Аграрная политика России: сущность, основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являлось выявить сущность современной аграрной реформы в России. Для этого были поставлены следующие задачи: проанализировать понятие аграрной реформы, определить ее основные цели, направления и итоги.

Содержание

Введение – стр. 3
Глава 1. Аграрная политика России.
1.1 Сущность аграрной политики – стр. 3-6
1.2 Цели, принципы, основные направления – стр. 7-11
Глава 2. Аграрная реформа в России.
2.1 Реформирование земельных отношений – стр. 11-14
2.2 Земельная и аграрная реформа в России – стр. 14-17
2.3 Перспективы развития аграрной реформы – стр. 17-20
Глава 3. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК».
3.1 Основные мероприятия и параметры проекта – стр. 20-23
3.2 Результаты реализации ПНП – стр. 23-24
Заключение – стр. 24-26
Список литературы – стр. 27

Работа содержит 1 файл

курсовая работа готовая.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Кафедра экономики 
 
 

Курсовая  работа по экономической  теории на тему:

«Аграрная политика России: сущность, основные направления». 
 
 
 
 

                                                                    Выполнил студент

                                                                                      гр. Э-961 Ярославкин Н.С. 

                                                                                       Руководитель Мамаев Л.Д. 
 
 
 

БРЯНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение – стр. 3

Глава 1. Аграрная политика России.

   1.1 Сущность аграрной политики – стр. 3-6

   1.2 Цели, принципы, основные направления – стр. 7-11

Глава 2. Аграрная реформа в России.

   2.1 Реформирование  земельных отношений – стр. 11-14

   2.2 Земельная  и аграрная реформа в России – стр. 14-17

   2.3 Перспективы  развития аграрной реформы – стр. 17-20

Глава 3. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК».

   3.1 Основные  мероприятия и параметры проекта – стр. 20-23

   3.2 Результаты  реализации ПНП – стр. 23-24

Заключение – стр. 24-26

Список литературы – стр. 27 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Агропромышленный  комплекс занимает в реальном секторе хозяйства особое место: сельскохозяйственное производство и переработка агросырья ориентированы на удовлетворение базовых потребностей населения – в продовольствии, в продукции легкой промышленности, фармацевтике, снабжении людей другими важными продуктами. В настоящее время ситуация в экономике такова, что прежде всего и чаще всего думать приходится не столько о стратегических проблемах, не о «программе - максимум», а о «программе - минимум», чисто тактических задачах, о конкретных мерах по поддержанию агросектора «на плаву». По сравнению с прочими отраслями экономики агропромышленный сектор, прежде всего сельское хозяйство, имел самые невыгодные стартовые возможности перехода к рыночным методам хозяйствования, приспособления к рыночной экономике и соответствующим ей хозяйственным отношениям. Для изменения ситуации требовалось проведение  реформы в аграрном секторе.

    Целью данной работы  являлось выявить  сущность современной аграрной реформы  в России. Для этого были поставлены следующие задачи: проанализировать понятие аграрной реформы, определить ее основные цели, направления и итоги.  
 

Глава 1. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

         1.1 Сущность аграрной  политики

Производство  продуктов питания является самым  первым условием жизни людей всякого  производства вообще. Этим характеризуется жизненно важная роль, которую выполняет сельское хозяйство в любом обществе. Обострение продовольственной проблемы обуславливает чрезвычайную актуальность развития сельского хозяйства, смежных с ним отраслей, развития аграрных отношений и аграрной политики.

