Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:09, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах. Задачами моей работы являются:
Раскрыть основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России и раскрыть суть федеральной программы поддержки малого предпринимательства.
Проанализировать различные формы государственной поддержки малого предпринимательства в развитых странах (США, Япония, страны ЕС).

Содержание

Введение
Глава 1. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России
1.1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике
1.2 Государственная политика поддержки малого бизнеса в России
1.3 Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России в последнее время
Глава 2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
2.1 Опыт Великобритании, Германии, США и Японии в развитии малого предпринимательства
2.2 Поддержка инновационного малого бизнеса в США и других странах
2.3 Опыт поддержки малого бизнеса в Германии и Великобритании
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение

     Глава 1. Основные направления государственной  поддержки малого предпринимательства  в России

     1.1 Сущность и роль малого бизнеса  в экономике

     1.2 Государственная политика поддержки  малого бизнеса в России

     1.3 Основные направления государственной  поддержки малого бизнеса в  России в последнее время

     Глава 2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

     2.1 Опыт Великобритании, Германии, США  и Японии в развитии малого  предпринимательства

     2.2 Поддержка инновационного малого  бизнеса в США и других странах

     2.3 Опыт поддержки малого бизнеса  в Германии и Великобритании

     Заключение

     Список  литературы  
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При  этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним  фирмам финансовые, технические и  прочие ресурсы и поддерживать частную  инициативу любой ценой. Государство  призвано, в первую очередь, создать  такой правовой и экономический  климат, который позволит малому бизнесу  не только удержаться на плаву, но и  расти, набирать силу.

     Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной  Азии и Латинской Америки —  мелкое и среднее предпринимательство  находит все более широкую  поддержку. Даже восточноевропейские  державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной  поддержке малого бизнеса.

     Целью данной работы является анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах. Задачами моей работы являются:

  • Раскрыть основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России и раскрыть суть федеральной программы поддержки малого предпринимательства.
  • Проанализировать различные формы государственной поддержки малого предпринимательства в развитых странах (США, Япония, страны ЕС).

     Данная  работа состоит из двух глав, в каждой из которых 2-3 пункта. В первой главе я охарактеризовала сущность малого предпринимательства, показала основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России и указала на основные достижения государства в данной области. Во второй главе я проанализировала государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса в наиболее развитых странах, и указала на основные точки приложения усилий данных стран в области поддержки и развития малого бизнеса.  
 
 
 

     Глава 1. Основные направления  государственной  поддержки малого предпринимательства  в России

     1.1 Сущность и роль  малого бизнеса  в экономике

     Согласно  статье 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ"

     1. Под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации,  в уставном капитале которых  доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  общественных и религиозных организаций  (объединений), благотворительных и  иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному  или нескольким юридическим лицам,  не являющимся субъектами малого  предпринимательства, не превышает  25 процентов и в которых средняя  численность работников за отчетный  период не превышает следующих  предельных уровней (малые предприятия):

     а) в промышленности - 100 человек;

     б) в строительстве - 100 человек;

     в) на транспорте - 100 человек;

     г) в сельском хозяйстве - 60 человек;

     д) в научно-технической сфере - 60 человек;

     е) в оптовой торговле - 50 человек;

     ж) розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

     з) в остальных отраслях и при  осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов  деятельности (многопрофильные), относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или годовом объеме прибыли.

     Малое предпринимательство в странах  с рыночной экономикой выполняет  важные экономические и социальные функции:

     • МП создают конкурентную среду, формируют  конкурентные цивилизованные рыночные отношения в экономике, способствующие лучшему удовлетворению потребностей людей в товарах и услугах.

     • Гибко реагируя на запросы потребителей, владельцы малых предприятий  стремятся расширить ассортимент, повышать качество товаров, работ, услуг.

     • Размещая производственные или торговые малые предприятия в небольших  городах, селах и поселках, предприниматели  приближают производство товаров и  услуг к конкретным потребителям.

     • Деятельность малого предпринимательства  имеет особое значение для депрессивных территорий, в которые крупный  капитал не идет.

     • Предприниматели-владельцы малых  предприятий вкладывают в развитие производства личные частные сбережения денежных средств, создают новые  рабочие места, способствуют росту  занятости населения.

     • Малые предприятия и индивидуальные предприниматели как плательщики  налогов вносят заметный вклад в  формирование доходов бюджетов всех уровней и тем самым участвуют  в решении задач социально-экономического развития административно-территориальных  образований страны — городов, районов, областей.

     • Благодаря частной инициативе сохраняются  многие ремесла и народные промыслы, что дает возможность сохранять, развивать таланты людей.

     • Малый бизнес выступает партнером  крупных предприятий, на основе подрядной  системы берется за изготовление и поставки комплектующих изделий, деталей, вспомогательных и обслуживающих  производств.

     • Малые предприятия успешно конкурируют  с крупными предприятиями в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и тем самым вносят вклад в обеспечение научно-технического прогресса.

     1.2 Государственная  политика поддержки  малого бизнеса  в России

     Основные  приоритеты развития малого предпринимательства  определило Постановление Совета Министров  «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ»  от 11 мая 1993 г. № 446. К ним относятся:

  • Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  • Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
  • Инновационная деятельность.

     В соответствии с Законом «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» от 14 июля 1995 г. № 88-ФЗ государственная  поддержка малого предпринимательства  осуществляется на основании Федеральной  программы государственной поддержки  малого предпринимательства региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития, разрабатываемыми Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления. Цель составления таких программ – определение конкретных мер  по реализации перечисленных направлений  государственной поддержки малого предпринимательства на предстоящий  финансовый год. Головным исполнителем Федеральной программы является Министерство Российской Федерации  по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства (МАП России).

     В соответствии с Федеральной программой в проекте федерального бюджета  каждый год предусмотрено выделение  средств на ее реализацию, а в  конце бюджетного года Правительство  РФ представляет в Государственную  Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной  поддержке, включая отчет об использовании  выделенных на эти цели средств федерального бюджета.

     Указом  президента РФ «О первоочередных мерах  государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 4 апреля 1996 г. № 491 Правительству РФ было предписано:

     1. Ежегодно предусматривать предоставление государственных гарантий на сумму не менее 200 млн долл. иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства в России.

     2. Ежегодно предусматривать в федеральном бюджете выделение на поддержку малого предпринимательства государственных льготных инвестиционных кредитов в размере не менее 500 млрд руб.

     3. Ежегодно предусматривать в бюджете Государственного фонда занятости населения РФ направление не менее 40% средств на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства.

     4. Установить порядок резервирования  для субъектов малого предпринимательства  определенной доли заказов на  производство и поставку отдельных  видов продукции и товаров  (услуг) для государственных нужд. Тем же Указом определены некоторые  источники средств, выделяемые  малому предпринимательству, и  формирование Федерального фонда  поддержки малого предпринимательства.  Правительству РФ указано на  необходимость учета интересов  субъектов малого предпринимательства  при разработке законодательных  и нормативных актов, а органам  государственной власти субъектов  РФ и органам местного самоуправления  предложено создать региональные  системы государственной поддержки  малого предпринимательства и  предусматривать в соответствующих  бюджетах выделение на поддержку  малого предпринимательства средств  в размере не менее 0,5% от  годовых доходов бюджетов.

     В целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку  и развитие малого предпринимательства, создаются соответствующие государственные  и муниципальные органы, являющиеся некоммерческими организациями.

     Финансовое  обеспечение федеральной политики государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создание которого Правительство РФ предусмотрело  Федеральным законом РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.

     Для осуществления поставленных перед  ним целей Фонд поддержки малого предпринимательства:

     -   Осуществляет финансирование Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и участвует в финансировании региональных программ и проектов в области поддержки и развития малого предпринимательства;

     -   Выполняет функции залогодателя, поручителя или гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства, осуществляет контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств;

     -  Принимает долевое участие в создании и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций, информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

Информация о работе Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса