Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:09, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах. Задачами моей работы являются:
Раскрыть основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России и раскрыть суть федеральной программы поддержки малого предпринимательства.
Проанализировать различные формы государственной поддержки малого предпринимательства в развитых странах (США, Япония, страны ЕС).

Содержание

Введение
Глава 1. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России
1.1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике
1.2 Государственная политика поддержки малого бизнеса в России
1.3 Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России в последнее время
Глава 2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
2.1 Опыт Великобритании, Германии, США и Японии в развитии малого предпринимательства
2.2 Поддержка инновационного малого бизнеса в США и других странах
2.3 Опыт поддержки малого бизнеса в Германии и Великобритании
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

     - ACE-Net (Angel Capital Electronc Network) - служба поиска  инвесторов и финансовой поддержки  для МСП на сумму от $0,25 до $5 млн.

     - Business LINC - система обеспечения информацией  предпринимателей о возможностях  взаимодействия малых средних  и крупных предприятий.

     - PRO-Net – система для осуществления  маркетинговых исследований в  части изыскания и размещения  государственных, региональных и  частных заказов, о поставках  и закупках.

     - TECH-Net - информационная система о  технологических ресурсах, высоких  технологиях и предприятиях реализующих  эти технологии или ведущих  НИОКР в этих направлениях.

     - Trade Net – система для развития  экспортных возможностей МСП  и поиска партнеров в международной  торговле, предоставление консультаций  и информации о финансовых, правовых, таможенных и других особенностях  осуществления экспортных операций.

     - SUB-Net - система для размещения  сведений генеральных подрядчиков  (федеральных, региональных и  местных органов власти, крупных  предприятий, международных компаний  и др.) о текущих или перспективных  субконтрактных возможностях для  МСП.

     В связи с острой необходимостью реструктуризации многих отечественных крупных предприятий  находящихся в кризисной ситуации целесообразно учесть опыт экономических  преобразований в восточной части  объединённой Германии. В начале необходимо произвести инвентаризацию и всестороннюю диагностику крупных кризисных  предприятий для определения  наиболее целесообразных путей их реструктуризации и последующей приватизацией. Причем комплексная оценка состояния крупных  предприятий (в особенности градообразующих) должна быть соотнесена и с социально-экономической обстановкой в местах их расположения. Особенно интересен подход Германского Федерального Ведомства Опеки (ФВО) в части разукрупнения холдингов и крупных предприятий, и выделения из них малых дееспособных предприятий с обеспечением для них устойчивого взаимодействия с другими поставщиками, производителями и потребителями продукции.

     Опыт  многих стран, свидетельствует об эффективном  использовании возможностей сектора  МСП в сфере выполнения государственных  и муниципальных заказов. В США  крупные предприятия обязаны  размещать в секторе МСП до 20% оборонных заказов. В 2002 г. стоимость  госзаказов, выполненных силами МСП  достигла $46 млрд.

     Обращаясь к опыту Германии, следует отметить, что в этой стране действует около 3,3 млн МСП, которые дают до 57% добавленной  стоимости и привлекают 46% инвестиций. Большой интерес для нашей  страны представляет опыт вовлечения старших школьников и студентов  в предпринимательскую деятельность. Правительством Германии при содействии Deutsche Ausgleichsbank и других партнеров  в ВУЗах страны создано 42 кафедры  предпринимательства. Реализуется  программа EXIST финансовой поддержки  и стимулирования студенческого  предпринимательства, что позволило  создать 350 новых инновационных предприятий. Германским Институтом Труда запущена программа JUNIOR для старших школьников по созданию мини-предприятий, работающих в рыночных условиях под контролем  опытных консультантов. В 2001-02 гг. в 12 регионах страны было создано 220 таких  мини-предприятий в которых сотрудничало свыше 3000 учащихся.

     Венчурные фонды. Особый интерес представляет сфера рискового (венчурного) предпринимательства, которая обеспечивает мощное развитие деловой активности в новых видах деятельности. В Германии для поддержки рисковых предприятий в 2001г. запущена программа «Венчурный Капитал для Малых Технологических Компаний» (VTC), в рамках которой через ассоциацию фондов венчурного капитала или через донорские организации удалось предоставить свыше 0,5 млрд. евро для 1000 молодых венчурных предприятий. Германское Правительство поддерживает развитие рынка венчурного капитала и содействует организации «Германской Сети Добровольных Инвесторов» (Business Angel Network Germany), что позволило в последние годы создать 40 таких структур и объединить их в общенациональную сеть. В части ускорения технологического и инновационного прогресса в секторе МСП реализуется 6 государственных программ, в их числе «Программа инновационной поддержки МСП» (PRO INNO) по интенсификации проведения НИОКР предприятиями сектора МСП в кооперации с научными учреждениями. Эта программа предусматривается и возможность временного перевода специалистов из институтов в малые предприятия и наоборот.

