Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и организационно-методических положений анализа дебиторской и кредиторской задолженности, которые обеспечивают решение важных задач, имеющих существенное значение для управления финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой организации.

Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

- теоретическое изучение анализа дебиторской и кредиторской задолженностью;

- определение цели и задач анализа дебиторской и кредиторской задолженности, изучение информационных и организационных основ дебиторской и кредиторской задолженности;

- раскрытие аналитических подходов к обоснованию оптимальной величины дебиторской и кредиторской задолженности;

- применение методики анализа дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;

Содержание

Введение………………………...............................................................................3

1. Теоретико-методологические основы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………………………………………………..5

1.1. Место анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа. Цель и задачи анализа………………………………….5

1.2. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………..8

1.3. Оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния организации…………….12

2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «Фаворит»…………………………………………………………………………...16

2.1. Экономическая характеристика ООО «Фаворит» ………………………..16

2.2. Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью…….22

2.3. Оценка кредиторской задолженности……………………………………..29

3. Пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности…………………………………………………………………...33

3.1. Прогнозирование дебиторской и кредиторской задолженности………...33

3.2. Оценка эффективности применения факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности…………………………………………………….35

3.3. Расчет снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации... …………………………………………………………………………………….38

Заключение……………………………………………………………………….42

Список литературы………………………………………………………………44

Приложение

Работа содержит 1 файл

Черновик.docx

— 192.12 Кб (Скачать)

Средняя дебиторская задолженность равна 317,46 тыс. руб.

Резерв  составляет 158,73 тыс. руб. (317,46 тыс. руб. × 0,5)

Комиссионные  расходы составят 50,8 тыс. руб. (317,46 тыс. руб. × 0,16)

Проведем  необходимые расчеты.

Доходы  от факторинга до выплаты процентов:

317,46 –  158,73 – 50,8 = 107,93 тыс. руб.

Далее найдем полученные доходы от факторинга.

Проценты составят 5,4, так как 107,93 тыс. руб. × (0,1: 2).

Таким образом, полученные доходы от факторинга составят:

107,93 тыс.  руб. – 5,4 тыс. руб. = 102,53 тыс. руб.

Найдем  стоимость факторинга.

Комиссионные  расходы = 317,46 тыс. руб. × 0,3 = 95,24 тыс. руб.

Стоимость факторинга каждые 180 дней (360/2,52) = 143

Оборот  равен 2,52.

Полная  стоимость факторинга 36,4 тыс. р. (143 тыс. руб. × 2,52).

Результаты  расчетов представлены в таблице 11. 

Таблица 11- Расчет условий факторинга 
 
 
 
 
 

     36

Наименование  показателя Сумма
Средняя дебиторская задолженность 317 460
Обороты дебиторской задолженности 2,52
Стоимость факторинга 36 400
Доходы  от факторинга:  
-резерв 158 730
-комиссионные расходы 50 800
-доходы от факторинга до выплаты процентов 107 930
Расходы от факторинга:  
-комиссионные расходы 95 240
-проценты 5 400
Доходы  от факторинга после налогообложения 102 530
Экономическая эффективность мероприятия 2,8

     Выводы:

данные  таблицы 11 показывают, что стоимость факторинга составит 36 400 руб., а доходы от данного мероприятия после налогообложения 102 530 руб. Экономическая эффективность – 2,8%. Таким образом, применение факторинга в данной ситуации позволяет увеличить "финансовый рычаг" и прийти к наиболее оптимальному соотношению "финансового" и "операционного" рычагов.

     Далее проведём расчёт основных экономических  показателей после проведённого исследования (таблица 12). 

Таблица 12 - Основные экономические показатели после проведенного мероприятия

Наименование  показателя До внедрения  мероприятия После внедрения  мероприятия Изменения +/-
Себестоимость, руб. 69 744,00 106 144,00 +36 400,00
Прибыль предприятия, руб. 87 225 189 755 +102 530,00
Выручка предприятия, руб. 156 969,00 259 499,00 +102 530,00
Чистая  прибыль, руб. 16 233 82 363,00 +66 130,00
Рентабельность  производства, % 1,25 1,79 +0,54
Фондоемкость, руб./руб. 0,44 0,41 -0,03
Фондоотдача, руб./руб. 2,25 2,44 +0,19
Рентабельность  продаж, % 0,103 0,317 +0,214
 

     Выводы:

таким образом, данные таблицы 12 свидетельствуют о том, что за счет внедрения мероприятия по факторингу рентабельность производства увеличится на 0,214%, фондоемкость после внедрения мероприятия составит 0,41 руб./руб., что меньше на 0,03 руб./руб., соответственно, фондоотдача увеличится на 0,19, достигнув уровня 2,44 руб./руб. В свою очередь,

37

рентабельность продаж увеличится на 0,214%, составив 0,317% против 0,103% до внедрения мероприятия. Следовательно, применение факторингового финансирования дает дополнительные возможности для развития бизнеса за счет оптимизации отношений с поставщиками и дилерами. Другие виды финансирования могут обладать не меньшей эффективностью, если их правильно применять в соответствии с  потребностями данного предприятия. Все зависит от выбора инструмента или набора инструментов финансирования оборотного капитала. Во многом этот выбор будет зависеть от финансовой политики  ООО «Фаворит», которая, в свою очередь, определяется кредитной политикой - т. е. совокупностью способов привлечения средств для финансирования текущей деятельности и размещения временно свободных средств. Правильная кредитная политика решает несколько задач. В первую очередь, это повышение рентабельности собственного капитала за счет использования заемных средств и размещения собственных временно свободных средств. "Сопутствующие" задачи, обеспечивающие эффективность кредитной политики, состоят в минимизации стоимости привлеченных заемных средств и снижении кредитных рисков (риска заемщика и риска кредитора).

