Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:09, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ системы государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах. Задачами моей работы являются:
Раскрыть основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России и раскрыть суть федеральной программы поддержки малого предпринимательства.
Проанализировать различные формы государственной поддержки малого предпринимательства в развитых странах (США, Япония, страны ЕС).

Содержание

Введение
Глава 1. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в России
1.1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике
1.2 Государственная политика поддержки малого бизнеса в России
1.3 Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России в последнее время
Глава 2. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
2.1 Опыт Великобритании, Германии, США и Японии в развитии малого предпринимательства
2.2 Поддержка инновационного малого бизнеса в США и других странах
2.3 Опыт поддержки малого бизнеса в Германии и Великобритании
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

     Кроме государственной программы поддержки  малого бизнеса в 2010 году существовал ряд региональных программ, которые также позволяют увеличить эффективность работы малых предприятий и оказать необходимую поддержку начинающим предпринимателям. К примеру, фонд поддержки малого бизнеса в Хабаровском крае предлагает начинающим предпринимателям воспользоваться кредитом на выгодных условиях. Процентная ставка кредита может составлять от 8,75 до 13,75%, а получить кредит может практически любой предприниматель, который только что зарегистрировал свое предприятие или давно занимается частным бизнесом.

     Особое  внимание государственные органы уделяют  молодым предпринимателям, делающим первые шаги в малом бизнесе. Прежде всего, молодой предприниматель  может получить консультации квалифицированных  специалистов, которые помогут в  регистрации компании, разработке бизнес плана или подборе кадров.

     Во  многих регионах Российской Федерации  строятся бизнес-центры, которые ориентированы  на предприятия малого бизнеса, где  предприниматели смогут не только снять  помещение по выгодной арендной ставке, но и получить все необходимые  условия для успешной работы. Компактное размещение предприятий малого бизнеса  позволит создать необходимую атмосферу  для творчества, что немаловажно  для работы многих предприятий, занимающихся разработкой инновационных технологий. Также в целях поддержки малого бизнеса и предпринимателей многие государственные заказы на производство товаров или услуг размещаются  в виде тендеров, что позволяет  предпринимателям найти выгодный заказ, который позволит обеспечить хорошую  прибыль предприятия.

     Глава 2. Зарубежный опыт поддержки  малого бизнеса

     2.1 Опыт Великобритании, Германии, США и  Японии в развитии  малого предпринимательства

     Малые и средние предприятия (далее  МСП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного  потенциала страны, то МСП, являясь  наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую  стабильность развития. О значимости МСП для ряда стран можно судить по приведённым данным (*1):

     Таблица 1

     

     Сектор  МСП отличается повышенной динамичностью, гибкостью инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых  производств и к генерации  новых рабочих мест. Например, в  США за последние десять лет примерно 55% всех инноваций и около 75% новых  рабочих мест были созданы в секторе  МСП. При этом эффективность капиталовложений где-то в 9 раз выше, чем в сфере  крупного бизнеса .

     Быстрый и устойчивый рост МСП в этих странах  объясняется заинтересованностью  правительства в развитии этого  сектора экономики, путём вовлечения широчайших масс населения в творческую предпринимательскую деятельность. В рассматриваемых странах можно  заметить множество сходных черт в системе государственной поддержки  сектора МСП, что обусловлено  мощным влиянием процессов экономической  глобализации и активностью международных  организаций (UNIDO, UN-ECE, PHARE, WASME, EBRD, TACIS, USAID и др.), специализирующихся в финансовой, технической и информационной помощи.

     Опыт  многих стран, показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно  осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий  достаточные ресурсные возможности  и полномочия. В США это SBA, в  Великобритании – «Национальное  Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 г в составе  «Министерства торговли и промышленности» (DTI), в Германии – «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII) в составе «Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWA), в Японии – реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности» (METI), в составе которого создано новое «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA). Изучение головных государственных организаций ведающих поддержкой МСП в развитых странах показало, что наиболее кардинальное решение было найдено в США в форме такой организационной структуры как «Администрация Малого Бизнеса при Президенте США» (Small Business Administration - SBA) созданной в 1953 г.

