Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа
Цель работы – исследовать заработную плату в Республике Беларусь, её сущность, формы. системы и функции, а также её регулирование . Для достижения этого необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть содержание заработной платы как экономической категории.
2.Охарактеризовать особенности регулирования системы заработной платы в Республике Беларусь.
3.Выяснить, как совершается регулирование заработной платы в Республике Беларусь.
Введение
1. Заработная плата : понятие, функции и формы.
1.1 Экономическое содержание заработной платы и её функции
1.2 Формы и системы оплаты труда
2. Особенности регулирования заработной платы в РБ
2.1 Цели, принципы и инструменты регулирования организации заработной платы
2.2 Основные направления государственного регулирования организации заработной платы
3. Совершение регулирования организации заработной платы в экономике РБ
3.1 Регулирование оплаты труда на основе социального партнерства
3.2 Тарифная система
Заключение
Список использованных источников
Сочетание государственного и договорного регулирования свойственно и для Республики Беларусь. При этом и государственное, и договорное регулирование заработной платы базируется на следующих основных принципах правовой организации заработной платы:
- принцип оплаты по труду (его количеству и качеству) и результату (стоимости труда);
- принцип равной оплаты за равный труд (запрещение дискриминации в области оплаты труда);
- принцип объективной дифференциации заработной платы (в зависимости от особых условий труда, его сложности и т.п.);
- принцип гарантированности заработной платы (гарантии минимальной заработной платы; гарантии определенных размеров заработной платы при выполнении работником необходимых условий);
- неприкосновенность заработной платы;
- недопустимость ограничения размеров заработной платы;
- свобода распоряжения заработной платой.
Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов регулирования оплаты труда , включающая:
Можно выделить следующие
2.2. Основные
направления государственного
Государственное регулирование заработной платы – осуществление мер, направленных на реализацию принципа соответствия меры труда и меры его оплаты, обеспечения равной оплаты за равный труд. Государственное регулирование заработной платы производится посредством рационального разделения функций между государственными органами и предприятиями (объединениями).
Государственное регулирование заработной платы, предусматривающее проведение единой государственной политики в области оплаты труда, включает:
• планирование заработной
платы путем распределения
• установление тарифных
ставок и должностных окладов, порядка
образования поощрительных
• устранение уравнительности и необоснованных выплат;
• определение прав и обязанностей различных органов по установлению конкретизации и применению условий оплаты труда (выработка положений о порядке начисления и сроках выплаты заработной платы, гарантийных выплат и др.);
• государственный контроль за соблюдением законодательства по вопросам оплаты труда.
В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся:
• установление ставок налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;
• единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;
• утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;
• упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;
• индексация доходов и сбережений.
Меры косвенного регулирования заработной платы включают:
• эмиссию денег;
• контроль над инфляцией и валютным курсом;
• налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;
• налоговые льготы малому предпринимательству;
• тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих.
В частном секторе государство косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его нормативные акты носят рекомендательный характер.
Государственное регулирование заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума.[13]
3. Совершение регулирования организации заработной платы в экономике РБ
Механизм государственного регулирования оплаты труда реализуется через Конституцию Республики Беларусь; Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года (с изменениями и дополнениями); ряд законов Республики Беларусь и декретов главы государства, а также другие нормативные правовые акты.[9, с.10]
Согласно статистическим данным, основной составляющей в доходах населения в настоящее время является заработная плата. При резкой дифференциации в оплате труда в стране, в отраслях, на предприятиях усиливается социальное напряжение в обществе. Простых решений возможных социальных проблем нет. Процесс реструктуризации народного хозяйства Республики Беларусь не имеет аналогов по своим масштабам и сложности. Ошибки неизбежны, но для того чтобы их было меньше, необходимо иметь наиболее полное представление о социально-экономических последствиях принимаемых управленческих решений, т.е. обеспечить обратную связь. Важнейшим звеном обратной связи является постоянный анализ организации заработной платы на предприятиях, его оценка и определение тенденций.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой и постсоциалистических государств свидетельствует о необходимости сохранения регулирующих воздействий на заработную плату. Однако для разработки действенного механизма регулирования оплаты труда недостаточно приложить к нашей действительности одну из многочисленных зарубежных экономических моделей. Следует учитывать условия в которых находилась экономика республики в течение последних десятилетий, обеспечить привязку направлений реформирования в сфере трудовых отношений к ее традициям и специфике. Концепция реформы оплаты труда в Республике Беларусь в условиях рыночных отношений предполагает государственное воздействие на заработную плату, т. е. регулирование на макроуровне, на основе установления минимальной заработной платы, тарифной системы оплаты труда, индексации в зависимости от роста инфляции, нормативов распределения прибыли предприятий на оплату труда и накопление, гибкой политики налогообложения, участия в заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений. Регулирование оплаты труда осуществляется на основе системы тарифных соглашений и коллективных договоров, недопущением неоправданной дифференциации в заработной плате, повышением тарифной ставки первого разряда и установления дифференцированных нормативов формирования фонда оплаты труда в зависимости от результативности деятельности предприятий, введением новых нормативов индексации доходов населения, анализом действующих систем оплаты труда и влиянием на эффективность деятельности предприятий.
