Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:21, курсовая работа
Одним из существенных факторов развития экономики, как это ни парадоксально, является законодательная, т. е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История потребительского движения
1.1. Потребительское движение в США.
1.2. Защита экономических прав и интересов потребителей стран ЕС.
1.3. Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции.
1.4. Защита прав потребителей в России.
Глава 2. Анализ причин и мотивов обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей
2.1. Мотивы и причины обращений потребителей по вопросам в сфере розничной торговли.
2.2. Мотивы и причины обращений потребителей по вопросам в сфере оказания услуг (работ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Процентное соотношение обращений по группам непродовольственных товаров практически не изменилось в сравнении с 2008 годом. По-прежнему лидировали в 2009 году обращения по сотовым телефонам, электробытовым товарам, обуви.
Рис.5 Структура обращений по группам непродовольственных товаров
В 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло уменьшение количества обращений, связанных с покупкой товаров в среднем на 13%.
Наибольшее
снижение обращений наблюдалось
в отношении групп
2.2. Мотивы и причины обращений потребителей по вопросам в сфере оказания услуг (работ).
Обращения по оказанию услуг (работ) составляют 18 % от всех обращений потребителей. Около половины обращений данного блока составляют обращения по бытовым услугам (44%), затем идут жалобы на жилищно-коммунальные услуги (21%), услуги связи (8%), транспорта (4%), услуги по страхованию (3%), туристско-экскурсионные (2%), платные медицинские (2%), услуги правового характера (2%), банковские (2%), общественного питания (2%), платные образовательные (1%), иные услуги (9%). Лидерство обращений по бытовым услугам характерно для городских округов, затем идут обращения по жилищно-коммунальным услугам и услугам связи. В муниципальных районах – на первом месте обращения по жилищно-коммунальным услугам, затем по бытовым и связи.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилось количество обращений, связанных с оказанием услуг (работ) в среднем по округу на 16%. Снижение обращений наблюдалось в отношении оказания бытовых услуг, услуг связи, медицинских и финансовых услуг. По оказанию жилищно-коммунальных услуг количество обращений осталось на том же уровне. Небольшое увеличение обращений отмечено в отношении услуг пассажирского транспорта, туристских услуг, услуг правового характера.
Наибольшую долю в обращениях по бытовым услугам составляют обращения по строительству и ремонту жилых и нежилых помещений, что вызвано возросшей потребностью в данном виде услуг в связи с ростом сдаваемого в эксплуатацию жилья, а также появлением на рынке недобросовестных исполнителей работ. Основной мотив обращений – нарушение сроков выполнения работ, как начальных, так и конечных, а также нарушение сроков исполнения договоров по изготовлению и установке пластиковых конструкций окон либо дверей и некачественное исполнение данных работ. Потребителям в данных ситуациях очень трудно самим разрешить проблему и только при участии специалистов по защите прав потребителей, проведении ими консультаций с потребителями и исполнителями услуг, составлении письменной претензии к исполнителю услуг, требования потребителя удовлетворялись в досудебном порядке.
Основные мотивы обращений по ремонту бытовой техники, автомобилей, изготовлению и ремонту мебели, пошиву и ремонту одежды, обуви, химчистке - обнаружение недостатка в оказанной работ, нарушение срока выполнения работ, полная или частичная утрата (повреждение) материала (вещи), принятой от потребителя. Анализ данных обращений показал, что исполнитель (ремонтные мастерские, станции техобслуживания, ателье) не указывают сроки начала и окончания работы, не информируют потребителя о том, какие недостатки были устранены, какие использовались запчасти, материалы, при изготовлении работы из своего материала не предоставляют полную и достоверную информацию, обеспечивающую потребителю правильный выбор.
Заключение
Представленная выше информация о практическом применении законодательства о защите прав потребителей, свидетельствует о том, что население имеет реальную возможность реализовывать и отстаивать свои законные права потребителей на рынке товаров и услуг. Это стало возможным благодаря созданию окружной системы защиты прав потребителей, максимальному ее приближению к самим потребителям путем создания и стабильного функционирования подразделений по защите прав потребителей органов местного самоуправления и проведению согласованной политики на всех уровнях управления в сфере защиты прав потребителей.
Органы местного самоуправления, по-прежнему, остаются наиболее доступным и оперативным звеном в системе защиты прав потребителей автономного округа. Поэтому для обеспечения оперативности и доступности системы защиты прав потребителей для широких слоев населения необходимы дальнейшее усиление роли подразделений по защите прав потребителей органов местного самоуправления.
Организация эффективной
работы по защите прав и законных интересов
потребителей в каждом муниципальном
образовании позволяет
За годы реализации
государственной
Информационно-просветительская деятельность, направленная на воспитание грамотных и активных потребителей и добросовестных предпринимателей, содействует повышению общего уровня правовой грамотности населения и сокращению количества нарушений в сфере потребительского рынка, связанных с незнанием производителями, предпринимателями, потребителями требований нормативных правовых актов в области защиты прав потребителей.
Возрастающая активность потребителей в отстаивании своих прав способствует развитию здоровой конкуренции между хозяйствующими субъектами на потребительском рынке каждого муниципального образования и автономного округа в целом, взаимному сотрудничеству продавцов, исполнителей, изготовителей, импортеров, и в конечном итоге - насыщению рынка высококачественными и безопасными товарами и услугами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
www.admhmao.ru
http://window.edu.ru
http://ekonomy.info
www.bestreferat.ru
www.bankreferatov.ru