Заработная плата

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы- изучить сущность и значение заработной платы в формировании доходов граждан и оценить современное состояние рынка труда в России.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы сущность категории «заработная плата»;
- определить основные виды и функции заработной платы;
- дать характеристику рынка труда, оценить его современной состояние;
- предложить мероприятия по совершенствованию механизма оплаты труда и регулирования рынка труда в современных условиях.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 467.00 Кб (Скачать)

      Опережающее обучение граждан, находящихся под  угрозой увольнения, осуществлялось по профессиям (специальностям), перечень которых регулировался рынком труда. Более 80%  – это рабочие профессии, например: стропальщик, водитель, оператор котельной, электрогазосварщик, машинист крана, токарь, оператор станков с программным управлением, слесарь механосборочных работ и др. Остальные 20% - профессии и специальности для инженерно-технического персонала предприятий, например: бухгалтер, оператор ЭВМ, конструктор и т.д. 

      Общие расходы по подпрограмме составили 1,35 млрд. рублей, или 74,2% от объема средств заявленных в региональных программах по указанному направлению.

     Наиболее  активно шла реализация подпрограммы по организации общественных и временных  работ, включая стажировку выпускников  образовательных учреждений. Для  ее проведения в 2009 году заключено 167,9 тыс. договоров с 114,8 тыс. организаций. Фактически в подпрограмме участвовало 2434,5 тыс. человек, или 142,7% от численности участников, заявленной в региональных программах. Особой популярностью пользовались общественные работы, где доля участников составила 74,4% (1813,7 тыс. человек), на втором месте – временные работы (доля - 23%; 560,5 тыс. человек), на третьем - стажировка (доля - 3%; 60,4 тыс. человек). Фактический период участия в программе составил до 3-х месяцев.

     Общественные  и временные работы имеют в  основном социально полезную направленность и организуются в качестве дополнительной социальной поддержки граждан. Эта работа не требует специальной подготовки. Государство работодателю частично возмещает заработную плату участников мероприятия в размере минимальной оплаты труда (4330 рублей) с учетом районного коэффициента и начислений на фонд оплаты труда.

     В организациях обрабатывающего производства работали 35,4% участников подпрограммы, в организациях по предоставлению коммунальных, социальных и персональных услуг – 12,2%, сельского хозяйства – 11,5%, строительства – 7,6%, здравоохранения и образования – 7,5%, оптовой торговли и др. – 3,4%, транспорта и связи – 2,6%, в остальных сферах – 19,8%. 9

      В подпрограмме принимали участие 212,8 тысяч работников градообразующих предприятий. Из них 153 тысячи – принимали участие в общественных работах, 59,7 тысяч – во временных работах и 0,3 тысячи участвовали в стажировке.

     Во  всех субъектах Российской Федерации  эта подпрограмма проходила активно и оказалась самой востребованной работодателями. Фактически в ней приняли участие на 43% больше, чем запланировано в программах субъектов Российской Федерации по данному направлению.

      В 2009 году в результате реализации дополнительных мероприятий отмечалась тенденция снижения ежемесячного прироста численности безработных граждан, обращающихся в органы занятости населения. В субъектах Российской Федерации не зафиксировано случаев социальной напряженности.

      Реализация  региональных программ в субъектах Российской Федерации позволила:

      -сохранить  порядка 2,3 млн. рабочих мест;

      -уменьшить  объемы неполной занятости и  избежать массовых высвобождений  работников на предприятиях, сохранить  прежние и создать новые рабочие  места;

      -оказать  поддержку предприятиям, находящимся в сложном финансово-экономическом положении, сохранить их кадровый потенциал, сохранить костяк высококвалифицированных специалистов, формирующих коллектив, повысить профессиональный уровень и сохранить занятость работникам, находящихся под угрозой увольнения;

      - оказать поддержку отдельным  отраслям экономики, наиболее  чувствительным к кризису;

      -обеспечить  занятость за счет трудоустройства  на временные рабочие места,  общественные работы работников, находящихся в режиме неполного  рабочего времени;

      - повысить конкурентоспособность  участников мероприятий после  опережающего обучения;

      - оказать материальную поддержку  населению, оказавшемуся в сложной  жизненной ситуации;

      - оказать поддержку субъектам  малого и среднего бизнеса,  что имеет значение не только для стимулирования экономического роста, но и для обеспечения занятости и смягчения кризисных последствий в социальной сфере.

