Заработная плата и проблемы её регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать заработную плату в Республике Беларусь, её сущность, формы. системы и функции, а также её регулирование . Для достижения этого необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть содержание заработной платы как экономической категории.
2.Охарактеризовать особенности регулирования системы заработной платы в Республике Беларусь.
3.Выяснить, как совершается регулирование заработной платы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1. Заработная плата : понятие, функции и формы.
1.1 Экономическое содержание заработной платы и её функции
1.2 Формы и системы оплаты труда
2. Особенности регулирования заработной платы в РБ
2.1 Цели, принципы и инструменты регулирования организации заработной платы
2.2 Основные направления государственного регулирования организации заработной платы
3. Совершение регулирования организации заработной платы в экономике РБ
3.1 Регулирование оплаты труда на основе социального партнерства
3.2 Тарифная система
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

· обеспечивать установление гарантий в области заработной платы;

· создавать систему  социальных стандартов, характеризующих не только минимально достаточный уровень жизни населения, но и динамику его повышения;

· обеспечивать сохранение покупательской способности через  индексацию заработной платы и адаптацию  ее к расширению платности социальных услуг и жилья;

· не допускать дискриминации  среди работников и субъектов  хозяйствования в отношении заработной платы.

Практическая реализация функций государственного регулирования  выражается прежде всего, в установлении и разработке механизма формирования:

1) минимальной заработной  платы (МЗП);

2) минимального потребительского бюджета (МПБ);

3) бюджета прожиточного  минимума (БПМ);

4) индексации заработной  платы;

5) разработки и утверждения  Единой тарифной системы (ЕТС).

Минимальная заработная плата (МЗН) — государственный, минимальный, обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Трудовым кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда.

В МЗП не включаются: доплаты, надбавки, премии и иные компенсационные  выплаты.

Размер МЗП определяется Советом Министров PБ в абсолютной сумме. При этом не должно ухудшаться сложившееся соотношение между  размером месячной MЗП и социальными  нормативами (МПБ, БПМ). МЗП не будет использоваться и качестве норматива для расчета размеров пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также налогов, сборов, штрафов и иных платежей. Эти функции будет выполнять так называемая базовая величина. Из-за чрезмерной дополнительной нагрузки ранее размер МЗП был неоправданно занижен, что искажало ее назначение в регулировании трудовых отношений.

Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) — представляет собой  расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.

МПБ включает такой набор  товаров и услуг, в ценах реальных закупок, который представляет уровень  и структуру потребления минимально допустимые при достигнутом состоянии экономического развития страны. Для определения минимального потребительского бюджета определяют минимальную материальную обеспеченность, натурально-вещественной формой которой является потребительская корзинка.

Потребительская корзинка — научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в Республике Беларусь.

Структура потребительской корзинки:

· расходы на питанье;

· одежда, белье, обувь;

· лекарства, предметы санитарии  и гигиены;

· мебель, предметы культурно-бытового назначения;

· жилье, коммунальные услуги;

· культурно-просветительские мероприятий, отдых;

· бытовые услуги, транспорт, связь;

· содержание детей в  детском дошкольном учреждении;

· обязательные платежи, взносы.

Для стоимостной оценки потребительской корзины используются средние цены покупок товаров  и услуг с учетом всех видов  торговли: розничной, индивидуальной, торговли на колхозном рынке

В потребительскую корзинку включаются непродовольственные товары, уровень обеспеченности которыми достиг и превышает 70% среди всего населения.

Параметры МБП пересматриваются по мере необходимости с учетом роста  потребительских цен, но не реже одного раза за квартал.

МПБ рассчитывается для:

· прогнозирования изменения  уровня жизни населения;

· усиления социальной защиты и поддержки наименее защищенных слоев населения;

· определения размеров минимальной заработной платы (МЗП), пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат;

· разработки социальных программ помощи населению, формирования системы народнохозяйственных пропорций  и приоритетов, обеспечивающих поэтапное  сближение потребления граждан  к научно обоснованному уровню.

Прожиточный минимум  представляет набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения  жизнедеятельности человека и сохранения ето здоровья.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) — стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.

Индексация заработной платы (дохода) — метод компенсации  уменьшения доходов граждан в  случае повышения цен, ведущих к  снижению уровня жизни.

Индексация заработной платы производится в том случае, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает 5%.

Индексация заработной платы осуществляется на величину индекса  потребительских цен по шкале  нормативов, устанавливаемой Правительством РБ.

 Республиканская тарифная система – совокупность нормативных правовых актов по дифференциации и регулированию зарплаты различных групп работников в зависимости от их квалификации, условий, сложности работ. Она состоит из тарифных ставок и надбавок к ним, тарифных сеток, схем должностных окладов, тарифно-квалификационных справочников.

Тарифная ставка определяет размер оплаты труда рабочих за единицу времени при выполнении установленной нормы работ.

Тарифная сетка - межразрядные отношения каждого последующего разряда к предыдущему или к ставке первого разряда. Межразрядные отношения могут быть процентными и абсолютными, нарастающими и снижающимися, а их величина зависит от различий в квалификации работников по разрядам.

Тарифно-квалификационные справочники - нормативные документы для тарификации работ и присвоения работникам квалификационных разрядов, в которых все профессии характеризуются с учетом содержания и сложности работы, их соответствия квалификации работников.

На основе тарифной ставки первого разряда происходит дифференциация оплаты труда по профессионально-квалификационным группам.