Аграрная политика – это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и  обеспечения на этой основе роста  жизненного уровня населения и общественного  процесса в стране. Выделение аграрной политики как относительно самостоятельной области в общей экономической политике государства обусловлено особенностями сельскохозяйственного производства, спецификой регулирования аграрных отношений. В аграрной политике большое внимание должно уделяться достижению более высоких конечных результатов производственной деятельности как в сельском хозяйстве, так и во всем агробизнесе, обеспечению стабильных темпов роста производства, повышению его эффективности и социальному развитию. По ходу объяснения аграрной политики несколько раз было упомянуто понятие «агробизнес», что означает все более полное вовлечение аграрного производства в общий механизм кругооборота общественного капитала. Каждое государство осуществляет свою агарную политику в соответствии со своими методами и целями. Например, единая аграрная политика ЕС, основывается на системе гарантированных цен и других инструментах регулирования рынка, а также на таможенном протекционизме в торговле с другими странами. В рамках этой политики важная роль отводится механизму цен на продукцию сельского хозяйства, на большинство его товаров установлено не менее трех цен: единая контрольная цена (высший уровень); рыночная цена (определяемая на основе спроса и предложения) и единая закупочная цена или цена «вмешательства» (низший уровень). Если предложение существенно превышает спрос и рыночные цены снижаются до уровня единых закупочных цен, то национальные государственные учреждения начинают скупать эту продукцию, а в случае повышения рыночных цен над контрольными сбывают накопленные запасы. Наибольшие суммы в странах ЕС расходуются на поддержание рынков зерна и молочных товаров, т.е. продуктов, определяющих общее состояние и уровень цен рынка продовольствия. При всей сложности государственного регулирования этого сектора экономики, признанное продовольственное изобилие стран Западной Европы свидетельствует о достаточно высокой его эффективности. Как видно из приведенных данных, европейские правительства не очень полагаются на саморегулирующиеся рыночные структуры в сельскохозяйственном производстве, предпочитая им жесткий финансовый контроль, экономическую поддержку и государственное регулирование этой важнейшей сферы народного хозяйства, так что выдаваемые рекомендации в введении свободных рыночных цен, о раздаче, продаже всех земель и других природных ресурсов в частную собственность в специфических российских условиях требует осторожного продуманного подхода.

Некогда, когда аграрный комплекс нашей страны был представлен различными колхозами и совхозами и функционирование сельского хозяйства обеспечивалось:

- во-первых, монополией  внешней торговли;

- во-вторых, поддержанием  определенного соотношения цен  на средства производства, потребляемых  сельским хозяйством, и на его  продукцию.

Можно предполагать, что процесс падения эффективности  приостановился бы при достижении определенного  уровня фондооснащенности, большего равновесия в факторах производства и в связи  с завершением первоначального  периода насыщения ресурсами  и их освоения. Существенно и то, что в целом рост сельскохозяйственного производства все же достигался, пусть и ценой больших затрат. Тем не менее нельзя не признать, что в принципе возможности чисто затратного пути развития были уже исчерпаны. Субсидирование производителя в прежних масштабах стало невозможным: требующиеся для этого ресурсы иссякли и не могли появиться в перспективе. Уже этим определялась неизбежность нового курса аграрной политики. Вопрос состоял в том, как ее проводить, и решать его следовало в общем контексте макроэкономических преобразований. Притягательным выглядел традиционный западный путь, с семейным фермерством, системой гибких цен и в значительной мере либеральным внешнеторговым режимом. Выходить на этот путь можно было либо поэтапно, эволюционно, либо методом революционного взрыва. Определенную систему аргументов выдвигали сторонники «революционной» альтернативы. Первый: только происходящие революционным путем изменения станут необратимыми. Второй: население, вопреки противоположным оценкам, уже вполне психологически и экономически готово к радикальным преобразованиям. Третий: появление большого числа независимых производителей в сельском хозяйстве обязательно приведет к быстрому росту производства, созданию конкурентного рынка и, наряду с одновременным открытием внешних рынков для импорта продовольствия, станет сильным противоинфляционным фактором. Четвертый: ликвидация системы государственного вмешательства откроет простор для действия «невидимой руки» рынка, что автоматически обеспечит структурную перестройку сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса при резком повышении эффективности производства. Пятый: решительный революционный отказ от прежней социальной системы побудит Запад к оказанию массированной помощи, которая позволит сгладить трудности быстрого перехода. В России приняли к реализации второй вариант. Наибольшую роль здесь сыграли либерализация цен и резкое сокращение государственной поддержки. Этот вариант реформирования привел к резкому изменению соотношения цен через механизм инфляции. Уровень и структура внутренних цен стали приближаться к мировым. Традиционно существовавший паритет цен, который обеспечивал отечественному сельскому хозяйству жизнеспособность, рухнул. Сейчас цены на продукцию, потребляемую сельским хозяйством, растут (прежде всего, под давлением цен на нефтепродукты) в пять раз быстрее, чем цены на продукцию, им производимую. Ликвидация старого паритета цен, произошедшая одновременно с радикальным сокращением государственных капиталовложений, обусловило разрушение всего инвестиционного процесса воспроизводства в сельском хозяйстве России (что демонстрируется резким сокращением капиталовложений).

Государственное регулирование сельскохозяйственного производства.

Российские сельские товаропроизводители практически не ощущают положительного воздействия на их деятельность принятого два года назад федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства». Поэтому требуется комплекс мероприятий, направленных на его выполнение, прежде всего устранение паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, поддержка инвестиционной деятельности. Необходимо разработать эффективный механизм кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывающий сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, протекционизм иностранных государств, способствующий увеличению импорта продовольствия. Большое значение для сельских товаропроизводителей могло бы иметь снижение на 50% учетных ставок на кредиты, предоставляемые предприятиям агропромышленного комплекса коммерческими банками, инвестиционными кампаниями, паевыми фондами и иными организациями. Компенсацией кредитным организациям за эту услугу может служить предоставление права обслуживания кредитов, выделяемых государством селу и другим отраслям. Целесообразно создать специальный федеральный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, изыскать возможности для предоставления сельскохозяйственным производителям целевых кредитов на пополнение оборотных средств. При этом переключить содержание объектов сельской социальной инфраструктуры на баланс бюджетов органов местного самоуправления, предусмотрев в них соответствующие источники поддержания и развития социальной сферы села. Важно сформировать специальный фонд для стартового финансирования залога сельскохозяйственной продукции, проведения закупочно-интервенционных операций на продовольственном рынке. 
 

         1.2 Цели, принципы, основные направления

Цели аграрной политики - обеспечение устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, повышение его экономической эффективности, удовлетворение потребностей общества в качественных продуктах питания и улучшение социальных условий в сельской местности. Для достижения этих целей необходимо повысить социальную активность, развить инициативу и предприимчивость на основе расширения хозяйственной самостоятельности, предоставления права самим распоряжаться землей, другими средствами производства, произведенной продукцией и вырученными денежными средствами. Для преодоления спада производства в сельском хозяйстве необходимо в ближайшее время реализовать следующие первоочередные меры:

- Провести финансовое оздоровление сельхозпроизводителей путем  реструктуризации их задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды и институциональных преобразований.  
 - Повысить действенность института банкротства. 
 - Продолжить передачу сельскохозяйственными предприятиями объектов социальной сферы в ведение администраций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.  
 - Ускорить доработку и принятие Земельного кодекса Российской Федерации, завершить разработку и принятие федерального закона о государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения. 
 - Обеспечить разработку нормативной базы и введение в действие механизма страхования урожая сельскохозяйственных культур и развивать с учетом рыночных условий систему страхования в сельском хозяйстве.  
 - Стимулировать развитие кредитной кооперации. 
 - Устранить административные ограничения на ввоз и вывоз сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечить равенство субъектов рынка и прозрачность движения товаров.  
 - Стимулировать экономический рост отраслей АПК через поддержку импортозамещения и развитие экспорта.  
 - Способствовать улучшению технической оснащенности сельского хозяйства.  
 - Создавать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в сельскохозяйственное производство, выпуска техники и оборудования для АПК. 
 - Содействовать проведению комплекса мероприятий по строительству и реконструкции оросительных  и  осушительных  систем,  выполнению агротехнических, противоэрозионных и других работ;  
 - Реализовать систему мер по осуществлению закупок продовольствия для  государственных нужд преимущественно у отечественных товаропроизводителей. 
 - Cформировать федеральный оперативный резерв зерна и завершить  
   разработку комплекса мероприятий по совершенствованию государственного регулирования зернового рынка.  
 - Продолжить организацию учебно-методических и консультационных центров по оказанию помощи регионам в реформировании агропромышленного производства и переподготовке кадров. 

- Содействовать авансированию сельхозтоваропроизводителей, поставляющих продукцию для государственных нужд.

    Основные  принципы аграрной политики следующие:

  1. Свобода выбора форм собственности и хозяйствования. Каждый человек

    может выбрать  ту форму собственности и хозяйствования, которая в наибольшей степени  соответствует его интересам и возможностям.

Информация о работе Аграрная политика России: сущность, основные направления