Автор: q*********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 09:33, курсовая работа
Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, владельцев-собственников. Это может быть анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, анализ конечных финансовых результатов производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности, анализ финансового состояния предприятия, анализ его деловой активности и т.д.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Содержание, предмет экономического анализа
1.1. Предмет и задачи экономического анализа……………………………..5
1.2. Метод экономического анализа………………………………………….6
1.3. Система показателей анализа хозяйственной деятельности
организаций………………………………………………………………..6
1.4. Виды экономического анализа…………………………………………..7
2. Анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия
2.1. Анализ финансовых результатов………………………………………...9
2.2. Анализ финансового состояния предприятия………………………….13
3. Анализ деловой активности предприятия и эффективности использования
основного и оборотного капитала
3.1. Анализ деловой активности предприятия……………………………...22
3.2. Анализ эффективности использования основного и оборотного
капитала ………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………....33
Список использованных источников…………………………………………..36
На втором этапе финансового анализа оценивается качество информации, качество доходов, т.е. влияние способов и методов учета на формирование прибыли и других финансовых результатов.
На третьем этапе проводится сам анализ с использованием следующих основных методов:
горизонтального – сравнение каждой позиции баланса или другой формы отчетности с данными предшествующего периода;
вертикального
– определение структуры
трендового – анализ показателя за ряд лет и определение тренда с помощью математической обработки ряда динамики.
Анализ может вестись как по абсолютным, так и по относительным показателям.
Финансовые
результаты деятельности предприятия
характеризуются суммой полученной
прибыли и уровнем
деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на
финансовых и валютных биржах и т. д.).
Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Прибыль и рентабельность являются важными показателями эффективности производства. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник фонда предприятий, а с другой – источник доходов государственного и местного бюджетов.
В
нашем анализе будут
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год | Изменения (+, - ) | Темп роста, % | |||
Тыс. руб. | % к строке | Тыс. руб. | % к строке | Тыс. руб. | Уд. веса | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Выручка
(нетто) от реали-
зации продукции (работ, услуг) |
39150 | 100 | 53046 | 100 | +13896 | 0 | 135,49 |
2. Себестоимость
реализации това-
ров, продукции, работ, услуг |
35226 | 89,98 | 46411 | 87,49 | +11185 | -2,49 | 131,75 |
3. Коммерческие расходы | 916 | 2,34 | 1557 | 2,94 | +641 | +0,6 | 169,98 |
Продолжение табл. 1
4. Управленчес-
кие расходы |
- | - | - | - | - | - | - |
5. Прибыль
(убы-
ток) от реализа- ции (стр 1 – стр 2 – стр 3 – стр 4 – стр 4) |
3008 | 7,68 | 5078 | 9,57 | +2070 | +1,89 | 168,82 |
Из таблицы видно, что выручка от продаж увеличилась довольно значительно – на 13896 тыс. р. или на 35,49% по сравнению с прошлым годом, прибыль от реализации также возросла, ее рост составил 2070 тыс. р. или 68,82%. Доля прибыли от реализации в выручке возросла на 1,89%. Этому способствовало то, что доля себестоимости продукции в выручке снизилась на 2,49% с 89,98% в предыдущем году до 87,49% в отчетном году, хотя нужно отметить, что доля себестоимости производимой продукции все же высока. Доля коммерческих расходов увеличилась, хотя и незначительно – всего на 0,6% при том, что коммерческие расходы и так составляли малую часть (2,34% в предыдущем году и 2,94% в отчетном).
Для получения более полной картины финансовых результатов деятельности предприятия важно учитывать не только размеры и прирост прибыли, но и уровень рентабельности; знать сколько прибыли получено на каждый рубль производственных фондов. Поэтому проанализируем изменение уровня рентабельности реализованной продукции по отношению к себестоимости и рассчитаем влияние на отклонение рентабельности от уровня прошлого года изменений полной себестоимости реализованной продукции и массы прибыли. Расчет влияния факторов выполним методом цепных подстановок.
Метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. Данный способ анализа используется лишь тогда, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер, когда она представляется в виде прямой или обратно пропорциональной зависимости.
Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной, все остальные показатели при этом считаются неизменными.
Степень
влияния того или иного показателя
выявляется последовательным вычитанием:
из второго расчета вычитается первый
из третьего второй и т. д.
Показатель | Начало года | Конец года | Абс. откл. |
Себестоимость
проданных товаров,
продукции, работ, услуг (а) |
35226 | 46411 | +11185 |
Коммерческие расходы (b) | 916 | 1557 | +641 |
Управленческие расходы | - | - | - |
Прибыль от продаж (d) | 3008 | 5078 | +2070 |
Рентабельность реализации продукции, % (с) | 8,32 | 10,59 | +2,27 |
рентабельность
=
рентабельность
=
Т.к. в нашем случае управленческие расходы равны 0, формулу можно представить в следующем виде:
с =
с – рентабельность реализации продукции;
d – прибыль от продаж;
a – себестоимость проданных товаров;
b – коммерческие расходы.
Выполним подстановки, представив результаты в виде таблицы:
a | b | d | c | ||
База | 35226 | 916 | 3008 | 8,32 | - |
1-я подстановка | 46411 | 916 | 3008 | 6,36 | -1,96 |
2-я подстановка | 46411 | 1557 | 3008 | 6,27 | -0,09 |
3-я подстановка | 46411 | 1557 | 5078 | 10,59 | +4,32 |
Таким
образом, по сравнению с предыдущим
годом рентабельность увеличилась
на 2,27%, это увеличение произошло
за счет роста прибыли от продаж
и было не очень значительным, так
как рост себестоимости проданных товаров
вызвал уменьшение рентабельности на
1,96%, а рост коммерческих расходов – на
0,09%.
2.2. Анализ финансового состояния предприятия
Финансовое
состояние предприятий
Задачами экономического анализа финансового состояния являются: объективная оценка использования финансовых ресурсов на предприятиях, выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения, а также улучшение отношений между предприятиями и внешними финансовыми, кредитными органами и др.
Дадим предварительную оценку финансового состояния предприятия, исходя из соблюдения им и покупателями его продукции платежной дисциплины, а также финансовых результатов за отчетный период.
Исходя из табл. 4, предварительная оценка финансового состояния предприятия в целом удовлетворительная, предприятие сохраняет финансовую независимость (хотя степень независимости снижается), сохраняется определенная степень платежеспособности. Вместе с тем на предприятии наблюдается нехватка собственных оборотных средств. Наличие просроченных ссуд, дебиторской и кредиторской задолженности также свидетельствует о неблагополучном состоянии предприятия.
Абсолютные значения активов и пассивов служат исходной информацией для расчета относительных характеристик структуры баланса, по которым и
делаются основные заключения.
начало года | конец года | |
1.Динамика активов | Основной
капитал 10340 < 14622
(положит.
динамика)
Оборотный капитал 5050 < 9798 (положит. динамика) Совокупные
активы 15390 < 24420 (положит.
динамика), динамика положительная, прирост имущества связан одно- временно с ростом основного капитала и оборотного капитала | |
2. Структура капитала (соотношение собственных и заемных источников средств) | Собственный
капитал 11947 < 13418
Заемный
капитал
3443 < 11002, прирост имущества произошел как за счет прироста собственного капитала, так и за счет прироста заемного капитала. Но при этом собственный капитал вырос незначительно (на 12,3%), а рост заемного капитала составил 319,5% (т.е. ЗК вырос более, чем в 3 раза), исходя из этого можно сделать вывод, что предприятие теряет финансовую независимость, хотя пока еще СК>ЗК (предприятие остается финансово независимым) | |
3. Финансовая
устойчивость предприятия ( ния оборотных активов) |
Собственный
капитал 11947 13418
Основной капитал 10340 _ 14622__ На начало
года на предприятии имеется | |
4. Текущая
платежеспособ-
ность предприятия |
Оборотный
капитал 5050
9798
Краткосрочн. Обязат-ва 3443 8015 И на начало, и на конец года предприятие обладает определенной платежеспособностью |