Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:39, реферат
В современных условиях универсализации деятельности финансовых учреждений расширение спектра финансовых услуг стало важным условием для стабильного экономического роста в стране. Развитие экономики страны в значительной степени определяется степенью развития банковской системы.
Введение
1.Классификация доходов и расходов банка как объектов учета
2. Правила учета доходов и расходов коммерческого банка
3. Бухгалтерский учет доходов и расходов банка
Список литературы…………………………………………………
Анализ доходов и расходов коммерческого банка
Содержание
Введение
1.Классификация доходов и расходов банка как объектов учета
2. Правила учета доходов и расходов коммерческого банка
3. Бухгалтерский учет доходов и расходов банка
Список
литературы…………………………………………………
Введение
В современных условиях универсализации деятельности финансовых учреждений расширение спектра финансовых услуг стало важным условием для стабильного экономического роста в стране. Развитие экономики страны в значительной степени определяется степенью развития банковской системы.
Бухгалтерский учет в банках является информационной системой, которая содержит в себе исчерпывающие финансовые ведомости о банке – субъекте хозяйственной деятельности. Система бухгалтерского учета должна быть актуальной, надежной, эффективной.
Источником информации о деятельности банковского учреждения является его учетная система. В Украине общие принципы построения учетных систем общие для всех субъектов хозяйствования. Их определено Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 р. № 996-ХIV и Национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета. Но бухгалтерский (финансовый) учет в банках имеет свои особенности, что обусловлено экономическим содержанием объектов учета и характером банковских операций.
Предметом бухгалтерского учета в банках в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления деятельностью банка.
К объектам бухгалтерского учета в банках можно отнести: банковские доходы, расходы, прибыль (убыток), активы, обязательства, капитал.
Бухгалтерский учет базируется на определенных правилах определения, регистрации, классификации и интерпретации операций или событий, связанных с деятельностью банка. Все это и составляет метод бухгалтерского учета, который состоит из таких элементов: документация и инвентаризация; оценка и калькуляция; счета и двойная запись; бухгалтерский баланс и отчетность.
Бухгалтерский
учет является важным элементом контроля.
На управленческие решения существенно
влияет бухгалтерская информация о состоянии
расчетов, наличных средств, ценных бумаг,
которыми владеет банк, депозитных операций,
валютных средств, кредитных ресурсов
и его кредитного портфеля.
1 Классификация доходов и расходов банка как объектов учета
Состав доходов и расходов банка обусловлен финансовым состоянием (природой) банковской системы, которая и определяет объекты учета.
Доходы - рост экономической выгоды в течение отчетного периода в виде поступления активов или увеличения их полезности или в виде уменьшения обязательств, результатом которого является увеличение собственного капитала (но не за счет взносов учредителей в УФ). Возникновение доходов происходит одновременно с признанием возрастания актива или уменьшения обязательства).
Расходы - уменьшение экономической выгоды в течение отчетного периода в виде выбытия или амортизации активов или в виде возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (причем это уменьшение не должно быть связано с учредителями).
Разница между доходами и расходами банка составляют финансовый результат его деятельности: если доходы превышают расходы - прибыль, если расходы превышают доходы - убыток.
Доходы и расходы, признанные банком, рассматривают как такие, которые получены в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
В результате операционной деятельности банка возникают такие доходы и расходы:
1. Процентные
доходы и расходы (
2. Комиссионные доходы и расходы (61 и 71 разделы ПС).
3. Результат от торговых операций (62 раздел ПС).
4. Др. операционные доходы и расходы (63 и 73).
5. Общие административные затраты (74).
6. Отчисления в резервы (77).
7. Возврат списанных активов (67).
8. Непредвиденные доходы и расходы (68 и 78).
9. Налог на прибыль (79).
1) Процентными называют доходы (расходы), которые рассчитываются пропорционально времени и сумме актива или обязательства.
Различают такие виды процентных доходов (расходов):
1. Доходы (расходы) по операциям со средствами, размещенными в других банках (привлеченными от других банков).
2. Доходы (расходы)
по кредитам и депозитам,
3. Доходы (расходы) в виде амортизации дисконта (премии) по долговым ЦБ.
2) Комиссионные доходы и расходы - это доходы, которые банк получает, или расходы, которые банк несет по всем предоставленным (полученным) услугам (суммы денежных средств, которые получены или выплачены банками за расчетно-кассовое обслуживание, за услуги кредитного характера, а именно: выдача и получение гарантий, поручительств, открытие кредитных линий, акцептные операции; комиссии, полученные и выплаченные по операциям с конвертации - обслуживание валютных счетов, покупки-продажи инвалюты, выполнение трастовых операций и некоторые др.).
Чистый комиссионный доход определяют вычитанием от комиссионных доходов комиссионных расходов.
3) Прибыль (убыток) от торговых операций - результат (прибыль или убыток) от операций покупки-продажи разных финансовых инструментов (по операциям с ЦБ, с ин. валютой и банковскими металлами).
4) К другим операционным доходам и расходам - относят доходы и расходы от операций, не связанных с инвестиционной и финансовой деятельностью: дивидендный доход, штрафы, пени, полученные (оплаченные) по банковским операциям, доходы (расходы) от предоставленных (полученных) консультационных услуг финансового характера, доходы (расходы) от операционного лизинга и т.д.
5) Общие административные расходы - это расходы, которые связаны с обеспечением деятельности банковского учреждения. К ним относят: расходы на содержание персонала (з/п, премии); начисление налогов, сборов и др. обязательных платежей, кроме налога на прибыль, расходы на содержание ОС и НА; на телекоммуникации; эксплуатационные и хозяйственные расходы; др. административные расходы (командировки, представительские расходы, маркетинг и реклама, спонсорство) и некоторые др.
Сумма прибыли от операций рассчитывается как разница между операционными доходами за вычетом операционных затрат.
6) Расходы на формирование резервов для покрытия убытков от активных операций. К ним относятся резервы под обесценивание ЦБ, на покрытие возможных потерь от кредитных операций, покрытие убытков по сомнительной дебиторской задолженности, а также резервов под задолженность по начисленным доходам. (Особенность данной группы - это неденежные расходы). Суммы сформированных резервов отображают оценку качества активов со стороны руководства банка.
Расчет прибыли до налогообложения проводится с учетом затрат по сомнительным и безнадежным долгам.
7) Непредвиденные доходы и расходы - они имеют случайный, разовый
характер и поэтому оказывают особое влияние на фин. рез-т полученный банком (являются результатом чрезвычайных событий, кот. могут существенно повлиять на доход банка но не касаются его операционной деятельности).
По результатам инвестиционной деятельности банк определяет:
доходы (расходы) по операциям с реализации (приобретения) инвестиционных ЦБ, в т.ч. к погашению;
доходы (расходы)
по операциям связанным с
доходы (расходы) от реализации (приобретения) ОС и НА.
По результатам операций, связанных с финансовой деятельностью, банк определяет:
доходы (расходы) по операциям с ЦБ собственного долга;
доходы (расходы) по субординированному долгу;
дивиденды, выплаченные в течение отчетного периода;
доходы, которые возникают в результате выпуска инструментов собственного капитала.
Чистая прибыль банка, которая образовывается после выплаты налога на прибыль, распределяется по направлениям, утвержденным собранием акционеров или на капитализацию дивидендов, на формирование общих резервов и резервных фондов. Сумму чистой прибыли, которая остается для развития банковского бизнеса, называют нераспределенной прибылью.
2. Правила учета доходов и расходов коммерческого банка
В процессе учета доходов и затрат банка руководствуются такими правилами.
Правило первое. При классификации расходов по элементам и целевому назначению различают капитальные расходы и текущие.
Капитальные расходы возникают в процессе приобретения, усовершенствования и доведения основных средств (необоротных активов) до состояния пригодного к эксплуотации, т.е. они рассчитаны на длительное время.
Текущие расходы
списываются сразу или
ходы будущего времени, если выгода от их осуществления ожидается в следующем отчетном периоде.
Правило второе. В практике предоставление (получение) услуг нередко совпадает во времени с поступлением (выплатой) денежных средств.
Для объективного
определения финансового
Исходя из этих принципов, можно классифицировать доходы и расходы по таким группам:
1) доходы, полученные и осуществленные одновременно, расходы понесенные и уплаченные одновременно;
2) доходы, полученные
наперед, но еще не
3) доходы заработанные, но еще не полученные (начисленный доход), расходы понесенные, но еще не выплаченные (начисленный расход).
Задолженность по начисленным доходам признается сомнительной, если есть неуверенность в ее погашении должником. Дальнейший учет такой задолженности ведется на счетах группы 960 А «Невыплаченные в срок доходи» до погашения долга или до окончания срока позывной давности.
Правило третье. Следствия операции могут распространяться на два или более учетных периода.
В соответствии с принципами начисления и соответствия доходы и расхлды должны быть правильно оценены в каждом отчетном периоде. С этой целью в конце каждого учетного периода должны быть составлены бухгалтерские записи по таким операциям, следствие которых распространяются за границы учетного периода, в котором осуществлялась начальная операция. Такие проводки называются регулирующими.
Правило четвертое. Учет доходов и расходов осуществляется наростающим итогом с начала года. Остатки по счетам доходов и расходов закрываются итоговой проводкой в последний день отчетного года.
Синтетические счета для учета доходов сгрупированы в шестом классе Плана счетов, а для учета расходов - в седьмом классе.
3. Бухгалтерский учет доходов и расходов банка
Проценты и приравниваемые к ним комиссии должны учитываться регулярно, не реже 1 раза в месяц, независимо от периодичности расчетов, которые определены в соглашении с контрагентом.
В конце каждого месяца (или ежедневно - по решению банка - в зависимости от учетной политики банка) выполняются такие бухгалтерские записи:
1. При начислении доходов:
Д-т «Начисленные доходы» К-т «Доходы»
2. При начислении расходов:
Д-т «Расходы» К-т «Начисленные расходы»
3. При получении
банком сумм начисленных
Информация о работе Анализ доходов и расходов коммерческого банка