Ряд данных для анализа в отечественной статистике получить невозможно, а они необходимы и при регулировании средств на оплату, установлении минимальной заработной платы, заключении соглашений по социальному партнерству.
Социальное партнёрство – это взаимодействие субъектов социальной политики по сохранению, изменению социального положения населения и отдельных составляющих его частей, по решению проблем в социальной сфере, влияющих на социальное положение населения в целом, а также его отдельных групп. Оно следует рассматривать как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества, наёмных работников, работодателей и государства оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.
Основная цель социального партнёрства – вовлечь как можно больше различных организаций в процесс социально-экономического развития общества.
Регулирование оплаты труда на основе социального партнерства включает в себя систему норм и положений, взаимоувязанных по уровням соглашений. Обязательным условием заключения соглашений и договоров является соблюдение минимальных социальных гарантий, установленных законодательством, а также решений, принятых па более высоком уровне управления.
В рыночной экономике механизм регулирования заработной платы предусматривает четкие гарантии при выполнении работником нормы труда независимо от результатов деятельности предприятия. В установлении гарантированного заработка наемным работникам ключевую роль играет система социального партнерства. Для обеспечения через систему социального партнерства эффективного регулирования заработной платы и ее гарантии на уровне нормального воспроизводства рабочей силы необходимо решить проблемы полномочности представительства сторон, согласования различного рода соглашений и коллективных договоров по срокам их заключения, приоритетности и взаимоувязке, определения меры ответственности сторон за невыполнение принятых обязательств, а также формирования механизма их реализации. Гарантии по заработной плате в системе социального партнерства предусматривают, что каждый последующий уровень не должен ухудшать условий соглашений более высокого и может отличаться от предыдущего предоставлением наемным работникам лучших условий в области оплаты труда. Установить такие гарантии можно только в том случае, если обеспечена полномочность представительства сторон при заключении соглашений, что является одним из важнейших принципов социального партнерства.[14]
Согласно трудовому кодексу Республики Беларусь основными принципами социального партнерства являются:
1) равноправие сторон;
2) соблюдение норм законодательства;
3) полномочность принятия обязательств;
4) добровольность принятия обязательств;
5) учет реальных возможностей
принятия реальных
6) обязательность выполнения дого
7) отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
8) взаимное информирование
сторон переговоров об
В основе социального партнерства лежит разработка коллективного договора.
Коллективный договор — это нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
Коллективные договоры
могут заключаться в
Коллективный договор
устанавливает права и
· пpоизводственно-экономическая;
· оплата труда;
· дополнительные льготы и гарантии работникам;
· жилищное строительство;
· охрана труда;
· вопросы быта;
· медицинское обслуживание;
· культурно-массовая и оздоровительная и спортивная работа;
· обеспечение правовых гарантий деятельности профсоюзного комитета, профсоюзного актива;
· ответственность сторон за неисполнение коллективного договора.
В отличие от коллективного договора, трудовой договор регулирует отношения между нанимателем и работником.
Трудовой договор — соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется, предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашениями сторон, своевременно уплачивать работнику заработную плату.
Необходимо выделить основные функции государственного регулирования оплаты труда. Государство должно:
Информация о работе Заработная плата и проблемы её регулирования в Республике Беларусь