      - снизить напряженность на рынке  труда. 
 
 
 
 
 

  1. Государственное регулирование рынка  труда в современных  условиях в России
 

     Регулирование рынка труда представляет собой  особую форму и сферу регулирующего  воздействия государства на социально-экономические  процессы, в связи с чем его  рассмотрение выделено в специальный  раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

     Государственные меры, воздействующие на величину и  структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих  мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.

     Методы  и меры государственного регулирования  рынка труда можно дифференцировать по различным признакам: по объектам воздействия: по направленности воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по источникам финансирования; по продолжительности воздействия.

     Объектами воздействия являются население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т,д, В зависимости от особенностей Объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные меры. По направленности воздействия выделяют следующие меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу, увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения. По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования — государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, и т.п. — и косвенные методы регулирования: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д. По характеру воздействия на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные. По содержанию регулирующих мер выделяют меры экономического характера (поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса и т.д.); меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения и т.п..) смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую политики). По уровню управленческого воздействия методы распределяется на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные. По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты регионов России, местные бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные). По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочными {до одного года), среднесрочными (от одного года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 лет и более).

     Государство на рынке труда может осуществлять активную и пассивную политику.

     Активная  политика имеет совей целью повышение  конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве и т.д.

     Пассивная политика на рынке труда ограничена регистрацией ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы предоставления пособий и осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей.

     Административные  меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и  отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

     Применение  такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет  снизить уровень безработицы  для еще работающих и уменьшить  существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

     Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта  мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения но состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда прежде всего относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.

     Среди общих экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ. 

     Содействие  в организации собственного дела, оказываемое службами занятости, включает как оказание консультативной и материальной помощи, так и помощь в отборе и подготовке работников для вновь создаваемой фирмы. Помощи в организации собственного дела следует уделять особое внимание, так как это связано не только с трудоустройством человека, желающего организовать свое дело, но и с созданием новых рабочих мест. В отношении частных предпринимателей государство использует различные меры, стимулирующие их расширять свое производство, причем там, где возникает острая необходимость в дополнительных рабочих местах.

     В числе экономических специализированных мер особое внимание в развитых странах  оказывается созданию предприятий  так называемой защищенной занятости  — специализированных предприятий  для инвалидов. Это еще один пример защитного регулирования. Такие предприятия менее конкурентоспособны, чем обычные, из-за низкой производительности труда, поэтому требуют финансовой поддержки со стороны государства. Однако они дают инвалидам возможность работать, поэтому рассматриваются как эффективная мера для трудоустройства данной социально уязвимой группы.

     Организация общественных работ — способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда. Эта мера направлена на защиту безработных и не относится к тем, кто имеет работу.

     Государство обладает экономическими средствами регулирования  величины и структуры предложения  рабочей силы. Налоговые рычаги, позволяющие стимулировать или  ограничивать предложение рабочей  силы, представляют собой группу, которую можно охарактеризовать и как экономическую, и как административную. Количество рабочих мест, как правило, больше количества людей, их занимающих, из-за совместительства. Поэтому меры, ограничивающие совместительство, позволяют получить вакантные рабочие места. Ставки подоходного налога, существенно возрастающие в зависимости от числа мест работы человека, позволяют снизить спрос на рабочие места со стороны тех, кто уже имеет работу.

     К экономическим мерам, регулирующим структуру предложения, относится организация переподготовки населения. Основной системой является организация переподготовки за счет фонда занятости, которая охватывает официально зарегистрированных безработных. Для финансирования системы переподготовки необходимо привлекать средства предприятий, причем не только взимая с них взносы в фонд занятости, но и обязывая их платить за обучение работников, которым грозит безработица. Чтобы эти расходы не ложились бременем на предприятия, необходимо разработать механизм льготного налогообложения для них.

     Такие меры имеют в основном экономический  характер и являются специализированными, так как направлены на облегчение трудоустройства работников, вынужденных  сменить место жительства. Следует  отметить, что для России характерна большая привязанность к одному месту жительства, чем в развитых странах (из-за существования прописки, неодинаковых материальных условий в разных регионах, семейных связей и т. д.), что затрудняет применение указанных мер. Кроме того, ситуацию усложняют и проблемы миграции из «горячих точек».

Информация о работе Заработная плата