         Одним из принципиальных моментов реформы оплаты труда должно быть равное относительное возрастание тарифных коофицентов и увеличение абсолютного разрыва между ставками по мере повышения разряда. Основываясь на определённом социологами нижнем пределе ощущения роста материальной заинтересованности, которым является 10-процентное увеличение оплаты труда, в тарифной сетке должно быть установлено 10-11-процентное нарастание ставок от разряда к разряду.

         В связи с этим возникла необходимость пересмотра Единой тарифной сетки, которая должна предусматривать нормальный уровень межразрядных соотношений тарифных коэффициентов.

         Существенно должны измениться подходы к нормированию труда, совершенствование которого – важнейший фактор снижения затрат на производство, получения прибыли и рационального распределения средств, предназначенных на оплату труда. Нормы труда должны превратиться в средство обеспечения экономических и социальных интересов не только работников, но и потребителей, государства.

          Можно рассмотреть дифференциацию оплаты труда, как способ  её регулирования.

Дифференциация оплаты призвана обеспечивать рост производительности и прибыльности предприятия. О степени  ее обоснованности можно судить по эффективности работы предприятия, отрасли и состоянию социально-психологического климата в трудовых коллективах.

Для обеспечения зависимости  оплаты труда работника от результатов  его труда, необходимо соблюдение следующих  важнейших принципов:

    • повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства и труда. Этот принцип связан с действием закона увеличения потребностей, согласно которому их полное удовлетворение реально лишь при расширении возможностей получить за свой труд большее количество материальных благ и услуг;
    • обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы. В условиях конкретного предприятия - это замедление процесса обновления средств производства, отсутствие ориентации на разработку и пропорциональности между мерой труда и мерой потребления. [10, с.34-35]

         Разрабатывание мер по увеличению эффективности хозяйствования и пересмотр нормативов распределения прибыли, которая после уплаты отчислений в бюджет остаётся в распоряжении предприятий – значимая задача государственного регулирования, равно как и система налогообложения, которая должна содействовать укреплению мотивации труда работников, переходу к гибкой согласованной политики налогообложения.[15]

Осуществляя регулирование заработной платы государство осуществляет меры, направленные на реализацию принципа соответствия меры труда и меры его оплаты, обеспечения равной оплаты за равный труд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическое назначение заработной платы – обеспечивать условия жизнедеятельности человека. Ради этого человек сдает в наем свои услуги. Нет ничего удивительного, что трудящиеся стремятся добиться высокой заработной платы, чтобы лучше удовлетворять свои потребности. Тем более, что высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику страны в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги.

Заработная плата многофункциональна. Представление о совокупности присущих ей функций позволяет правильно понять её сущность, противоречия и проблемы, возникающие в процессе совершенствования организации заработной платы.

Под системой оплаты труда понимают способ определения величины заработной платы, которая должна быть выплачена работнику за результаты его труда. Форма оплаты труда - это одна из классификаций систем оплаты труда. Все системы оплаты труда делятся на сдельные и повременные.

Осуществляя регулирование заработной платы государство осуществляет меры, направленные на реализацию принципа соответствия меры труда и меры его оплаты, обеспечения равной оплаты за равный труд.

В условиях рыночной экономики  государственное регулирование  заработной платы должно базироваться на принципах социально ориентированной рыночной экономики, строиться с учетом особенностей переходного периода, а также необходимости принять эффективные меры по оздоровлению экономики и устранению накопившихся за последние годы проблем в области оплаты труда. Политика государства должна быть направлена на повышение покупательной способности и обеспечение своевременной выплаты заработной платы, увеличение ее доли в валовом внутреннем продукте и доходах населения, устранение перекосов в ее уровнях по предприятиям и категориям персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1)Конвенция № 95 об  охране заработной платы, Женева, 1949 г.

2)Гурко С.П. Микроэкономика: уч. пособие / С.П.Гурко, Базылев Н. И.– Минск, Современная школа, 2007. – 296 с.

3)Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с  13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – XXXIV, 974 с.

4)Сайт национального статистического комитета Республики Беларусь. Адрес: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/salary.php

5)Экономика труда: учебник. 2-е изд., перераб. и доп./под ред. проф. Ю. И. Кокина, проф. И. Э. Шлендера. М. : Магистр, 2010. – 686с.

6)Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З.

7)В_А_Григорьев, Н_Н_Влад. Доплаты, надбавки, премии: пособие  / В.А.Григорьев. – Минск: Консультант Плюс, 2009.

8) Зайкин А.Д. Экономико-правовое регулирование труда и заработной платы: Учеб. для вузов / А.Д. Зайкин: К.С. Ремизов. - Москва: ИНФРА-М-НОРМА, 1999. - 328 с.

9) Полоник С.Н., Искусство невозможного / Полоник С.Н., Удовенко И.А. // Беларуская думка – 2009 № 3.

10) Бубен А.А. Организация заработной платы в современных условиях / А.А.Бубен // Вестник БГЭУ – 2009 №5.

11) Трудовой кодекс  Республики Беларусь на октябрь 2009 года

12)М. И. Плотницкий [и др.]. Микроэкономика: учеб. пособие для студентов второго экон. образования, аспирантов, преподавателей и науч. работников / под ред. М. И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011. – 384 с.

13) Статья: «Государственное регулирование заработной платы». Адрес: http://www.znanie.info/portal/ec-terms/18/863.html

14) Статья: «Регулирование заработной платы». Адрес: http://seminarprof.ru/ryegulirovaniye-zarabotnoy-plati/

Информация о работе Заработная плата и проблемы её регулирования в Республике Беларусь