     Значительный  вклад в развитие МСП вносит совершенствование  принципов управления предприятиями, поэтому Правительство через  сеть ТПП и другие партнерские  организации финансирует обучение и консультирование молодых предпринимателей. Ежегодно более 200 тыс. предпринимателей бесплатно получают соответствующие  консультации. В новых землях создано  40 консультационных центров. В 30 городах проводятся круглые столы по обмену опытом выхода из кризисных ситуаций с участием предпринимателей и иностранных экспертов.

     Для Российской практики законотворчества, особенно в сфере МСП, будет весьма полезным ознакомиться с опытом совершенствования  законодательства и правоприменения  в странах ЕС и конкретно в  Великобритании. В Кабинете Министров  Великобритании был в 1995 г. образован  отдел по оценке эффективности мер  государственного регулирования (Regulatory Impact Unit – RIU). В обязанности RIU входил поиск путей упрощения и оптимизации  действующих и вновь разрабатываемых  правовых норм, а так же обеспечение  адаптации правоприменительной  практики Великобритании с законодательством  ЕС. Концепция совершенствования  системы государственного регулирования  экономической и общественной деятельности в Великобритании базируется на следующих 5 основных принципах «благотворного регулирования», принятых в ЕС:

     1.  Прозрачность для пользователя

     2.  Ответственность

     3.  Сбалансированность

     4.  Системность (последовательность)

     5.  Целенаправленность

     Благодаря реализации вышеперечисленных мер  Великобритания вышла на 2-е место  среди 60 развитых стран по созданию наиболее благоприятных условий  для развития предпринимательства. Предпринимательство, начиная с 1997 г. экономило ежегодно около £10 млрд. за счет сокращения формальных процедур. Увеличилась интенсивность создания новых предприятий, темпы роста в. достигли 8% и было создано 410 тыс. новых предприятий. За период 1997-2000 гг. было создано боле 1,5 млн. новых предприятий, из которых 99,8% относятся к категории малых предприятий. 

     Заключение

     Хотелось  бы надеяться, что в ближайшее  время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий малого бизнеса к  сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более  что имеющий глубокие корни в  экономической истории нашей  страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как  в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности  и сбалансированности. Малое предпринимательство  ведет к оздоровлению экономики  в целом. Следовательно, лучшим выходом  из создавшейся в России кризисной  ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства  в нашей стране.

     Список  использованной литературы 

     1.  http://www.sba.gov/aboutsba/ Сайт Администрации Малого Бизнеса при Президенте США (Small Business Administration - SBA)

     2.  http://www.bmwi.de/Homepage/English%20pages/The%20ministry/DG08.jsp - Сайт генерального Директората малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий Германии

     3.  http.//www.meti.go.jp/english/other/METIintroduction/c10130ej.html Сайт Министерства экономики, торговли и промышленности Японии

     4.  http://www.cabinet-office.gov.uk/regulation/history/facts.htm Государственный портал Великобритании.

     5.  Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".

     6.  Указ президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 4 апреля 1996 г. № 491

     7.  Письмо Министерства экономического развития РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию малого бизнеса и среднего предпринимательства» от 24 декабря 2008г.

     8.  www.dmpmos.ru. Сайт департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Москвы.

     9.  www.giac.ru НП "Московский центр развития предпринимательства"

     10.  Светлана Зангеева. Проблемы и перспективы бизнеса в России //Эспрессо - итальянская газета в Москве. Рубрика "Интервью" N 8 (42) 1 - 15 июля 2008

     11.  В.Я. Горфинкель и М.М. Максимцов. Менеджмент малого бизнеса. Вузовский учебник, 2004

     12.  Малое предпринимательство в России. Стат. Сборник. М., 2008

     13.  Предпринимательское право Российской Федерации. Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – «Юрист», 2009 год.

     14.  Крутик А.Б., Горенбургов. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. Учеб. пособие 2005 г.

     15.  Анискин Ю.П. Организация и управление в малом бизнесе, 2001г.

     16.  Пелих А.С. Экономика предприятия и отрасли промышленности, 2001г.

     17.  Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе: Учеб. Пособие,1999г.

Информация о работе Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса