Анализ доходов и расходов коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:39, реферат

Описание работы

В современных условиях универсализации деятельности финансовых учреждений расширение спектра финансовых услуг стало важным условием для стабильного экономического роста в стране. Развитие экономики страны в значительной степени определяется степенью развития банковской системы.

Содержание

Введение
1.Классификация доходов и расходов банка как объектов учета
2. Правила учета доходов и расходов коммерческого банка
3. Бухгалтерский учет доходов и расходов банка
Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

анализ доходов и расходов банка.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Анализ  доходов и расходов коммерческого банка

Содержание

Введение

1.Классификация доходов и расходов банка как объектов учета

2. Правила учета  доходов и расходов  коммерческого банка

3. Бухгалтерский учет  доходов и расходов  банка

Список  литературы………………………………………………… 
 
 

     Введение 

     В современных условиях универсализации  деятельности финансовых учреждений расширение спектра финансовых услуг стало важным условием для стабильного экономического роста в стране. Развитие экономики страны в значительной степени определяется степенью развития банковской системы.

       Бухгалтерский учет в банках является информационной системой, которая содержит в себе исчерпывающие финансовые ведомости о банке – субъекте хозяйственной деятельности. Система бухгалтерского учета должна быть актуальной, надежной, эффективной.

     Источником  информации о деятельности банковского  учреждения является его учетная система. В Украине общие принципы построения учетных систем общие для всех субъектов хозяйствования. Их определено Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 р. № 996-ХIV и Национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета. Но бухгалтерский (финансовый) учет в банках имеет свои особенности, что обусловлено экономическим содержанием объектов учета и характером банковских операций.

     Предметом бухгалтерского учета в банках в  общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления деятельностью банка.

     К объектам бухгалтерского учета в  банках можно отнести: банковские доходы, расходы, прибыль (убыток), активы, обязательства, капитал.

     Бухгалтерский учет базируется на определенных правилах определения, регистрации, классификации и интерпретации операций или событий, связанных с деятельностью банка. Все это и составляет метод бухгалтерского учета, который состоит из таких элементов: документация и инвентаризация; оценка и калькуляция; счета и двойная запись;  бухгалтерский баланс и отчетность.

     Бухгалтерский учет является важным элементом контроля. На управленческие решения существенно влияет бухгалтерская информация о состоянии расчетов, наличных средств, ценных бумаг, которыми владеет банк, депозитных операций, валютных средств, кредитных ресурсов и его кредитного портфеля. 

1 Классификация доходов  и расходов банка  как объектов учета

Состав доходов  и расходов банка обусловлен финансовым состоянием (природой) банковской системы, которая и определяет объекты  учета.

Доходы  - рост экономической выгоды в течение отчетного периода в виде поступления активов или увеличения их полезности или в виде уменьшения обязательств, результатом которого является увеличение собственного капитала (но не за счет взносов учредителей в УФ). Возникновение доходов происходит одновременно с признанием возрастания актива или уменьшения обязательства).

Расходы - уменьшение экономической выгоды в течение отчетного периода в виде выбытия или амортизации активов или в виде возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала (причем это уменьшение не должно быть связано с учредителями).

Разница между  доходами и расходами банка составляют финансовый результат его деятельности: если доходы превышают расходы - прибыль, если расходы превышают доходы - убыток.

Доходы и расходы, признанные банком, рассматривают как  такие, которые получены в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

В результате операционной деятельности банка возникают такие доходы и расходы:

1. Процентные  доходы и расходы (соответственно 60 и 70 разделы ПС).

2. Комиссионные  доходы и расходы (61 и 71 разделы ПС).

3. Результат  от торговых операций (62 раздел  ПС).

4. Др. операционные  доходы и расходы (63 и 73).

5. Общие административные  затраты (74).

6. Отчисления  в резервы (77).

7. Возврат списанных  активов (67).

8. Непредвиденные  доходы и расходы (68 и 78).

9. Налог на  прибыль (79).

1) Процентными называют доходы (расходы), которые рассчитываются пропорционально времени и сумме актива или обязательства.

Различают такие  виды процентных доходов (расходов):

1. Доходы (расходы)  по операциям со средствами, размещенными в других банках (привлеченными от других банков).

2. Доходы (расходы)  по кредитам и депозитам, предоставленным  (полученным) юридическим и физическим  лицам и по другим процентным  финансовым инструментам, в том  числе по долговым ЦБ.

3. Доходы (расходы) в виде амортизации дисконта (премии) по долговым ЦБ.

2) Комиссионные доходы и расходы - это доходы, которые банк получает, или расходы, которые банк несет по всем предоставленным (полученным) услугам (суммы денежных средств, которые получены или выплачены банками за расчетно-кассовое обслуживание, за услуги кредитного характера, а именно: выдача и получение гарантий, поручительств, открытие кредитных линий, акцептные операции; комиссии, полученные и выплаченные по операциям с конвертации - обслуживание валютных счетов, покупки-продажи инвалюты, выполнение трастовых операций и некоторые др.).

Чистый комиссионный доход определяют вычитанием от комиссионных доходов комиссионных расходов.

3) Прибыль (убыток) от торговых операций - результат (прибыль или убыток) от операций покупки-продажи разных финансовых инструментов (по операциям с ЦБ, с ин. валютой и банковскими металлами).

4) К другим операционным доходам и расходам - относят доходы и расходы от операций, не связанных с инвестиционной и финансовой деятельностью: дивидендный доход, штрафы, пени, полученные (оплаченные) по банковским операциям, доходы (расходы) от предоставленных (полученных) консультационных услуг финансового характера, доходы (расходы) от операционного лизинга и т.д.

5) Общие административные расходы - это расходы, которые связаны с обеспечением деятельности банковского учреждения. К ним относят: расходы на содержание персонала (з/п, премии); начисление налогов, сборов и др. обязательных платежей, кроме налога на прибыль, расходы на содержание ОС и НА; на телекоммуникации; эксплуатационные и хозяйственные расходы; др. административные расходы (командировки, представительские расходы, маркетинг и реклама, спонсорство) и некоторые др.

Сумма прибыли  от операций рассчитывается как разница  между операционными доходами за вычетом операционных затрат.

6) Расходы на  формирование резервов для покрытия убытков от активных операций. К ним относятся резервы под обесценивание ЦБ, на покрытие возможных потерь от кредитных операций, покрытие убытков по сомнительной дебиторской задолженности, а также резервов под задолженность по начисленным доходам. (Особенность данной группы - это неденежные расходы). Суммы сформированных резервов отображают оценку качества активов со стороны руководства банка.

Расчет прибыли до налогообложения проводится с учетом затрат по сомнительным и безнадежным долгам.

7) Непредвиденные  доходы и расходы - они имеют случайный, разовый

характер и  поэтому оказывают особое влияние  на фин. рез-т полученный банком (являются результатом чрезвычайных событий, кот. могут существенно повлиять на доход банка но не касаются его операционной деятельности).

По результатам  инвестиционной деятельности банк определяет:

доходы (расходы) по операциям с реализации (приобретения) инвестиционных ЦБ, в т.ч. к погашению;

доходы (расходы) по операциям связанным с увеличением (уменьшением) инвестиций в ассоциированные  компании;

доходы (расходы) от реализации (приобретения) ОС и НА.

По результатам  операций, связанных с финансовой деятельностью, банк определяет:

доходы (расходы) по операциям с ЦБ собственного долга;

доходы (расходы) по субординированному долгу;

дивиденды, выплаченные  в течение отчетного периода;

доходы, которые  возникают в результате выпуска  инструментов собственного капитала.

Чистая  прибыль банка, которая образовывается после выплаты налога на прибыль, распределяется по направлениям, утвержденным собранием акционеров или на капитализацию дивидендов, на формирование общих резервов и резервных фондов. Сумму чистой прибыли, которая остается для развития банковского бизнеса, называют нераспределенной прибылью.

2. Правила учета  доходов и расходов  коммерческого банка

В процессе учета  доходов и затрат банка руководствуются такими правилами.

Правило первое. При классификации расходов по элементам и целевому назначению различают капитальные расходы и текущие.

Капитальные расходы  возникают в процессе приобретения, усовершенствования и доведения основных средств (необоротных активов) до состояния пригодного к эксплуотации, т.е. они рассчитаны на длительное время.

Текущие расходы  списываются сразу или рассматриваются  как рас-

ходы будущего времени, если выгода от их осуществления  ожидается в следующем отчетном периоде.

Правило второе. В практике предоставление (получение) услуг нередко совпадает во времени с поступлением (выплатой) денежных средств.

Для объективного определения финансового результата возникает необходимость осуществлять учет доходов и текущих расходов банка в соответствии с принципами начисления, соответствия и осмотрительности.

Исходя из этих принципов, можно классифицировать доходы и расходы по таким группам:

1) доходы, полученные  и осуществленные одновременно, расходы понесенные и уплаченные одновременно;

2) доходы, полученные  наперед, но еще не заработанные (доход будущего периода), расходы,  выплаченные наперед но еще  не понесенные (расходы будущих  периодов);

3) доходы заработанные, но еще не полученные (начисленный  доход), расходы понесенные, но еще не выплаченные (начисленный расход).

Задолженность по начисленным доходам признается сомнительной, если есть неуверенность  в ее погашении должником. Дальнейший учет такой задолженности ведется  на счетах группы 960 А «Невыплаченные в срок доходи» до погашения долга или до окончания срока позывной давности.

Правило третье. Следствия операции могут распространяться на два или более учетных периода.

В соответствии с принципами начисления и соответствия доходы и расхлды должны быть правильно оценены в каждом отчетном периоде. С этой целью в конце каждого учетного периода должны быть составлены бухгалтерские записи по таким операциям, следствие которых распространяются за границы учетного периода, в котором осуществлялась начальная операция. Такие проводки называются регулирующими.

Правило четвертое. Учет доходов и расходов осуществляется наростающим итогом с начала года. Остатки по счетам доходов и расходов закрываются итоговой проводкой  в последний день отчетного года.

Синтетические счета для учета доходов сгрупированы в шестом классе Плана счетов, а для учета расходов - в седьмом классе.

3. Бухгалтерский учет  доходов и расходов  банка

Проценты и  приравниваемые к ним комиссии должны учитываться регулярно, не реже 1 раза в месяц, независимо от периодичности расчетов, которые определены в соглашении с контрагентом.

В конце каждого  месяца (или ежедневно - по решению  банка - в зависимости от учетной  политики банка) выполняются такие  бухгалтерские записи:

1. При начислении  доходов:

Д-т «Начисленные доходы» К-т «Доходы»

2. При начислении  расходов:

Д-т «Расходы»  К-т «Начисленные расходы»

3. При получении  банком сумм начисленных доходов  (при получении средств):

Информация о работе Анализ доходов и расходов коммерческого банка