Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:03, курсовая работа
Цель данной работы – углубленное изучение понятия и организации заработной платы как экономической категории.
В ряде задач можно выделить следующие: во-первых, дать определение заработной плате, во-вторых, показать на каких принципах основана ее организация, в-третьих, раскрыть функции, выполняемые заработной платой, в-четвертых, проанализировать характерные черты оплаты труда в России, и в-пятых, рассмотреть пути ее реформирования.
1. Оплата труда: сущность, функции, и принципы организации………………
1.1. Сущность заработной платы и ее формирование…………………………..
1.2 Функции, элементы и принципы организации заработной платы…………
2. Особенности оплаты труда в России………………………………………….
3. Пути реформирования оплаты труда………………………………………….
- влияет на структуру заработной платы, на соотношение в ней постоянной и переменной частей заработной платы, а через это на организацию заработной платы на предприятии;
- наконец, ориентирует общество на минимальный объем результативности труда, которое она может потребовать от работника. Если в минимальной заработной плате концентрируется продукция на 10 час, то нельзя, да и невозможно потребовать от работника работы на 150 час.
Определение минимальной заработной платы - это не только определение минимального уровня потребления, необходимого для работника, но и определение для него минимального уровня производительности труда.
Весьма важным для восстановления воспроизводственной функции минимальной заработной платы будет изменение формы и порядка ее установления, а именно отказ от установления минимальной заработной платы как единой для всей России абсолютной величины, выраженной в рублях, и переход к установлению минимальной заработной платы в процентах к прожиточному минимуму одинокого работника в трудоспособном возрасте. Этот минимум должен исчисляться по всем субъектам РФ, и соответственно абсолютный (в денежном выражении) уровень минимальной заработной платы должен быть различным. Переход к установлению размеров минимальной заработной платы в процентах к прожиточному минимуму необходим в связи с тем, что ранее установленные (еще для социалистической экономики) районные коэффициенты перестали отражать реалии сегодняшнего дня в части отражения ими различий в условиях производства рабочей силы. Реальные различия в стоимости жизни территориям совсем иные, чем это было при установлении коэффициентов. И дело здесь не только в количественных различиях, а в том что сами районные коэффициенты как способ учета различий в условиях воспроизводства рабочей силы по территориям страны предполагали наличие определенных условий, обеспечить которые современная экономическая модель не может.
Восстановление ведущей роли тарифной заработной платы работников должно стать следующим важнейшим ориентиром в восстановлении воспроизводительной функции заработной платы. Постановка вопроса о восстановлении ведущей роли тарифной оплаты, т. е. системы тарифных ставок и должностных окладов, связана с тем, что ранее действовавшая система и рыночные модели существенным образом отличаются по роли тарифной системы в организации заработной платы. В рыночной модели тарифные ставки и должностные оклады представляют собой формы проявления (существования) цены рабочей силы. Именно за тарифную ставку (оклад) работник и выполняет свои трудовые обязанности. Доля тарифной заработной платы в заработке составляет 95-100%. В ранее действовавшей социалистической модели тарифная оплата играла совершенно другую роль. Это была гарантированная работнику часть заработка при достаточно невысокой организации производства, а не оплата за выполнение необходимых производству трудовых обязанностей, это была оплата своего рода "мифических" норм труда. Чтобы перейти к организации заработной платы на принципах рыночной экономики, тарифные ставки должны полностью обеспечивать полное воспроизводство рабочей силы, а для этого их сначала нужно довести до прежнего уровня (в смысле их покупательной способности).
Другим важным шагом к восстановлению ведущей роли тарифной системы мог бы стать переход к регулированию доли тарифной оплаты в составе заработка работника во внебюджетном секторе экономики, - требование к организации заработной платы может регулироваться, и довольно эффективно, в различного рода территориальных соглашениях. Пример Татарстана, где доля тарифа регулируется республиканскими органами исполнительной власти, доказывает эффективность такой меры.
Особое значение повышение роли тарифной оплаты имеет для работников бюджетного сектора экономики (за исключением оплаты труда категории государственных служащих, т. е. работников федеральных и государственных органов власти, у которых проблема восстановления покупательной способности заработной платы особенно остро не стоит).
Специфика организации заработной платы работников предприятий и организаций бюджетного сектора экономики заключается в том, что она в основном состоит из тарифной оплаты, размеры которой много ниже, чем на предприятиях внебюджетного сектора экономики, и обесценивается она в гораздо более высокой степени, чем это имеет место во внебюджетном секторе экономики. При этом большинство работников бюджетной сферы не могут ответить на снижение покупательной способности оплаты своего труда снижением трудовой отдачи; наоборот, нагрузка у таких категорий работников, как врачи, учителя, воспитатели детских садов и т. п., во много раз возросла, поскольку они вынуждены выполнять работу тех, кто уволился с предприятий бюджетной сферы, а также нередко еще искать и дополнительную работу, чтобы обеспечить выживание свое и членов своих семей. Вторичная занятость работников предприятий бюджетной сферы достигает 50-60%, а то и больше.
Важным направлением должно слать усиление государственного влияния на выполнение заработной платой своей стимулирующей функции. Разумеется, главные условия для восстановления стимулирующей функции заработной платы будут созданы тогда, когда начнется постепенный рост эффективности экономики, но до этого нужно сделать все, чтобы оплата каждому производилась за его личные результаты труда, за выполнение и перевыполнение своих обязанностей.
В области заработной платы необходимо также создать подлинно рыночный механизм регулирования заработной платы на основе системы социального партнерства.
Предложенные направления не исчерпывают всех шагов, которые могут быть сделаны по совершенствованию организации и регулирования заработной платы. Они не только будут способствовать совершенствованию организации заработной платы, но позволят также:
- обеспечить активное воздействие заработной платы на производство и его структурную перестройку на основе расширения потребительских возможностей и спроса населения, и в первую очередь возможностей и спроса работников наемного труда;
- приостановить процесс девальвации доходов от трудовой деятельности и падение доли заработной платы в доходах населения на основе повышения уровня и темпов роста реальной заработной платы;
- добиться сокращения возникшей на предыдущих этапах реформирования экономики неоправданной дифференциации доходов населения на основе совершенствования их регулирования;
- приступить к активному приближению минимальных социальных гарантий в области доходов к уровню, обеспечивающему нормальное (а не на физиологическом уровне или ниже его) воспроизводство соответствующих групп населения (работающих по найму, пенсионеров, малообеспеченных и многодетных семей и т. п.)| на основе установления обоснованных социальных нормативов потребления по основным группам населения и повышения управляемости экономикой;
- активно способствовать (законодательно, организационно, экономически и политически) формированию и укреплению рыночных механизмов регулирования всех видов доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и др.) на основе изучения собственной практики и опыта зарубежных стран и их использования с учетом особенностей российской экономики и национальных тенденций.
Нетрудно заметить, что все поставленные задачи тесно взаимосвязаны и решение каждой из них будет способствовать решению других. Решение этих задач должно обеспечиваться реализацией целого ряда мероприятий, последовательно увязанных друг с другом как по срокам, так и по экономическому содержанию.11
Заключение
Анализ положения, сложившегося в стране с оплатой труда, оценка тенденций формирования последней в среднесрочной перспективе свидетельствуют о крайне несовершенных методах ее регулирования при помощи как договорных механизмов, так и государственных (нормативных, налоговых и бюджетных) методов.
Социальные процессы в современной России носят сложный и зачастую противоречивый характер. Положительные тенденции стабилизации уровня жизни населения, наблюдающиеся в последние четыре года, еще не позволили (после 15 лет проводимых реформ) достичь даже достаточно низкого дореформенного уровня доходов населения.
Становление отвечающей новым реалиям системы заработной платы в России "законсервировалось" на этапе транзитных (переходных) ее форм, которые слабо адаптированы к рыночным механизмам.
Главное условие проведения экономических и социальных реформ - их системность. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что, например, невозможно реформировать пенсионную систему или систему регулирования рынка труда, не приводя систему оплаты труда к цивилизованному виду.
В условиях катастрофически высокой поляризации доходов населения важно, используя опыт западноевропейских стран, сформировать и внедрить рыночные механизмы по выравниванию и перераспределению доходов, отказаться от архаичных среднестатистических методов оценки состояния и динамики доходов населения.
Одним из самых значимых барьеров на пути начавшегося экономического оживления остается дефицит хорошо оплачиваемых рабочих мест. Требуется существенный пересмотр государственной и местной политики занятости и регулирования доходов, формирования четких ориентиров для работодателей.
Нужна
государственная программа
Список
используемой литературы
Информация о работе Заработная плата и особенности оплаты труда в российской экономике