Автор: l*********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 05:09, курсовая работа
Переход к рыночной экономике в странах Центральной и Восточной Европы вызвал сокращение занятости и как следствие рост безработицы. Россия не является исключением: в 2004 г. уровень безработицы составил около 12% рабочей силы. Российский рынок труда нашел свои весьма специфические способы адаптации к меняющимся экономическим условиям и макроэкономическим шокам
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Рынок труда……………………………………………………………4
Сущность и структура рынка труда…………………………………….4-7
Рынок труда в России……………………………………………………7-9
Глава 2. Рынок труда в Республике Бурятия………………………………..10
2.1 Возникновение рынка труда в Республике Бурятии………………..10-11
2.2 Закономерности функционирования рынка труда в Республике Бурятия……………………………………………………………………..11-15
2.3 Проблемы рынка труда в Республике Бурятия и пути их решения..16-18
Глава 3. Служба занятости Республики Бурятии…………………………...19
3.1 Функционирование государственной службы занятости Республики Бурятии……………………………………………………………………..19-21
3.2 Занятость населения Бурятии………………………………………...22-24
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………….25-28
Наиболее тяжелыми из них являются снижение объемов производства и как следствие этого процесса – неполная занятость и безработица, падение доходов и в целом уровня жизни населения.
Среди
различных слоев и групп
В настоящее время можно выделить следующие проблемы рынка труда в Республике Бурятии:
1) Резкий спад производства и вынужденное сокращение людей на предприятиях.
2)Резкое
снижение производства в АПК,
следствии безработица в
3)Большая
переподготовка специалистов
4)
Нерациональная структура
Решение проблем рынка труда в Республике Бурятии.
Рациональная политика занятости должна стать надежным инструментом развития трудового потенциала населения. Трудовые ресурсы должны перераспределяться в пользу перспективных отраслей при сохранении регулирующего воздействия на темпы высвобождения работников из неперспективных отраслей с целью минимизации социальных издержек.
В рамках рациональной политики занятости государство должно сбалансировать инвестиционную и налоговую политику, создать условия для более полного использования имеющихся рабочих мест и создание новых в перспективно развивающихся отраслях.
Основной
целью в сфере занятости
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
1)Социальная
поддержка безработных граждан
через выплату пособий по
2)Трудоустройство
граждан, ищущих работу. Данная
задача реализуется через
3)
Временное трудоустройство
4)
Трудоустройство граждан в
5)Финансовую
поддержку работодателей,
6)Создание
условий для развития и
Безусловным
успехом в достижении поставленной
цели возможен только при комплексном
регулирующем воздействии государства
во всех направлениях, определяющих состояние
рынка труда. В качестве таких направлений
могут быть приняты: трудоустройство и
социальная поддержка лиц, ищущих работу;
меры по непосредственному воздействию
на состояние спроса на рабочую силу (регулирование
рынка труда); социальная защита трудящихся,
занятых на предприятиях всех организационно
правовых форм и видов собственности,
но находящихся под угрозой высвобождения;
финансовое обеспечение занятости; информационное,
научное, организационное обеспечение.
Глава 3 Служба занятости Республики Бурятия.
Основными направлениями государственной службы занятости республики являлись поддержка незанятого населения и безработных, оказание материальной помощи гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, содействие их трудоустройству. Центрами по труду и занятости использовались активные формы воздействия на рынке труда. Это повышение конкурентоспособности незанятого населения за счет его переобучения, организации общественных работ для безработных граждан, консультирование населения, создание новых рабочих мест.
В
сложившейся экономических
На период до 1 сентября 2005 года
в общественных работах
На 1 сентября 2005 года по Республике Бурятия 35177 человек выплачивалось пособие по безработице. На учет в качестве безработных поставлены 1875 молодых людей в возрасте 19-29 лет.
К услугам службы занятости прибегали 10489 человек в возрасте 14-18 лет. Приоритетное внимание при трудоустройстве службы занятости уделяет подросткам из социально неблагоприятных, неполных и многодетных семей, детям из малообеспеченных семей, подросткам состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, детям-сиротам и детям без попечения родителей.
Так, к примеру, в Кижингинском районе из 407 трудоустроенных ребят 227 составляют дети из социально неблагоприятных семей, 179 – из неполных и многодетных семей.
Было заключено 332 договора, в созданных трудовых лагерях в этом году было трудоустроено свыше 1000 подростков. Пример тому – создание лагеря труда и отдыха в Иволгинском районе, где дети занимались уборкой территории, ремонтом футбольной и баскетбольной площадок, посадкой, прополкой и сборкой овощей; спортивно-оздоровительного трудового лагеря «Хугшоол» из 90 детей социально-реабилитационного Центра несовершеннолетних г. Улан-Удэ занимались благоустройством территории, изготовлением стендов, сельскохозяйственными работами.
Однако,
на этом работа службы занятости населения
с несовершеннолетними
Увеличение численности
Служба занятости активно ищет формы предупреждений безработицы. Это переподготовка, повышение квалификации, а для молодежи не имеющей профессию – первоначальное обучение.
В
1999 году был проведен республиканский
конкурс проектов работодателей. Его
главная задача – организация
дополнительных рабочих мест, позволяющих
трудоустроить число
Особую защиту общество должно проявлять о тех, кто имеет ограниченные возможности на рынке труда. Должно использоваться поощрение работодателей, организующих рабочие места для молодежи.
Превышение
уровня безработицы в Республике
Бурятия над значением
Предотвращение
развития негативных процессов в
обществе возможно при наиболее полном
использовании инновационного потенциала
его молодежной части. Особенно важно
знать истинные интересы, настроения,
ожидания намерения не занятой молодежи
как субъекта рынка труда, во многом определяющего
его состояние. Такие знания могут быть
получены путем социологического анализа,
результатов исследований, выполненных
на основе научно-обосновательной методики.
За восемь месяцев, включая сентябрь 2005 года при содействии службы занятости населения республики нашли работу 30516 человек. В 2005 году 12765 человек приняли участие в мероприятиях по содействию трудоустройству. Наибольшее число граждан, принявших участие в общественных работах было зарегистрировано в г. Улан-Удэ 1002 человека.
Безработица, незанятость трудоспособного населения – главная социальная болезнь современной России. Увы, эта беда не обошла и Бурятию, и наш город. Именно незанятость, отсутствие работы, а значит, постоянного источника денежных доходов порождают такие проблемы, как нарастание криминальной активности, рост корыстных преступлений, вовлечение молодежи в наркоманию, пьянство. Согласно статистике, в Бурятии 1,9% населения трудоспособного возраста являются безработными. Но это лишь те люди, которые обратились по вопросу трудоустройства в службу труда и занятости. Многие ищут работу самостоятельно, а другие вовсе махнули рукой и не занимаются поисками какой-нибудь постоянной работы. Статистика трудозанятости населения имеет неустойчивый подвижный характер и меняется как в положительную, так и в отрицательную сторону в зависимости от сезона, и от уровня экономической активности того или иного трудового коллектива. Это явление характерно для Улан-Удэнского авиазавода, когда динамика выполнения заказов диктует изменение численности работников завода в ту или иную сторону.
Конечно, власти города и республики не могут равнодушно взирать на подобные причины общественных проблем. Поэтому разработана широкая программа привлечения молодежи и людей среднего возраста, в производство экономики. Значительное внимание уделяется развитию инициативы и предприимчивости в сфере малого и среднего бизнеса, проявлению собственной инициативы и экономического саморазвития.
В Бурятии, в Улан-Удэ разработана широкая программа содействия населению в трудоустройстве. Уже несколько лет действует положение о конкурсе рабочих мест для молодежи в размере 1% от численности штатного расписания предприятия и для инвалидов 3% от числа работников коллектива. В ходе конкурса квотируются рабочие места для молодежи и инвалидов, предпринимаются меры финансово-бюджетной поддержки и льготного налогообложения для развития производства, создание новых рабочих мест для этих категорий населения.