     Эффективность деятельности SBA подтверждается как  фактом устойчивого развития США  и мощью сектора МСП, так и  использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки  МСП в странах ЕС, в Великобритании и Японии, а так же в других странах. В целях обеспечения  высокого государственного статуса, SBA было подчинено непосредственно  Президенту страны и не могло быть аффинировано ни с одним другим правительственным органом. Руководит деятельностью SBA - Управляющий, кандидатура которого выдвигается Президентом и утверждается Сенатом. К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП. О влиятельности SBA говорит тот факт, что при годовом бюджете $18 млрд. в 2002 г. она привлекла в сферу МСП из различных источников около $400 млрд., в том числе $46 млрд. по госзаказам. SBA имеет 108 представительств во всех регионах и в крупнейших городах страны с общим штатом свыше 4,2 тыс. сотрудников. Государственная поддержка МСП осуществляемых либо непосредственно структурными подразделениями SBA или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес центрами и т.п.

     SBA организовала в США разветвленную  сеть представительств, отделений,  консультационных пунктов, бизнес  центров и уполномоченных компаний  полностью или частично, финансируемых  из средств федерального бюджета.  Кратко остановимся только на  некоторых видах поддержки МСП,  которые не требуя больших  капиталовложений, нашли широкое  распространение во многих странах  и вполне могут быть применены  в нашей стране, в их числе:

     - «Консультационные бюро руководящих  работников в отставке» (Service Corps of Retired Executives- SCORE), работа которых  связана с использованием опыта  высококвалифицированных специалистов, ныне вышедших на пенсию, для  консультаций и технической помощи  МСП. В 389 консультационных пунктах  США сотрудничают 11400 пенсионеров,  которые ежегодно консультируют  свыше 400 тыс. клиентов. Аналогичные  структуры действуют в странах  ЕС (European Senior Service Network-ESSN), оказывая консультационную  помощь с выездом на предприятия,  в том числе и в страны  СНГ по программе TACIS. В нашей  стране этот опыт может быть  применён путём создания локальных  баз данных о высококвалифицированных  пенсионерах, заинтересованных в  активном сотрудничестве с местными  структурами поддержки МСП.

     Во  многих странах (Германия, США, Япония и др.) для получения крупных  кредитов или достаточно весомой  технической помощи, предприятие  должно представить объективные  сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым и другим аспектам своей деятельности. Такие сведения обычно подготавливаются уполномоченными  специализированными организациями  или диагностическими центрами. Это  существенно снижает риски вложения средств в предприятия. В нашей  стране, при ограниченности ресурсов, при массовых обращениях за финансовой помощью и при частых случаях  невозвращения выделяемых кредитов необходимо введение института обязательного  диагностирования предприятий, нуждающихся  в финансовой или технической  помощи, либо в реструктуризации. Это  будет способствовать сбережению средств  и целевому их использованию, а так  же повышению ответственности предпринимателей.

     Мощным  рычагом косвенной финансовой поддержки  МСП, является предоставление государственных  гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных  или региональных программ обеспечения  доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в  США, Японии, Германии и мн. других странах. Например в США на 2002 г. было выделено $17,5 млрд для предоставления гарантий на кредитование и под инвестиционные капиталовложения. Существует свыше 20 специализированных кредитных программ (краткосрочных – для приобретения оборотных средств, обеспечения  экспортных операций, оказания экстренной помощи и др.; долгосрочных - для приобретения недвижимости, оборудования и/или для  модернизации и расширения деятельности, помощи при бедствиях, проведения НИОКР, и др.). Развитие подобной системы  в России позволит сильно расширить  базу финансовых ресурсов поддержки  МСП за счет привлечения частного капитала.

     Интересен опыт инвестиционного кредитования МСП, широко распространённый в США, Японии и Англии. В его основе создание сети частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies – SBIC), которые  используя собственный капитал  и привлекая заимствованный капитал  под гарантии SBA, осуществляют различные  инвестиции в МСП. Эти компании предоставляют  акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также  оказывают услуги по финансовому  менеджменту. Стимулом для их деятельности является возможность участия в  прибылях в случае успешного развития малых предприятий. Вхождение в  глобальную экономику с обострённой  конкуренцией на мировых рынках и  жесткой регламентацией рыночных отношений  в рамках ВТО требует от России концентрации ресурсов на наиболее эффективных  направлениях деятельности (программирование, коммуникации, электроника, энергетика, высокие технологии, точное приборостроение, биотехнологии, авиационно-космическая  техника и др.). Инновационная  деятельность позволяет наиболее полно  использовать ещё сохранившийся  в нашей стране творческий и научно-технический  потенциал. Необходимость интенсивного развития и поддержки инновационной  деятельности в секторе МСП ставит задачи финансирования этих работ и  обеспечения взаимодействия между  разработчиками, научно-исследовательскими институтам, университетами и испытательными лабораториями. В мировой практике есть примеры объединения финансовых ресурсов различных ведомств в целях выполнение НИОКР по государственной тематике.

     2.2 Поддержка инновационного  малого бизнеса  в США и других  странах

     Примером  поддержки инновационной деятельности в США, являются программы «Инновационные исследования в МСП» (Small Business Innovation Research –SBIR) и «Распространение технологий МСП» (Small Business Technology Transfer – STTR). Эти  программы обеспечивают бюджетное  финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора  МСП по тематике ведущих федеральных  ведомств (NASA, министерства обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования  и др.). Такие работы проводятся в  три этапа. Только призёры I этапа (длительностью  до 1 года), допускаются к II этапу (длительностью  до 2 лет), на котором объём субсидирования НИОКР в 3-5 раз больше. Призёры II этапа  допускаются к III этапу, на котором  самые успешные инновационные разработки выигрывают подряды на коммерциализацию и практическое внедрение своих  разработок в производство. Развитие и совершенствование технологий осуществляется программой STTR, которая  стимулирует малые предприятия  к взаимодействию с некоммерческими  исследовательскими институтами. Учитывая этот опыт, желательно, в рамках уже  существующего государственного «Фонда содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере», рассмотреть  возможность объединения части  средств ведущих отраслей народного  хозяйства (оборонная и авиационно-космическая  промышленность, энергетика, металлургия, здравоохранение, транспорт и др.), предусмотренных для проведения НИОКР. Участники этого фонда, сами должны определять тематику НИОКР, ориентировочную  стоимость и сроки выполнения этих работ, а также условия проведения конкурсов для получения заказов  на выполнение этих работ.

     Очень серьёзной проблемой инновационных  предприятий сектора МСП, является защита прав интеллектуальной собственности. В этой связи Японское правительство, по примеру США, предприняло ряд  организационных и законодательных  мер, обеспечивающих совершенствование  национальной системы регистрации  прав интеллектуальной собственности, её защиты и распространения. В условиях нашей страны, целесообразно создать  экспертный совет, наделённый правом давать заключения о целесообразности финансирования затрат на патентование инновационных  разработок малых предприятий и  сертификацию новых продуктов в  других странах. Для финансирования этих затрат можно использовать государственные  гарантии и механизм льготного кредитования. Это позволит многим инновационным  предприятиям найти средства для  патентования и сертификации имеющихся  разработок, обладающих мировой новизной и конкурентоспособностью, облегчив им возможность выхода на мировые рынки.

     Исходя  из ограниченности финансовых и материальных ресурсов, которые можно направить  на дальнейшее развитие МСП, целесообразно  обратиться к опыту Великобритании и Японии в части подходов в формировании приоритетных направлений развития МСП. Например, в Великобритании в целях оптимизации использования финансовых ресурсов с 2000 г. принята 2-х уровневая система приоритетов поддержки МСП. Первый уровень приоритетности должен соответствовать масштабам общегосударственного применения и способствовать ускоренному накоплению ресурсов необходимых для экономических и социальных преобразований, обеспечивая высокую результативность поддержки и развития конкретных групп предприятий, обладающих стратегической важностью для социально–экономического развития страны. Второй уровень приоритетности должен соответствовать региональным и местным целям социально-экономического развития и накапливать для их достижения достаточные ресурсы путём поддержки наиболее эффективных и быстро развивающихся предприятий. В случае если предприятие отвечает нескольким целевым приоритетам, то оно может рассчитывать на предоставление финансовой поддержки из нескольких источников и/или получить дополнительные льготы.

     2.3 Опыт поддержки малого бизнеса в Германии и Великобритании

     По  мере экономического оздоровления нашей  страны можно приступить к созданию национальной системы информационного  обслуживания МСП. В качестве примера  кратко рассмотрим сеть бесплатного  информационного обслуживания SBA-Net, в которой действуют следующие  информационные системы:

Информация о работе Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса