Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:20, контрольная работа
Ценные бумаги иностранного эмитента, выпущенные в иной форме, не допускаются к обращению на фондовом рынке США.
Выпуск «американских акций» - самый сложный и дорогостоящий для иностранной компании способ выхода на рынок Соединенных Штатов. Такой эмитент должен в полной мере отвечать требованиям американского права к регистрации эмиссии, раскрытию информации о компании, а также к уставному капиталу и финансовой отчетности. Первый способ часто используется голландскими компаниями, многие из которых предпочитают его выпуску депозитарных расписок.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие американской депозитарной расписки и ее преимущества 5
2 Эмиссия американских депозитарных расписок. Типы проектов эмиссии 10
3 Опыт применения американских депозитарных расписок российскими эмитентами 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Как правило, в случае
приобретения иностранной ценной бумаги,
не участвующей в проекте депозита
- объявление о выплате
дивидендов печатается в
- дивиденды выплачиваются в валюте страны эмитента, которую американский инвестор впоследствии, как правило, обменивает на доллары США, что сопряжено с определенными потерями;
- требование представить
документы, подтверждающие
Получить информацию о выплате дивидендов и о собраниях акционеров, включая их повестку, - не проблема для больших компаний, владеющих значительными пакетами иностранных ценных бумаг. Но «для более скромных по своим возможностям» потенциальных инвесторов эти проблемы (особенно вопрос уплаты дивидендов) часто являются препятствием к покупке таких ценных бумаг.
В соответствии с законодательством США, депозитарий регулярно получает информацию об эмитенте. Часть такой информации он посылает собственникам депозитарных расписок, а часть представляет им для ознакомления в своем офисе. Как результат, собственники депозитарных расписок достаточно осведомлены о деятельности эмитента и не действуют «вслепую», продавая и покупая депозитарные расписки. Среди иных преимуществ депозитарных расписок выделяют:
В целом преимущества депозитарных расписок сводятся к следующим: возможность привлечения иностранного капитала, продажи своих ценных бумаг на фондовых рынках других стран, тем самым, повышая интерес к продукции компании за рубежом, а также возможность повышения цены на российском фондовом рынке.
2 Эмиссия
американских депозитарных
В процессе организации финансирования посредством привлечения прямых иностранных инвестиций существуют ситуации, когда непосредственное размещение первичной либо дополнительной эмиссии акций предприятия среди определенного круга потенциальных прямых инвесторов не представляется возможным, в силу существующих факторов:
В этих случаях предприятие организует выпуск и размещение американских депозитарных расписок.
Американские депозитарные расписки бывают четырёх уровней - неспонсируемые АДР, АДР-1, АДР-2 и АДР-3 и различаются по требованиям к эмитентам и объему предоставляемых им прав.
Неспонсируемые АДР, АДР-1 и АДР-2 выпускают на акции, уже имеющиеся в обращении, а АДР-3 - на акции новой эмиссии. При этом неспонсируемые АДР выпускают для продажи конкретным иностранным инвесторам, которые, допустим, по каким-то причинам не хотят покупать данные акции на их исторической родине. Естественно, чем выше уровень расписки, тем выше требования по раскрытию информации и надёжности к компании, на акции которой АДР выпущены.
Рассмотрим американские депозитарные расписки четырех уровней.
Программа АДР первого уровня, предназначенная для вывода ценных бумаг зарубежного эмитента к обращению на внебиржевом рынке США. Данная программа не является привлечением нового акционерного капитала эмитентом и служит целям повышения ликвидности и рыночной стоимости акций за счет расширения количества инвесторов на американском фондовом рынке. Проект АДР I уровня влечет за собой минимальные расходы на организацию, он также отличается минимальными требованиями к раскрытию информации эмитентом и не требует значительных временных затрат по своей организации. Подавляющее большинство российских компаний регистрируют простейшие ADR - 1-го уровня. При регистрации этих программ предъявляются менее жесткие требования к финансовой отчетности и другой информации эмитентов. Тем не менее, такие ADR позволяют торговать акциями в США (только среди квалифицированных инвесторов) и в Европе - даже на некоторых биржах, где бумаги проходят стандартный листинг.
Программа АДР второго уровня предусматривает прохождение эмитентом листинга на одной из американских фондовых бирж. Она не достаточна для размещения дополнительной эмиссии ценных бумаг эмитента на фондовом рынке США, однако, предъявляет более высокие требования к раскрытию информации эмитентом, предоставлению финансовой отчетности эмитентом в соответствии с американскими стандартами ведения бухучета (GAAP US). ADR 2-го уровня не могут предлагаться к публичному размещению. Такие программы ADR зарегистрированы на акции «Ростелекома» и «Татнефти».
Программа АДР третьего уровня служит основой для привлечения дополнительного капитала от размещения АДР, выпущенных на задепонированные акции эмитента. Данная программа оптимальна для осуществления сделки по привлечению прямого финансирования. К эмитенту организатору программы АДР 3-го уровня применяются наиболее полные требования со стороны ФКЦБ США в части регистрации программы и предоставления полной отчетности по эмитированным ценным бумагам. Данный проект выпуска АДР является также самым затратным по стоимости своего осуществления. ADR 3-го уровня ничем не отличаются от американских акций: они могут торговаться на биржах (например, на Нью-Йоркской фондовой бирже) и эмитент имеет право публично предлагать их частным инвесторам. Такие расписки и выпустил «ВымпелКом».
Программа АДР по правилу 144А позволяет привлечь дополнительное прямое финансирование зарубежному эмитенту с максимальным упрощением официальных процедур предоставления информации и регистрации по американским законам. Правило 144А означает, что депозитарные расписки, подлежат размещению и торговле только среди квалифицированных институциональных покупателей. Упрощение процедуры дополнительного выпуска ценных бумаг компенсируется сокращением базы потенциальных стратегических инвесторов.
В случае если стратегический инвестор определен заранее и с ним у предприятия существует договоренность по цене размещения и условиям сделки оптимальным вариантом является проведение закрытого частного размещения акций по правилу 144А. В обратном случае целесообразным является проведение открытого размещения на фондовой бирже, что позволяет получить максимальную стоимость от привлечения инвестиций.
При привлечении прямых иностранных инвестиций посредством публичного размещения американских депозитарных расписок на фондовом рынке эмитенту необходимо произвести выбор биржевых площадок, на которых они будут обращаться. При размещении американских депозитарных расписок на американском фондовом рынке компания имеет возможность выбора среди двух основных биржевых площадок США, на которые приходится более 90% всего оборота ценных бумаг: Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) и Биржевой площадке Ассоциации Дилеров Ценных Бумаг (NASDAQ).
Проекты выпуска американских депозитарных расписок могут быть спонсируемыми и неспонсируемыми («sponsored & unsponsored») Первые проводятся по инициативе и при активном участии иностранного эмитента, в то время как вторые этого не требуют. Будучи и в целом «одинаковыми по своей природе», они существенно отличаются друг от друга:
Неспонсируемые проекты
проводятся американским депозитарием
в трех случаях. Во-первых, когда он, изучив конъюнктуру
фондового рынка, сам пришел к выводу о
прибыльности продажи инвесторам ценных
бумаг в форме депозитарных расписок.
Во-вторых, когда владелец крупного пакета
ценных бумаг иностранного эмитента или
американский брокер, ожидающие прибыль
от такого проекта, поручают ему выпустить
депозитарные расписки. В третьих, по договоренности
с иностранным эмитентом, желающим после
проведения неспонсируемого проекта провести
спонсируемый у того же депозитария. На
практике последний случай самый распространенный.
Основные отличия неспонсируемых проектов
от спонсируемых:
Российские компании при выходе на международный рынок преследуют три основные цели: увеличение ликвидности акций компании; увеличение акционерного капитала; привлечение заемного капитала.
Депозитарные расписки
выпускаются американским коммерческим
банком-депозитарием под ценные бумаги
иностранного (для США) эмитента. При первичном размещении последние обычно
депонируются в банке-корреспонденте
депозитария (хранителе или custodian), который
расположен в стране эмитента. Банк-депозитарий
обязан действовать в соответствии с депозитарным
договором, сторонами которого, как правило,
являются депозитарий, эмитент и все лица,
в то или иное время являющиеся собственниками
или собственниками-
Первичное размещение и дальнейшее совершение сделок с депозитарными расписками осуществляется, как правило, через счета их участников, открытых в одном из крупнейших депозитариев - DTC. Он держит ценные бумаги на хранении в специально оборудованных хранилищах и производит учет прав на ценные бумаги по сделкам между счетами своих клиентов. Использование такой системы позволяет быстро совершать сделки без необходимости немедленной передачи ценных бумаг или сертификатов последних. В Европе функции DTC осуществляют расчетно-клиринговые палаты Euroclear и CEDEL.
Особенности сделок с депозитарными расписками, большая часть которых составляют операции купли-продажи, на вторичном рынке связаны с тем, является ли проект депозитарных расписок спонсируемым или неспонсируемым, включая тип последнего. В зависимости от этого депозитарные расписки продаются на фондовых биржах, котируются в автоматизированных системах и т.д. Как биржи, так и указанные системы имеют специальные правила для совершения сделок с ценными бумагами, включая порядок их регистрации. Особенностью проектов по правилу 144А является ограничение возможности совершения сделок с американскими депозитарными расписками, купленными квалифицированными институциональными покупателями.
Схематически процесс выпуска депозитарной расписки можно представить следующим образом (в соответствии с рисунком 1).
Рисунок 1 – Процесс эмиссии американских депозитарных расписок
В соответствии с требованиями
раздела 5 закона 1933 г. процесс предложения американск
Первая из них — «период ожидания», или «период затишья», — длится с момента принятия окончательного решения о проведении проекта до фаилирования регистрационного заявления в Комиссии. В это время не допускается предложение или продажа АДР проекта, и вводятся ограничения на распространение информации о проекте АДР с целью предотвратить стимуляцию публичного интереса к бумагам и предопределить исход их торгов на рынке. В частности, в публичном выступлении эмитента, осуществляемом до подачи регистрационного заявления в Комиссию, обязательны: