Анализ чувствительности и факторный анализ влияния цены и себестоимости на прибыль от продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ прибыли от продаж, рассмотренный на конкретном примере предприятия ОАО «РУСАЛ Саяногорск».
Основными задачами, поставленными при написании курсовой работы, являются:
- рассмотреть процесс формирования прибыли;
- определить влияние факторов на прибыль от продаж;
- провести анализ чувствительности прибыли от продаж ОАО «РУСАЛ Саяногорск»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Прибыль от продаж, её формирование и методики анализа 3
1.1. Экономическая сущность прибыли и особенности ее формирования в современных условиях 3
1.2. Методика проведения факторного анализа прибыли от продаж 9
1.3. Методика прогнозирования прибыли от продаж 13
1.4. Анализ чувствительности 15
1.5. Методика проведения анализа чувствительности 20
2. Анализ прибыли от продаж ОАО «РУСАЛ Саяногорск» 22
2.1. Общие сведения об ОАО «РУСАЛ Саяногорск» 22
2.2. Факторный анализ прибыли от продаж. Факторный прогноз прибыли от продаж 26
2.3. Анализ чувствительности влияния себестоимости и цены на прибыль от продаж 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 330.21 Кб (Скачать)

изменение отпускных цен на реализованную  продукцию;

изменение объема продукции (по базовой  себестоимости);

изменение объема продукции, обусловленное  изменениями в структуре продукции;

изменение себестоимости единицы  продукции;

изменение себестоимости за счет структурных  сдвигов в составе продукции;

изменение цен на материалы, тарифы, услуги;

нарушение хозяйственной дисциплины.

Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от продаж.

1. Расчет влияния на прибыль  изменений отпускных цен на  реализованную продукцию ( P1): 

 

  • P1 = N1 - N1,0,

 

 

где N1 - выручка отчетного года;

N1,0 - выручка отчетного периода  в ценах базисного периода.

2. Расчет влияния на прибыль  изменений в объеме продукции  ( P2) (в оценке по базовой себестоимости):  

 

  • P2 = P0 х K1 - P0 = P0 х (K1 - 1),

 

 

где P0 - прибыль базисного периода;

K1 - коэффициент роста объема  реализации продукции (в оценке  по себестоимости). 

 

K1 = S1,0 / S0, 

 

где S1,0 - фактическая себестоимость  реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного  периода;

S0 - себестоимость базисного периода.

3. Расчет влияния на прибыль  изменений в объеме продукции,  обусловленных изменениями в  структуре продукции ( P3): 

 

  • P3 = P0 х (K2 - K1),

 

  

где K2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным  ценам. 

 

K2 = N1,0 / N0, 

 

где N0 - выручка базисного периода.

4. Расчет влияния на прибыль  изменения себестоимости единицы  продукции ( P4): 

 

  • P4 = S1,0 - S1,

 

 

где S1 - фактическая себестоимость  реализованной продукции отчетного  периода.

5. Расчет влияния на прибыль  изменений себестоимости за счет  структурных сдвигов в составе  продукции ( P5): 

 

  • P5 = S0 х K2 - S1,0.

 

 

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль  изменений цен на материалы и  тарифов на услуги (ДельтаP6), нарушений  хозяйственной дисциплины (ДельтаP7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период: 

 

  • P = P1 - P0 = P1 + P2 + P3 + P4 + P5 + P6 + P7,

 

 

где P1 - прибыль отчетного периода;

P0 - прибыль базисного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методика прогнозирования  прибыли от продаж.

 

Прогнозирование прибыли  хозяйственной организации относится  к наиболее сложным и недостаточно изученным проблемам финансового  планирования. На величину прибыли  воздействует множество разнонаправленных  факторов, что затрудняет прогнозирование  прибыли на основе наблюдения за ее динамикой в прошлые периоды.

На практике возможно применение различных методик прогнозирования (планирования) прибыли, которые можно  классифицировать по трем группам:

    Традиционные  методы.

    Методы маржинального  анализа.

    Экономико-математические  методы.

К традиционным обычно относят методы:

    Прямого ассортиментного  расчета.

    Укрупненный (по плановому объему товарной продукции и изменению остатков нереализованной продукции).

    Совмещенного  расчета.

Для применения традиционных методов необходима значительная исходная информация, не доступная на начальной  стадии прогнозирования. Эти методы были продуктивны в условиях директивного планирования, но мало пригодны в рыночной экономике.

Методы маржинального  анализа включают:

    Расчет точки  безубыточности и моделирование  прибыли по соотношению «затраты-выпуск-прибыль» (costs-volume-profit).

    Планирование  прибыли на основе эффекта  операционного и финансового  левериджа (рычага).

    Планирование  прибыли на основе предельных (дополнительных) издержек и предельного  дохода.

Применение этих методов  соответствует современной системе  финансового контроля, учета издержек и формирования прибыли (директ-костинг) и носит весьма продуктивный характер. Однако оно ограничено пределами релевантного диапазона и рядом условий, в числе которых:

    Устойчивый характер  переменных расходов к выручке  от продаж.

    Неизменность  постоянных расходов.

    Постоянство структуры  продаж по видам (группам) продукции.

Применение математических методов оправдано лишь на основе достоверных экономических моделей, учитывающих реальные факторы в  прогнозируемом периоде. Очевидно, необходим  синтез имеющихся методик, раскрывающий различные факторы, воздействующие на прогнозируемую прибыль. Этот синтез может быть представлен как факторная  модель прогнозирования прибыли  от продаж, которая имеет следующий  вид:

PSp = PSb ± DS ± DN ± DVC ± DFC ±DC±DP8

где:

PSp – прогнозируемая прибыль;

PSb – прибыль базисного периода;

DS – влияние изменения  объема продаж;

DN – влияние структурного (ассортиментного) сдвига в объеме  продаж;

DVC – влияние изменения  переменных расходов;

DFC – влияние изменения  постоянных расходов;

DC – влияние изменения себестоимости продукции;

DP – влияние изменения  продажных цен на продукцию  организации.

Факторная модель обладает следующими преимуществами: Она может  быть использована при сравнительно малой информационной базе; Она позволяет  определить факторы, влияющие на изменение  прибыли, и соответствующим образом  на них воздействовать; На ее основе можно проверить достоверность  расчета прибыли другими методами.

 

1.4.Анализ чувствительности.

Анализ чувствительности является одним из методов количественного  анализа рисков проекта. 
Цель анализа чувствительности (sensitivity analysis) - выявить важнейшие факторы, так называемые "критические переменные", способные наиболее серьезно повлиять на проект, и проверить воздействие последовательных (одиночных) изменений этих факторов на результаты проекта. В теории эксперимента анализ чувствительности называют однофакторным анализом. Результаты проведенного перед этим качественного анализа рисков проекта являются базой, фундаментом при отборе факторов для количественного анализа.9 
Классификация факторов, варьируемых в ходе анализа чувствительности проекта:

  • первая группа - факторы, влияющие на объем доходов (выгод) проекта;
  • вторая группа - факторы, влияющие на объем проектных затрат.

Обычно в качестве основных варьируемых параметров принимают  следующие:

  • физический объем продаж продукции или услуг;
  • цена реализуемой продукции или услуг;
  • величина прямых производственных издержек;
  • величина постоянных производственных издержек;
  • требуемый объем инвестиций;
  • стоимость привлекаемого капитала в зависимости от условий и источников его формирования;
  • показатели инфляции.

В инвестиционном проектировании анализ чувствительности играет важную роль для учета неопределенности и выделения факторов, которые  могут повлиять на успешный результат проекта. Кроме того, анализ чувствительности лежит в основе ряда управленческих решений. Так, например, если цена продукта оказалась критическим фактором, то можно усилить программу маркетинга или пересмотреть затратную часть, чтобы снизить стоимость проекта. Если же проведенный количественный анализ рисков проекта выявит его высокую чувствительность к изменениям объема производства, то следует уделить внимание мерам по повышению производительности предприятия.10

 
Варьируемые параметры

 
В формировании денежного потока проекта, а, следовательно, и в расчете  его критериев эффективности  участвуют многие факторы и позитивного (доходного), и негативного (расходного) характера с точки зрения конечной результативности проекта.  
К позитивным факторам прежде всего можно отнести: задержки оплаты за поставленное сырье, материалы, комплектующие, а также период времени поставки продукции с момента получения авансового платежа при реализации продукции или услуг, отсроченные налоговые платежи. И действительно, если предприятие имеет возможность оплачивать поставки материалов и комплектующих с некоторой задержкой, это может существенно улучшить финансовый результат. Условия реализации продукции с предоплатой также оказывают положительное влияние на финансовый результат, так как фактически являются кредитом потребителя продукции поставщику. Однако необходимо учитывать и отрицательное воздействие этого фактора: поставка должна быть осуществлена по ценам, оговоренным в соглашении на дату получения авансового платежа. При высоких темпах инфляции данный фактор может иметь отрицательное воздействие на финансовый результат. 
Важной является группа факторов, оказывающих значительное влияние на финансовый результат проекта и используемых в качестве варьируемых параметров в анализе чувствительности инвестиционных проектов, связанная с формированием и управлением запасами. 
Объектом анализа должны также стать факторы, характеризующие условия формирования капитала. В условиях России проблеме формирования капитала проекта следует уделять серьезное внимание. Сегодня действуют два ограничения: первое - дефицит акционерного капитала как следствие низкого уровня доходов населения и низкой привлекательности долгосрочных инвестиций; второе - высокая стоимость заемного капитала, включая проценты по кредитам и затраты на обеспечение гарантий. Для того, чтобы корректно определить основные показатели эффективности, необходимо достаточно точно определить потребность в капитале и его структуру. В процессе анализа чувствительности варьируется соотношение собственного и заемного капитала и определяются граничные значения, за которыми процесс формирования капитала посредством банковских кредитов неэффективен. Таким образом определяется реальная потребность в акционерном капитале и разрабатывается стратегия его привлечения.11 
Не менее важным является анализ изменений и степени влияния на проект внешней среды: уровня инфляции, прогноза изменения обменного курса национальной валюты, а также налогового окружения. Эти факторы не могут быть изменены посредством управленческих решений, например, увеличения суммы инвестиций и т.п. То есть описание окружающей среды представляется в виде альтернативного прогноза для различных сценариев. 
Очевидно, что влияние всех указанных факторов будет различным для разных проектов. В каждом конкретном случае под варьированием значений того или иного фактора подразумевается конкретное управленческое решение, которое, в свою очередь, приводит к изменениям в инвестиционном плане или объемах планируемых затрат и поступлений. 
Анализ точки безубыточности (breakeven point analysis), широко используемый в международной практике - есть простейший способ, позволяющий проводить грубую оценку риска проекта по методу чувствительности.12

 
Схема анализа чувствительности

 
Может быть рекомендована следующая  схема анализа чувствительности инвестиционного проекта.

1. Расчет базового варианта  проекта, удовлетворяющего всем необходимым требованиям. 
2. Качественный анализ рисков проекта. 
3. Определение граничных значений возможного изменения варьируемых факторов. 
4. Рассчитываются новые значения интегральных показателей эффективности проекта (например - NPV), соответствующих изменению одного варьируемого фактора по отношению к его базисному значению. 
5. Определяется процентное изменение интегрального показателя по сравнению с базисным вариантом, а также - эластичность изменений интегрального показателя по отношению к изменению варьируемого фактора.13

На основе рассчитанного  показателя эластичности могут быть проставлены рейтинги - ранжированные  оценки факторов проекта. Самый высокий  рейтинг получит фактор, имеющий  наибольшую эластичность.  
Важным результатом такого анализа должен стать расчет критического значения переменных проекта, т.е. значений, при которых интегральные показатели эффективности проекта становятся неудовлетворительными (например, NPV проекта становится равным нулю). 
Безусловно, описанная схема проведения анализа чувствительности инвестиционного проекта весьма трудоемка и может быть наиболее эффективно проведена с использованием компьютерных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Методика проведения анализа чувствительности.

 

Анализ чувствительности проводится с целью учета и  прогноза влияния изменения входных  параметров (инвестиционные затраты, приток денежных средств, барьерная ставка, уровень реинвестиций) инвестиционного  проекта на результирующие показатели.

Наиболее удобный вариант - это относительное изменение  одного из входных параметров (пример - все притоки денежных средств  минус 5%) и анализ произошедших изменений  в результирующих показателях.

Для анализа чувствительности главное - это оценить степень  влияния изменения каждого (или  их комбинации) из входных параметров, чтобы предусмотреть наихудшее  развитие ситуации в бизнес плане (инвестиционном проекте).

Таким образом, рассматривается  обычно пессимистический, наиболее вероятный  и оптимистический прогнозы и  рассчитываются результаты инвестиционного  проекта.

Результаты анализа чувствительности учитываются при сравнении взаимозаменяемых и не комплементарных (невзаимозаменяемых с ограничением по максимальному бюджету) инвестиционных проектов. При прочих равных условиях выбирается инвестиционный проект (проекты) наименее чувствительный к ухудшению входных параметров.

Информация о работе Анализ чувствительности и факторный анализ влияния цены и себестоимости на прибыль от продаж