Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:09, реферат
Целью данной работы является анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах. Задачами моей работы являются:
Раскрыть основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России и раскрыть суть федеральной программы поддержки малого предпринимательства.
Проанализировать различные формы государственной поддержки малого предпринимательства в развитых странах (США, Япония, страны ЕС).
Введение
Глава 1. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России
1.1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике
1.2 Государственная политика поддержки малого бизнеса в России
1.3 Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России в последнее время
Глава 2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
2.1 Опыт Великобритании, Германии, США и Японии в развитии малого предпринимательства
2.2 Поддержка инновационного малого бизнеса в США и других странах
2.3 Опыт поддержки малого бизнеса в Германии и Великобритании
Заключение
Список литературы
Кроме
государственной программы
Особое внимание государственные органы уделяют молодым предпринимателям, делающим первые шаги в малом бизнесе. Прежде всего, молодой предприниматель может получить консультации квалифицированных специалистов, которые помогут в регистрации компании, разработке бизнес плана или подборе кадров.
Во
многих регионах Российской Федерации
строятся бизнес-центры, которые ориентированы
на предприятия малого бизнеса, где
предприниматели смогут не только снять
помещение по выгодной арендной ставке,
но и получить все необходимые
условия для успешной работы. Компактное
размещение предприятий малого бизнеса
позволит создать необходимую атмосферу
для творчества, что немаловажно
для работы многих предприятий, занимающихся
разработкой инновационных
Глава 2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
2.1 Опыт Великобритании, Германии, США и Японии в развитии малого предпринимательства
Малые и средние предприятия (далее МСП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития. О значимости МСП для ряда стран можно судить по приведённым данным (*1):
Таблица 1
Сектор
МСП отличается повышенной динамичностью,
гибкостью инновационной
Быстрый
и устойчивый рост МСП в этих странах
объясняется
Опыт
многих стран, показывает, что наиболее
эффективно государственную политику
поддержки и развития МСП можно
осуществлять через специализированный
правительственный орган, имеющий
достаточные ресурсные
Эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощью сектора МСП, так и использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в странах ЕС, в Великобритании и Японии, а так же в других странах. В целях обеспечения высокого государственного статуса, SBA было подчинено непосредственно Президенту страны и не могло быть аффинировано ни с одним другим правительственным органом. Руководит деятельностью SBA - Управляющий, кандидатура которого выдвигается Президентом и утверждается Сенатом. К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП. О влиятельности SBA говорит тот факт, что при годовом бюджете $18 млрд. в 2002 г. она привлекла в сферу МСП из различных источников около $400 млрд., в том числе $46 млрд. по госзаказам. SBA имеет 108 представительств во всех регионах и в крупнейших городах страны с общим штатом свыше 4,2 тыс. сотрудников. Государственная поддержка МСП осуществляемых либо непосредственно структурными подразделениями SBA или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес центрами и т.п.
SBA
организовала в США
-
«Консультационные бюро
Во
многих странах (Германия, США, Япония
и др.) для получения крупных
кредитов или достаточно весомой
технической помощи, предприятие
должно представить объективные
сведения по организационным, финансовым,
техническим, кадровым и другим аспектам
своей деятельности. Такие сведения
обычно подготавливаются уполномоченными
специализированными
Мощным
рычагом косвенной финансовой поддержки
МСП, является предоставление государственных
гарантий по обеспечению кредитов,
выдаваемых в рамках государственных
или региональных программ обеспечения
доступа МСП к финансовым ресурсам.
Такие программы существуют в
США, Японии, Германии и мн. других странах.
Например в США на 2002 г. было выделено
$17,5 млрд для предоставления гарантий
на кредитование и под инвестиционные
капиталовложения. Существует свыше 20
специализированных кредитных программ
(краткосрочных – для
Интересен опыт инвестиционного кредитования МСП, широко распространённый в США, Японии и Англии. В его основе создание сети частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies – SBIC), которые используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии SBA, осуществляют различные инвестиции в МСП. Эти компании предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Стимулом для их деятельности является возможность участия в прибылях в случае успешного развития малых предприятий. Вхождение в глобальную экономику с обострённой конкуренцией на мировых рынках и жесткой регламентацией рыночных отношений в рамках ВТО требует от России концентрации ресурсов на наиболее эффективных направлениях деятельности (программирование, коммуникации, электроника, энергетика, высокие технологии, точное приборостроение, биотехнологии, авиационно-космическая техника и др.). Инновационная деятельность позволяет наиболее полно использовать ещё сохранившийся в нашей стране творческий и научно-технический потенциал. Необходимость интенсивного развития и поддержки инновационной деятельности в секторе МСП ставит задачи финансирования этих работ и обеспечения взаимодействия между разработчиками, научно-исследовательскими институтам, университетами и испытательными лабораториями. В мировой практике есть примеры объединения финансовых ресурсов различных ведомств в целях выполнение НИОКР по государственной тематике.
2.2 Поддержка инновационного малого бизнеса в США и других странах
Примером
поддержки инновационной
Очень
серьёзной проблемой
Исходя из ограниченности финансовых и материальных ресурсов, которые можно направить на дальнейшее развитие МСП, целесообразно обратиться к опыту Великобритании и Японии в части подходов в формировании приоритетных направлений развития МСП. Например, в Великобритании в целях оптимизации использования финансовых ресурсов с 2000 г. принята 2-х уровневая система приоритетов поддержки МСП. Первый уровень приоритетности должен соответствовать масштабам общегосударственного применения и способствовать ускоренному накоплению ресурсов необходимых для экономических и социальных преобразований, обеспечивая высокую результативность поддержки и развития конкретных групп предприятий, обладающих стратегической важностью для социально–экономического развития страны. Второй уровень приоритетности должен соответствовать региональным и местным целям социально-экономического развития и накапливать для их достижения достаточные ресурсы путём поддержки наиболее эффективных и быстро развивающихся предприятий. В случае если предприятие отвечает нескольким целевым приоритетам, то оно может рассчитывать на предоставление финансовой поддержки из нескольких источников и/или получить дополнительные льготы.
2.3 Опыт поддержки малого бизнеса в Германии и Великобритании
По мере экономического оздоровления нашей страны можно приступить к созданию национальной системы информационного обслуживания МСП. В качестве примера кратко рассмотрим сеть бесплатного информационного обслуживания SBA-Net, в которой действуют следующие информационные системы:
Информация о работе Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса