Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:46, курсовая работа
Целью данной работы являлось выявить сущность современной аграрной реформы в России. Для этого были поставлены следующие задачи: проанализировать понятие аграрной реформы, определить ее основные цели, направления и итоги.
Введение – стр. 3
Глава 1. Аграрная политика России.
1.1 Сущность аграрной политики – стр. 3-6
1.2 Цели, принципы, основные направления – стр. 7-11
Глава 2. Аграрная реформа в России.
2.1 Реформирование земельных отношений – стр. 11-14
2.2 Земельная и аграрная реформа в России – стр. 14-17
2.3 Перспективы развития аграрной реформы – стр. 17-20
Глава 3. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК».
3.1 Основные мероприятия и параметры проекта – стр. 20-23
3.2 Результаты реализации ПНП – стр. 23-24
Заключение – стр. 24-26
Список литературы – стр. 27
Можно
сделать вывод, что сердцевиной
земельных преобразований должны стать
социально-экономические
2.3 Перспективы развития аграрной реформы
Реформирование аграрного сектора экономики в России продолжается уже почти двадцать лет. Принят Земельный кодекс – законодательный акт, который должен надолго определить судьбу земельных отношений в России. Предложен и утвержден «национальный» проект по сельскому хозяйству. На этом фоне большое значение имеет прогнозирование возможных направлений развития сельского хозяйства.
В печати высказывается мнение, что о результатах реформ в аграрном секторе можно будет судить только через 15-20 лет. А если ошиблись в выборе пути? Ведь проведенные реформы надо признать оказались неудачными. Наука о прогнозировании считает, что такой срок – это уже почти за «горизонтом прогнозирования». В историческом плане за последние 150 лет практически все преобразования на селе в России оканчивались не совсем удачно. В последнее время несколько уменьшилось « прогнозов» о результатах реформирования. Суждений на этот счет было очень много: оборот сельхоз земель и ипотека дадут деньги, а значит, будет конкурентная среда в аграрном секторе, культура земледелия, мы будем жить уже в другой – помещичьей стране. В общем, от того, что «земля кормилица», она «от бога» до того, что «это капитал». Есть национальный проект – сельское хозяйство. Выделены деньги – цель – поддержка сельхозпроизводителя путем выдачи малопроцентных кредитов, причем поддержка всех. Тем не менее так и не получен ответ, что будет в результате таких преобразований. В общем, нет единомыслия в этом вопросе. Почему то пропагандисты всеми силами пытаются поддержать фермерские хозяйства, хотя они занимают ничтожную долю в валовом производстве сельскохозяйственной продукции. Поэтому можно говорить, что каждый остался при своем мнении.
По статистике
разница в эффективности
Если поставлена
цель – достичь мирового уровня
развития – это значит необходимо
реализовать более
Как было сказано
выше, предлагается на селе развивать
все формы собственности. В настоящее
время имеются следующие
• колхозы, коллективные хозяйства с новыми
организационно-правовыми формами (АО,
товарищества и т. п.),
• крестьянско-фермерские хозяйства,
• аграрные компании.
На аграрные компании многие руководители регионов возлагают большие надежды. Эти структуры объединяют земли на значительной территории. На такой, что иногда позволяют себе в процессе уборки перемещать технику с юга на север. Земля находится в собственности компании, а жители или их часть являются работниками данной компании. Некоторые из них даже свозят специалистов со всего региона.
Личные подсобные хозяйства хотя и поставляют значительную долю сельскохозяйственной продукции, но имеют низкую производительность труда. Безусловно, они будут существовать и через 15-20 лет, но конкурентом на мировом рынке сельхозпродукции не станут.
Наиболее объективно
можно было бы оценить перспективы
развития различных организационных
структур путем выбора критерия оценки
их эффективности, разработки математических
моделей функционирования этих субъектов
и сравнения результатов
«Догоняющая концепция»,
которая очень нравится многим экономистам
и журналистам, не состоятельна. Необходимо
развивать те структуры в аграрном секторе,
которых нет за рубежом. Такими структурами
и есть коллективные хозяйства. Необходима
огромная организационная работа властей
всех уровней, чтобы убедить население
поселений возродить коллективные хозяйства.
Необходимо подбирать руководителей таких
хозяйств – руководить не всякий может.
При этом должна присутствовать обратная
связь – руководить и проверять.
Глава 3. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК»
3.1 Основные мероприятия и параметры проекта
Опишем основные направления национального проекта и планируемые в их рамках мероприятия. Отметим, что ПНП «Развитие АПК» установил рекорд по объему нормотворческой, административной и информационно-аналитической работы, проведенной в столь сжатые сроки.
Всего в ПНП «Развитие АПК» три направления:
1)
ускоренное развитие
2) стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК;
3) обеспечение жильем молодых специалистов на селе.
В рамках ПНП «Развитие АПК» на эти направления первоначально было выделено около 35 млрд. рублей.
На первое направление - выделено 14,63 млрд. рублей. Эти деньги предполагается потратить на три мероприятия:
Неверно думать,
что указанные цифры показывают
объем предоставляемых кредитов
или стоимость лизинговых закупок.
Дело обстоит иначе. Коммерческие банки
выдают кредиты под те проценты,
которые они считают
Второе направление - стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК - согласно первоначальным замыслам должно было обойтись федеральному бюджету в 15,97 млрд. рублей. За счет этих средств предполагалось реализовать следующие мероприятия:
-создание системы земельно-ипотечного кредитования (1,3 млрд. рублей).
Схема субсидирования кредитов здесь та же. Выдача кредитов - это компетенция коммерческих банков, наряду с вопросами залога, оценки технико-экономического обоснования, процентной ставки и пр. На основании выплаченных банку кредитных процентов заемщик оформляет субсидию в территориальном органе управления АПК. Банк решение о выплате субсидий не принимает. Однако, несмотря на принципиальную схожесть схемы, субсидированные кредиты для малых сельхозпроизводителей имеют существенные отличия.
Третье
направление - обеспечение жильем молодых
специалистов на селе - самое скромное
с финансовой точки зрения (4 млрд. рублей),
что делает его, скорее, малотиражным экспериментом,
чем реальным механизмом изменения ситуации
на селе. Но и тут выделенные деньги - не
простое дотирование, а запуск новых правил.
Строительство для молодых специалистов
на селе предполагает паевое софинансирование,
в результате чего средства федерального
бюджета наделяются средствами региональных
бюджетов и внебюджетными источниками
(средства работодателей, муниципальных
образований и самих работников).
3.2 Результаты реализации ПНП
Национальный проект «Развитие АПК» еще не завершен. Но предварительные итоги подвести уже можно. Заметим, что по техническим причинам проект начал реализовываться лишь с весны 2008 г. И, тем не менее, прирост мяса за 2008 г. составил почти 5%, по птицеводству - около 15%, в свиноводстве - около 9%, по производству молока прирост составил примерно 1%. То, что национальный проект работает, доказывает и тот факт, что в 2008 г. производство продукции растениеводства увеличилось на 2,1%, а животноводства - на 3,7%. В 2009 г. почти прекратилось сокращение поголовья КРС. При этом значительно возросла продуктивность коров: надой молока на одну корову составил в 2009 г. 3600 кг, тогда как самые высокие показатели в советские годы не превышали 2800 кг. Организация кооперативов оказалась единственным направлением национального проекта, планы по которому, сверстанные по договорам Министерства сельского хозяйства с субъектами Федерации, в полтора раза превысили первоначальный замысел министерства и Правительства (3,6 тыс. вместо 2,5). Помимо понимания перспектив кооперации, за этим стоит и более простое объяснение: регионы отчитывались по числу созданных кооперативов без учета результатов их деятельности, что облегчало соревнование в этой области. ПНП «Развитие АПК» показателен с точки зрения усиления роли власти, административного ресурса в решении экономических проблем, что укладывается в общий вектор российских перемен.
Информация о работе Аграрная политика России: сущность, основные направления