управление доходами и расходами предприятия.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть сущность и понятие доходов и расходов организации, их классификацию и порядок отражения в учете;
- выделить инструменты, принципы и методы управления доходами и расходами организации, подчеркнув роль бюджетирования как основу управления доходами и расходами;
- провести анализ управления доходами и расходами на примере предприятия.
Анализ показывает, что в финансовых
результатах предприятия
Проведем также анализ показателей рентабельности предприятия.
Таблица 3.9
Анализ показателей
№ п/п |
Наименование показателя |
Способ расчета |
2007г. |
2008г. |
Изменение |
1 |
Исходные данные для расчета показателей рентабельности (тыс. руб.) | ||||
1.1 |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
10 |
144747 |
186580 |
41833 |
1.2 |
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
020+030+040 |
98250 |
126300 |
28050 |
1.3 |
Прибыль (убыток) от продаж |
50 |
26623 |
32818 |
6195 |
1.4 |
Чистая прибыль |
190 |
21250 |
24480 |
3230 |
1.5 |
Средняя стоимость активов |
(300н+300к)/2 |
65829,4 |
71650,35 |
5820,95 |
1.6 |
Средняя величина собственного капитала |
(490н+490к)/2 |
18 089,45 |
24 345,30 |
6 255,85 |
|
|||||
2 |
Показатели рентабельности (%) | ||||
2.1 |
Рентабельность продаж |
1.3/1.1*100 |
18,39% |
17,59% |
-0,80% |
2.2 |
Рентабельность издержек |
1.3/1.2*100 |
27,10% |
25,98% |
-1,11% |
2.3 |
Рентабельность активов (экономическая рентабельность) |
1.4/1.5*100 |
32,28% |
34,17% |
1,89% |
2.4 |
Рентабельность собственного капитала |
1.4/1.6*100 |
117,47% |
100,55% |
-16,92% |
Анализ показал отрицательную динамику показателей рентабельности предприятия, что говорит о снижении эффективности использования прибыли предприятия.
Предприятию необходимо активизировать работу по сокращению уровня коммерческих и прочих расходов, искать дополнительные пути получения прибыли.
Проведем далее анализ структуры доходов и расходов ООО «Интеллект-Ресурс» за январь 2009 г.
Доходы ООО «Интеллект-Ресурс» складываются из нескольких видов:
Распределение доходов по видам деятельности по данным отчетности за январь 2008 г. представлено в Таблице 3.2.
Таблица 3.2
Анализ структуры доходов ООО «Интеллект-Ресурс»
Вид дохода |
Сумма, тыс. руб. |
Доля от общей суммы доходов, % |
Консультации по бухгалтерскому учету |
1 698,4 |
28 % |
Консультации по программному обеспечению |
673,6 |
11 % |
Консультации по таможенному оформлению |
3 711,0 |
61 % |
ИТОГО |
6 083,0 |
100 % |
Расходы ООО «Интеллект-Ресурс» складывается из следующих основных составляющих:
Структура расходов ООО «Интеллект-Ресурс» по данным отчетности за 2007-2008 г. представлена в Табл. 3.3.
Таблица 3.3
Анализ структуры расходов ООО «Интеллект-Ресурс»
№ п/п |
Статья расхода |
Сумма, тыс. руб. |
Изменение | ||
2007 г. |
2008 г. |
тыс. руб. |
% | ||
1. |
Условно-постоянные расходы |
||||
1.1. |
Аренда офиса |
229 |
286 |
57 |
125% |
1.2. |
Расходы по содержанию офиса |
166,5 |
225 |
59 |
135% |
1.3. |
Амортизация |
91,9 |
148 |
56 |
161% |
1.4. |
Пополнение баз данных |
127,8 |
158 |
30 |
123% |
1.5 |
Прочее |
331,6 |
461 |
129 |
139% |
Итого условно-постоянные расходы: |
946,80 |
1277,81 |
331,01 |
135% | |
2. |
Условно-переменные расходы |
||||
2.1. |
Зарплата с начислениями, |
3 360,00 |
5419 |
2059 |
161% |
в том числе АУП и обслуживающего персонала |
660 |
1082 |
422 |
164% | |
2.2. |
Связь |
118,9 |
135 |
17 |
114% |
2.3. |
Обучение |
126,2 |
175 |
49 |
139% |
2.4. |
Командировки |
37,4 |
51 |
13 |
135% |
2.5. |
Внутрикорпоративные мероприятия |
38,9 |
63 |
24 |
161% |
2.6. |
Прочее |
687,8 |
860 |
172 |
125% |
Итого условно-переменные расходы |
4 369,20 |
6 703,09 |
2334 |
153% | |
Расходы всего |
5 316,00 |
7 980,90 |
2665 |
150% |
Таким образом, можно отметить, что при росте выручки от реализации на 29%, условно-постоянные расходы выросли на 35%, а условно-переменные – на 50%, что является отрицательным моментом в деятельности предприятия и снижении эффективности его работы.
Проведем далее расчет себестоимости
и цены продажи услуг ООО «Интеллект-
Количество сотрудников ООО «Интеллект-Ресурс» – 20 человек, из них 15 – консультанты, 3 – обслуживающий персонал и 2 – аппарат управления (соотношение профессионалов к аппарату управления и к обслуживающему персоналу в пропорции 3:1 наиболее оптимально и, как правило, чаще всего встречается на практике).
Средняя заработная плата (доход) с
начислениями во внебюджетные фонды
одного работающего в компании (здесь
и далее все стоимостные
Всего фонд заработной платы с начислениями составляет 280 тыс. руб.
Среднее количество человеко-часов за месяц составляет (из расхода 160 рабочих часов в среднем ежемесячно):
15 человек х 160 часов = 2400 чел./часов.
Среднемесячная величина расходов – 5316000 руб. /12 мес. = 443000 руб.
Таким образом, себестоимость одного человеко-часа составит:
443000 : 2400 = 185 руб.
Но для определения цены продажи услуги этого показателя недостаточно. В консультационном бизнесе продается не весь произведенный «товар» (время), а лишь часть от всего рабочего времени. Остальное время займут определенные виды внутрифирменной работы, время, затрачиваемое на самоподготовку, отпуска, болезни и т.п., т.е. все то, что клиентами оплачено не будет. Тем не менее, это неоплачиваемое время также должно быть компенсировано, иначе его стоимость станет нашим прямым убытком. В связи с этим мы должны учесть себестоимость и этого времени при определении стоимости услуги.
Исходя из практики консультационных компаний в России, в среднем около 50% рабочего времени консультантов выставляется на клиентов, остальное же время не оплачивается. В связи с этим мы можем умножить полученный нами результат на 2, после чего получим реальную себестоимость одного человеко-часа работы специалиста на клиента – 370 руб.
Опять же основываясь на данных из практики, рентабельность консультационного бизнеса в России составляет в среднем 25-30%. Применив минимальную рентабельность в размере 25%, мы получим необходимое нам значение:
370 + 25% = 463 руб.
Таким образом, стоимость консультационных услуг составит приблизительно 463 руб. за один час работы специалиста.
Однако для консультаций используют дифференцированный подход к ценообразованию, что обусловлено квалификацией специалиста. Ставка в 463 руб. рассчитана для специалистов «средней» квалификации. Можно использовать понижающие (повышающие) коэффициенты к средней стоимости услуги. В ООО «Интеллект-Ресурс» средняя заработная плата с начислениями одного консультанта составляет 15000 руб. Но градация заработной платы составляет от 10000 руб. до 18000 руб. в зависимости от квалификации сотрудника. Соответственно, коэффициент понижения к цене продажи в случае консультирования младшим сотрудником составит:
10000 : 15000 = 0,67
Следовательно, стоимость услуги составит:
463 руб. х 0,67 = 310,21 руб.
Коэффициент повышения составит 18000 : 15000 = 1,2
В этом случае стоимость услуги будет равна:
463 х 1,2 = 555,6 руб.
Средняя фактическая ставка по услугам, оказанным в течение определенного периода времени, будет, вероятнее всего, ниже декларируемых, т.к. она определяется с учетом различных скидок, предоставляемых постоянным или перспективным клиентам.
Обладая подробной информацией о структуре рабочего времени и себестоимости человеко-часа, мы сможем рассчитывать показатели, позволяющие оперативно и своевременно принимать эффективные управленческие решения.
К таким показателям относятся:
Учет себестоимости должен строиться не только по принципу «условно-переменные – условно постоянные» расходы в целом, но и по каждому конкретному подразделению. В ООО «Интеллект-Ресурс» два подразделения: отдел программного и бухгалтерского сопровождения и отдел таможенного оформления. В связи с этим встает вопрос, каким образом необходимо распределять косвенные расходы и что они из себя вообще представляют. К прямым расходам на подразделение можно отнести заработную плату с начислениями на нее работающих в нем специалистов, амортизацию используемого только ими оборудования и расходы, непосредственно относящиеся к этим сотрудникам: мобильная и стационарная телефонная связь, командировочные расходы, затраты на обучение и повышение квалификации. Все остальное – косвенные расходы: аренда и эксплуатация офиса, амортизация общефирменного оборудования (компьютеры, копировальные, факсимильные аппараты и прочая оргтехника), пополнение баз данных (за исключением тех, которые используются исключительно сотрудниками этого подразделения), охрана, содержание аппарата управления и обслуживающего персонала.