Привлечение кредита, замещающего временно отвлеченные  собственные оборотные средства или увеличивающего массу применяемого оборотного капитала, увеличивает "финансовый рычаг" и повышает рентабельность собственного капитала. Эффект "финансового рычага" всегда проявляется при привлечении заемных средств в любом их виде, а "операционный рычаг" будет оказывать заметное влияние лишь в том случае, когда проценты по привлеченным средствам достаточно значительны. 

3.3. Расчет снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации

         Задача аналитика заключается  не только в констатации уровня  финансового состояния предприятия,  но и в подготовке предложений  по его улучшению. Для  этого  он должен выявить факторы, оказавшие влияние на финансовое состояние предприятия, и дать варианты предложений по устранению негативных факторов и усилению позитивных.

     Значительную  роль в финансовом оздоровлении предприятий  сыграла реструктуризация кредиторской задолженности.

     Публикаций  на тему реструктуризации кредиторской задолженности предприятий в  различных изданиях было великое  множество. Но до сих пор эта проблема стоит на повестке дня. Реструктуризация является одним из способов поступлений  налоговых платежей в бюджет.

     Для улучшения финансового состояния  предприятия необходимо разработать  и внедрить мероприятия, способствующие улучшению финансовых показателей. Добиться этого можно путём снижения уровня

     38

запасов, увеличения источников собственных  средств, либо за счёт роста долгосрочных займов и кредитов.

     На  основе проведённого анализа экономических показателей ООО «Фаворит» во второй главе было выявлено, что необходимо улучшить кредиторскую задолженность, для этого можно прибегнуть к реструктуризации.

        В последнее время всё большее количество предприятий-должников всех форм собственности обращаются к реструктуризации.

     Реструктуризация  различного рода долгов представляет собой сложный процесс, в каждом конкретном случае её проведение зависит  от тех обстоятельств, которые сложились  в результате хозяйственной деятельности организации. Положительные или  негативные моменты проведения реструктуризации долгов во многом зависят  от характера  условий ранее заключенных договоров, предусмотренных штрафных санкций, объема и вида долгов или обязательств, сроков их исполнения или выплат, финансового  состояния кредиторов, установленных  ставок рефинансирования, общей экономической  ситуации в стране и регионе.

Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности  во многом зависит от реализации применяемой  расчетной политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками, налоговыми органами и другими организациями.

         Методология реструктуризации задолженности организации должника, которая проводится на стадиях предупреждения банкротства, финансового оздоровления и внешнего управления, может состоять из следующих этапов:

1.Определение и анализ состава кредиторской задолженности.

2.Выбор наиболее рациональных способов (методов, направлений) реструктуризации кредиторской задолженности организации.

3.Разработка плана погашения имеющихся и оплаты новых возникающих обязательств.

4.Подготовка соответствующей документации по соглашениям с кредиторами и их реализация.

     Основное  правило для начала процесса реструктуризации – полная уплата текущих платежей. Решение о реструктуризации принимается  налоговым органом по месту постановки на учёт налогоплательщика.

     При принятии решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в  федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной  уплаты задолженности по налогам  и сборам в течение 6 лет, по пени и штрафам – в течение 4 лет  после погашения задолженности  по налогам и сборам. С сумм задолженности  по налогам и сборам организация  должна будет ежеквартально уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.

     Организации, не имевшей задолженности по налогам  и сборам, предоставляется право  погашения задолженности по пени и штрафам в течение 10 лет.

     39

     Организация должна будет при этом в полном объёме вносить начисленные текущие  налоговые платежи и осуществлять платежи по утверждённому графику  погашения реструктуризированной  задолженности.

     Главной задачей организации является мобилизация  налоговых платежей во все уровни бюджета как текущих, так и  уплачиваемых в счет погашения графиков реструктуризированной задолженности, что требует слаженной работы налоговых, финансовых и казначейских органов на местах.

         Рассмотрим данное мероприятие на примере ООО «Фаворит»:

- у предприятия всего – кредиторов на общую сумму задолженности – 113470 тыс. руб., из них:

- задолженность перед поставщиками и подрядчиками - 31513 тыс. руб.;

- задолженность перед персоналом организации – 5417 тыс. руб.

- задолженность перед государственными внебюджетными органами –    3337 тыс. руб.,   

- задолженность по налогам и сборам – 3365 тыс. руб.

- прочие кредиторы – 3578 тыс. руб.

         Предлагается реструктуризировать данную сумму задолженности. То есть, если предприятие погашает сумму этой задолженности, из неё недоимка по налогам и сборам в 2009 году составляет 51% или  57869,7 тыс. руб., в течение четырёх лет, то ему полностью спишут задолженность по пени и штрафам, сумма которых составляет 113470-57869,7 = 55600,3 тыс. руб., (таблица 13).  

Таблица 13 - Расчёт эффективности после проведения реструктуризации кредиторской задолженности

п/п

 
      Показатели
Един.

изме-

рения

До 

  Внедрения

     После

  Внедрения

          Изменения
Абсолютные,

в тыс. руб.

Относительные,

       в %

1. Объём РП т.руб. 71 167,00 100 345,50 +29 178,50 150
2. Себест-ть  РП т.руб. 69 744,00 104 616,00 +34 872,00 150
3. Затраты на 1руб.РП руб. 0,98 0,98 - 100
4. Прибыль от РП т.руб. 87 225,00 129 965,25 +42 740,25 149
5. Чистая прибыль т.руб. 16 233,00 24 187,17 +7 954,17 149
6. Рентабельность  продаж   % 1,25 1,25 - 100
7. КЗ т.руб. 113470,00 57 869,70 - 55600,30 51

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия