Заработная плата

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы- изучить сущность и значение заработной платы в формировании доходов граждан и оценить современное состояние рынка труда в России.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы сущность категории «заработная плата»;
- определить основные виды и функции заработной платы;
- дать характеристику рынка труда, оценить его современной состояние;
- предложить мероприятия по совершенствованию механизма оплаты труда и регулирования рынка труда в современных условиях.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 467.00 Кб (Скачать)

     Рассмотрим  далее меры по регулированию заработной платы. Воздействие на заработную плату  можно рассматривать как общий  экономический способ определенного  регулирования спроса и предложения. Воздействие на предложение рабочей  силы очевидно, поскольку величиназаработка во многом определяет и сферу приложения труда, и стремление работать в нескольких местах. С другой стороны, государство, проводя или поддерживая определенную политику в области заработной платы, может влиять на величину и структуру спроса на рабочую силу.

     Его вмешательство может быть административным или экономическим. Влияние на продолжительность рабочего времени и оплату единицы рабочего времени обычно носит административный характер; в большинстве развитых стран государство регламентирует максимальную продолжительность рабочей недели и минимальную заработную плату. Эти нормы являются ориентиром при заключении трудового договора между предпринимателями и работниками.

     Развитие  рынка труда было определено как  одно из направлений Концепции долгосрочного  социально-экономического развития РФ на период до 2020 года,  утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

     Современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.

     Переход к инновационной экономике приведет к изменению структуры занятости  населения, перераспределению работников по секторам экономики, расширению сферы услуг, развитию инновационных направлений деятельности и возникновению новых направлений занятости. В долгосрочной перспективе возможна проблема сокращения совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2007 - 2020 годы более чем на 10 процентов).

     Исходя  из тенденций развития экономики  и рынка труда целью государственной  политики в области развития рынка  труда в долгосрочной перспективе  является создание условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.

     Достижение  поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач.

  1. повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости.
  2. улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики.
  3. развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда.
  4. создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры.
  5. создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.

     Ключевые  этапы и показатели реализации поставленных задач в течение 2008 - 2020 годов следующие:

     снижение  уровня нелегальной занятости с 35 до 5 - 10 процентов;

     повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 до 70 - 80 процентов;

     снижение  уровня общей безработицы с 6 до 2 - 3 процентов.

     Мировой финансовый кризис определенно отразился на рынке труда. В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ситуации на рынке труда.

     Важнейшее антикризисное направление –  поддержка региональных рынков труда. Она осуществляется с помощью  двух механизмов. Первый – финансирование переданных (делегированных) регионам федеральных полномочий в сфере политики занятости, средства для этого перечисляются в виде субвенций, в том числе на выплату пособий по безработице. Второй механизм поддержки появился только в кризисный период, это субсидии на реализацию мер по снижению напряженности на рынке труда. Именно из этих средств финансируется пакет антикризисных мер – общественные работы, переподготовка высвобождаемых работников, переселение, открытие собственного малого бизнеса.

     Таким образом, государственная политика в области занятости в России призвана охватывать регулирование  заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Заработная плата выступает источником социальных выплат, регулятором покупательной способности людей, основным средством побуждения работников к повышению производительности труда. Будучи неразрывно связанной с экономической активностью населения, она оказывает более существенное воздействие развитие экономики по сравнению с другими видами доходов. Важные функции, которые выполняет заработная плата в системе экономических отношений, превращают ее в главный объект внимания органов власти при проведении социально-экономической политики.

     Заработная  плата выполняет воспроизводственную, стимулирующую, социализирующую функции. Выделяют номинальную и реальную заработную плату.

     Выделяют  повременную и сдельную формы  оплаты труда. При повременной форме заработок работнику начисляется по тарифной ставке, соответствующей присвоенному ему тарифному разряду или установленному окладу с учетом фактически отработанного рабочего времени. Сдельной называется форма заработной платы, при которой труд работника оплачивается по установленным сдельным расценкам за количество фактически изготовленной продукции (выполненной работы). Повременная делится на простую и премиальную. Сдельная делится на индивидуальную прямую, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, косвенную сдельную и аккордно-сдельную, коллективную прямую.

     Анализ  динамики роста средней заработной платы в номинальном выражении в России выросла более чем в 2 раза за последние 5 лет. Однако все это было достигнуто за счет роста оплаты труда высокооплачиваемых работников. За период с 1996 по 2009 годы минимальный размер оплаты труда вырос с 63,3 рублей до 4330 рублей. Однако этом всего лишь 78,8% прожиточного минимума. В 2008 году средняя начисленная зарплата в РФ составила 17290рублей, а в Калмыкии – 9083 рубля. Калмыкия находится на 81 месте по среднедушевым доходам населения в 2008 году.

     Конец 2008 года – начало 2009 года оказались  чрезвычайно неблагоприятными для  рынка труда в подавляющем  большинстве субъектов Российской Федерации. В целом по Российской Федерации число свободных вакансий за этот период снизилось с 1,4 млн. до 0,9 млн. рабочих мест, а напряженность на рынке рабочей силы возросла с 0,9 до 2,7 незанятых граждан на одну вакансию.

     Экономический кризис затронул практически все  отрасли российской экономики - серьезные проблемы возникли в реальном секторе, финансовой и социальной сферах. Были приостановлены или сокращены целый ряд инвестиционных программ, что также стало причиной роста как общей, так и зарегистрированной безработицы. Значительное снижение занятости (в том числе в форме перевода работников на сокращенную рабочую неделю, предоставление административных отпусков)  отмечалось в металлургии, химической, угольной промышленности, машиностроении, строительстве, финансовом секторе. От кризиса пострадали, прежде всего, сильные промышленные регионы - регионы-доноры.

     Рост численности зарегистрированной безработицы с конца осени 2008 года продолжался в большинстве субъектов Российской Федерации до апреля-мая 2009 года. К осени 2009 года ситуация на рынке труда Российской Федерации в целом стабилизировалась.

     Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, в связи с чем его рассмотрение выделено в специальный раздел. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

     Государственные меры, воздействующие на величину и  структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих  мест за счет сокращения рабочего дня  на уже существующих рабочих местах.

     Среди общих экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

     Активная политика имеет совей целью повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве и т.д.

     Пассивная политика на рынке труда ограничена регистрацией ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы предоставления пособий и осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей.

     Государственная политика осуществляется по следующим направлениям: повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости; развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда; создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры.

     Ключевые  этапы и показатели реализации поставленных задач в течение 2008 - 2020 годов следующие: снижение уровня нелегальной занятости с 35 до 5 - 10 процентов; повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 до 70 - 80 процентов; снижение уровня общей безработицы с 6 до 2 - 3 процентов.

     Список  использованной литературы 

  1. Абрамов М. О налогах, зарплате и экономическом  росте.// Вопросы экономики.-2008.-№5.-.с.134-140.
  2. Алимарина Е.А. Оплата труда в экономике России// Вестник МГУ. Серия Экономика, 2005.-№5.-.с.43-50.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.-3-е изд., перераб и доп.- М.: ЮРАЙТ, 2005.- 399с.
  4. Вишневская Н., Куликов О. Формирование заработной платы в России: роль отраслевых тарифных соглашений.// Вопросы экономики.-2009.-34.-.с.91-103.
  5. Замараев Б. Особенности образования первичных доходов в Российской экономике.// Вопросы экономики.-2009.-№4.-.с.8090.
  6. Капелюшников Р. Производительность труда и стоимость рабочей силы: как рождаются статистические иллюзии// Вопросы экономики.-2009.-№4.-.с.59-79.
  7. Костин Л.А. Российский рынок труда. М., 1999.
  8. Куклин А.А., Леонтьева А.Г. Государственная политик в области оплаты труда и ее влияние на динамику бедности в регионе// Экономика региона.-2010.-31.-.с.21-27.
  9. Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда// www.rostrud.ru
  10. Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебноепособие.-2-е изд.-М.: ИНФРА-М, 2007г.-с.115-150.
  11. Политика доходов и заработной платы / Под ред. П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. М., 2000
  12. Пошерстник Е.Б. и др. Заработная плата в современных условиях.СПб., М., 2000.
  13. Регионы России. Социально-экономическое положение, 2009. // Федеральная служба государственной статистики// www. gks.ru
  14. Россия в цифрах, 2009 // Федеральная служба государственной статистики// www. gks.ru
  15. Рощин С.Ю., Разумова Т.Л. Экономика труда.-М, 2000.с.24-54.
  16. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда: Учеб.-метод. пособие.2-е изд., испр.-М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005 г.-192с.
  17. Труд и занятость в России, 2009// Федеральная служба государственной статистики// www. gks.ru
  18. Фиськова Л. Заработная плата и ее факторы.// Экономист.-2009.-31.-.с.66-71.
  19. Шевяков Е. Влияние социальной политики на положение отдельных групп населения// Экономист.-2008.-№9.-с.57-4-84.
  20. Экономика и социология труда./ под ред. Сербинского Б.Ю. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999.-.с.512с.
  21. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ Под общей редакцией В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. -М.: Изд-во Рос.экон. акад, 2000.- 592с.
  22. Яковлев Р.А. Оплата труда в организации.- М.: МЦ ФЭР, 2006

Информация о работе Заработная плата