Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и организационно-методических положений анализа дебиторской и кредиторской задолженности, которые обеспечивают решение важных задач, имеющих существенное значение для управления финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой организации.

Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:

- теоретическое изучение анализа дебиторской и кредиторской задолженностью;

- определение цели и задач анализа дебиторской и кредиторской задолженности, изучение информационных и организационных основ дебиторской и кредиторской задолженности;

- раскрытие аналитических подходов к обоснованию оптимальной величины дебиторской и кредиторской задолженности;

- применение методики анализа дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;

Содержание

Введение………………………...............................................................................3

1. Теоретико-методологические основы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………………………………………………..5

1.1. Место анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа. Цель и задачи анализа………………………………….5

1.2. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………..8

1.3. Оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния организации…………….12

2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «Фаворит»…………………………………………………………………………...16

2.1. Экономическая характеристика ООО «Фаворит» ………………………..16

2.2. Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью…….22

2.3. Оценка кредиторской задолженности……………………………………..29

3. Пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности…………………………………………………………………...33

3.1. Прогнозирование дебиторской и кредиторской задолженности………...33

3.2. Оценка эффективности применения факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности…………………………………………………….35

3.3. Расчет снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации... …………………………………………………………………………………….38

Заключение……………………………………………………………………….42

Список литературы………………………………………………………………44

Приложение

Работа содержит 1 файл

Черновик.docx

— 192.12 Кб (Скачать)

Рис. 1. Организационная  структура управления ООО «Фаворит»

         Как видно из схемы (рис. 1) организационная структура ООО «Фаворит» является линейно-функциональной, то есть, основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций между ними.

Линейно-функциональная структура ООО «Фаворит» реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решения производится коллегиально, а принятие решения и ответственность - только первыми руководителями единолично.

         Структура предприятия ООО «Фаворит» синтезирует лучшие свойства линейной структуры (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалифицированная подготовка решений).

         Линейно-функциональная структура ООО «Фаворит» является наиболее распространенной, особенно среди средних звеньев управления. На нижних уровнях управления структуры наиболее характерными являются линейные связи подчиненности, а на верхних - функциональные. Как и любая другая, данная структура имеет преимущества и недостатки.

         Преимущества:

1) более  глубокая подготовка решений  и планов, связанных со специализацией  работников;

18

2) освобождение  главного линейного менеджера  от глубокого анализа проблем;

3) возможность  привлечения консультантов и  экспертов.

Недостатки:

1) отсутствие  тесных взаимосвязей и взаимодействия  на горизонтальном уровне между  производственными отделениями;

2) недостаточно  четкая ответственность, так как  готовящий решение, как правило,  в его реализации не участвует;

3) чрезмерно  развитая система взаимодействия  по вертикали, а именно: подчинение  по иерархии управления, т.е. тенденция  к чрезмерной централизации.

         При этом руководители программы несут ответственность как за ее реализацию в целом, так и за координацию и качественное выполнение функций управления.

         Конкурентная среда организации:

ООО «Фаворит» не первый год оказывает услуги на рынке мебилирования и создания обстановки помещений различной специфики. Работая со всеми основными направлениями производства мебели на заказ, специалисты компании готовы предложить широкий перечень моделей, выполненных в различных вариантах конструкции и цветовых решениях. В качестве материалов изготовления используются как массив дерева различных пород, так и ДСП, ЛДСП, кроме этого предлагаются модели с включениями пластика, стекла, зеркал и т.д. Предприятие осуществляет свою основную хозяйственную деятельность в основном в пределах г. Нефтекамска.

         Основные конкуренты ООО «Фаворит»:

- ООО «Ателье мебели», г. Нефтекамск;

- ООО «Арт-мебель», г. Нефтекамск;

- ООО «Интерьер плюс», г. Нефтекамск;

- ООО «Август», г. Нефтекамск;

- ООО «Кабинет», г. Нефтекамск;

- ООО "Интермебель", г. Нефтекамск.

         Все эти фирмы сами занимаются производством мебели, и сами ее реализуют, как и предприятие ООО «Фаворит». Эти фирмы и рассматриваемое нами предприятие работают на заказ и под размеры клиента с выездом мастеров на дом для замера помещений и в последующем для установки мебели. Но есть у «Фаворита» одно достаточно большое конкурентное преимущество: предприятие ООО «Фаворит» изготавливает любую корпусную мебель, и особенно специализируется на кухнях и шкафах-купе, а многие из этих фирм не занимаются производством кухонь под заказ. Также в связи с кризисом многие фирмы-конкуренты исчезли. Мебельных изготовителей под заказ на рынке стало меньше и у компании ООО «Фаворит» образовался больший приток клиентов. Таким образом, можно сказать, что кризис помог компании усилить свои позиции на мебельном рынке.

19

Конкурентная  борьба предприятий по производству мебели в г. Нефтекамске характеризуется высокой степенью насыщенности и быстро реагирует на изменение конъюнктуры. Конкурирующие предприятия стали уделять больше внимания качеству продукции и сервису, а также информационно-рекламной составляющей продвижения товара.

         Потребители:

основными потребителями мебели компании ООО «Фаворит» являются физические лица, а также большие заказы на изготовление корпусной мебели делают больницы, детские сады и другие бюджетные и внебюджетные учреждения.

         Возможные негативные факторы, которые могут повлиять на сбыт продукции:

- насыщение  рынка мебели;

- конкуренция  со стороны мелких, средних производителей  мебели, более гибко и изменяющих  свою ассортиментную и товарную  политику;

- повышение  цен на сырье, дефицит и нестабильность  поставок сырьевых составляющих, используемых в производстве;

- повышение  активности предприятий - конкурентов  в области приобретения нового  оборудования;

- общее  снижение экономической активности  в стране, ухудшение экономического  положения предприятия.

- инфляция.

         Основные поставщики ООО «Фаворит»:

- ООО «Алграф» г. Нефтекамск;

- ООО "Интеркар", г. Уфа.

         Отношения с поставщиками необходимого сырья, оборудования и материалов организация строит на принципах надежности и стабильности партнеров с учетом их финансовой устойчивости.

Изменения состава основных поставщиков в  ближайшем будущем предприятие  не планирует.

     Далее рассмотрим основные показатели работы ООО «Фаворит» за 2008-2009 гг., которые  представлены в таблице 4 (Приложение 2).

     Выводы:

за рассматриваемый период с 2008 по 2009 годы выручка от продажи товаров увеличилась на 57 952 тыс. р. в связи с увеличением выпуска продукции на 16 009 тыс. р.

     Объем валовой прибыли также имеет  положительную тенденцию, его рост в период с 2008 по 2009 гг. составил 58 411 тыс. р. Факторами такого роста являются увеличение объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

         Рост фондоотдачи в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 0,85 является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции и

20

свидетельствует о повышении уровня эффективности использования производственных основных фондов. Такой рост на данном предприятии может быть связан с увеличение времени работы отдельных станков.

         Фондоёмкость уменьшилась, так как увеличилась фондоотдача. Фондоёмкость показывает затраты основных фондов на рубль произведённой продукции. 

     По  данным таблицы рост коэффициента рентабельности продаж ООО «Фаворит» составил в 2009 году 0,55% по сравнению с 2008 годом, что говорит о росте прибыли  с каждого рубля проданной  продукции. Растущие показатели рентабельности свидетельствуют о повышении  эффективности бизнес-процессов, снижении затрат, расходов на продвижение и  продажу продукции. Увеличение рентабельности связано с ростом оборота и  операционной прибыли. 

     В рассматриваемом периоде абсолютная ликвидность предприятия снизилась с 0,094 в 2008 году до 0,074 в 2009 году. То есть по итогам работы в 2009 году предприятие способно было погасить лишь 7,4% своих краткосрочных обязательств за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

     Коэффициент текущей ликвидности предприятия  увеличился с 1,811 до 1,813 (при нормативном  необходимом значении 1,0). Следовательно, только мобилизовав все оборотные  средства, предприятие способно погасить текущие обязательства.

     Анализ  показателей, приведенных в таблице, свидетельствует об увеличении оборачиваемости  капитала ООО «Фаворит». Так, если за 2008 год капитал предприятия сделал 0,33 оборота, то в 2009 году – 0,49. В то же время наблюдается ускорение  оборачиваемости собственного капитала предприятия (с 0,54 оборотов в 2008 году до 8,19 оборота в 2009 году).

     В 2009 году наблюдается снижение коммерческого  кредита, предоставляемого ООО «Фаворит»  своим потребителям, в результате средний срок погашения дебиторской  задолженности сократился с 226 дней в 2008 году до 143 дней в 2009 году.

     Одновременно  со снижением коммерческого кредита, предоставляемого покупателям, в 2009 году наблюдается снижение коммерческого  кредита предоставляемого предприятию ООО «Фаворит». Так, средний срок оборота кредиторской задолженности увеличился с 82 дней в 2008 году до 71 дней в 2009 году. Наблюдаемая тенденция свидетельствует об уменьшении возникновения штрафов и пеней за неуплату, тем не менее, предприятию необходимо соблюдать график платежей с целью недопущения возникновения неустоек. 

     Динамика  показателей, приведенных в таблице, свидетельствует о том, что ООО  «Фаворит» работает преимущественно  за счет собственных источников финансирования: коэффициент финансирования с 2008 года увеличился с 1,667 до 1,676 при нормативном  значении не менее 1.

     43% оборотных активов предприятия  финансируется за счет 

     21

собственных источников. При этом с 2008 года эта  доля возросла на 4,3%.

     За  счет устойчивых источников (собственные  средства, долгосрочные кредиты и  займы) финансируется 64,8% активов (в 2008 году – 62,9%).

     Собственный капитал ООО «Фаворит» в общей  величине источников финансирования составил в 2009 году 62,6%. Данный коэффициент отражает степень независимости организации от заемных источников. Международной практикой принято считать финансово независимой фирмой ту, где удельный вес собственного капитала составляет 50% (критическая точка) и более. Таким образом, ООО «Фаворит» относится к финансово независимым предприятиям.

     В рыночной экономике главным мерилом  эффективности работы организации  является результативность, которая  измеряется комплексом показателей: показателями деловой активности, экономическим  эффектом (прибылью), экономической  эффективностью (рентабельностью).

     Одним из направлений анализа результативности является оценка деловой активности анализируемого объекта. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей,  скорости оборота средств  организации. Скорость оборота средств  организации измеряется показателями оборачиваемости. Чем выше оборачиваемость  средств, тем выше размер годового оборота, тем меньше на каждый оборот приходится условно-постоянных расходов, а значит, тем лучше финансовое положение  организации, ее платежеспособность.

     Коэффициенты  автономии и обеспеченности оборотных  активов собственными средствами удовлетворяют  оптимальным значениям, что говорит  об устойчивом финансовом положении  организации, при этом у коэффициента автономии наблюдается положительная  динамика, за год его значение увеличилось  на 0,001.

     Таким образом, данные показатели деятельности предприятия свидетельствуют о том, что ООО «Фаворит» является финансово независимым предприятием, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность преимущественно за счет собственных средств. Предприятие рентабельно и способно, мобилизовав все свои оборотные средства погасить текущую кредиторскую задолженность.

     2.2. Анализ дебиторской задолженности

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия