Занятость населения Республики Бурятии

Автор: l*********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 05:09, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике в странах Центральной и Восточной Европы вызвал сокращение занятости и как следствие рост безработицы. Россия не является исключением: в 2004 г. уровень безработицы составил около 12% рабочей силы. Российский рынок труда нашел свои весьма специфические способы адаптации к меняющимся экономическим условиям и макроэкономическим шокам

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Рынок труда……………………………………………………………4
Сущность и структура рынка труда…………………………………….4-7
Рынок труда в России……………………………………………………7-9
Глава 2. Рынок труда в Республике Бурятия………………………………..10
2.1 Возникновение рынка труда в Республике Бурятии………………..10-11
2.2 Закономерности функционирования рынка труда в Республике Бурятия……………………………………………………………………..11-15
2.3 Проблемы рынка труда в Республике Бурятия и пути их решения..16-18
Глава 3. Служба занятости Республики Бурятии…………………………...19
3.1 Функционирование государственной службы занятости Республики Бурятии……………………………………………………………………..19-21
3.2 Занятость населения Бурятии………………………………………...22-24
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………….25-28

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом. теории.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

      Задача состоит в том, чтобы правильно оценивать и учитывать его при реализации программы конкретных действий.

      В обсуждаемых сейчас программах выхода экономики России из кризиса, безработица  трактуется как результат и следствие  экономической политики, а потому борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. В этих программах не учитывается, что безработица выходит – точнее говоря, вышла на уровень, в весьма занятой степени предопределяющих и грядущую динамику.

      Главной особенностью на российском рынке труда в последние годы стало то, рост безработицы не принял масштабов, адекватных колоссальному спаду производства.  Объяснение этому находится в том, что спад производства более выразился в резком снижении производительности труда, чем в росте открытой безработицы.

      Анализируя  особенности процессов на российском рынке труда нельзя не упомянуть  о таком феномене, как невыплата  зарплаты. Люди, которые хотя и работали, но не получили подтверждения этому  выплатой зарплаты и потому могут быть отнесены к категории безработных.

      Еще одной чертой российского рынка  труда является то, что на многих предприятиях промышленности, особенно крупных, до 20-25% занятых фактически являются лишними и используются на работах, не связанных с их основной производственной деятельностью, т.е. существует скрытая безработица.

      Определенные  надежды на расширение в будущем  возможности занятости связаны  с иностранными инвестициями в российскую экономику. Конечно, инвестиции в реконструкцию  и техническое перевооружение действующих предприятий будет иметь, как правило, трудосберегающий эффект. Однако, в целом значительное увеличение иностранных капиталовложений означает создание новых рабочих мест, что поможет снять напряженность на рынке труда, которое в ближайшее время, по-видимому возрастет. 
 
 
 
 
 

Глава 2 Рынок труда в  Республике Бурятии.

2.1 Возникновение рынка  труда в Бурятии.

      Формально началом образования рынка труда  следует считать 1991 год, когда был  принят Закон «О занятости населения  в РСФСР». В апреле того же года была образована федеральная служба занятости России и начало действовать ее региональное подразделение в Республике Бурятии, то есть государство приняло на себя предусмотренные Законом функции по регулированию рынка труда.

      До  этого периода рынка труда в республике не существовало, но действовала государственная служба трудоустройства, проводился тщательный учет трудовых  ресурсов, просчитывалось количество действующих и вновь вводимых рабочих мест, учитывались все люди, вступающие в период экономической активности и выбивающие из него, и на основе этих показателей составлялись балансы трудовых ресурсов. Однако отсутствовал главный признак рыночных отношений – признание рабочей силы собственностью работника и товаром, подлежащим купле продажи по рыночным ценам.

      Человек, его знание и навыки, его рабочая  сила рассматривались как часть  государственных ресурсов, на которые  государство же и устанавливало  твердую цену путем введения в  действие системы тарифного регулирования  заработной платы и доходов. Такая постановка вопроса требовала вовлечение в процесс производства всех трудоспособных людей, однако в целом затратный характер экономики, порождая дефицит в ресурсах, приводил к дефициту рабочей силы. Более того, при постоянной нехватке рабочей силы её цена оставалась неизменной стабильно-низкой, что поддерживало состояние отчуждения работника от результатов труда.

      Важнейшим шагом в повышении заинтересованности работника стало начало формирования условий для создания рынка рабочей  силы в начале 80-х годов в рамках проводимых экономических реформ. Государство признано право собственности за работником на его рабочую силу.

      Заработки в коммерческих структурах оказались  существенно выше, что стимулировало  пережиток в них рабочей силы, прежде всего высококвалифицированной, из государственного сектора. Тем не менее государственные предприятия к концу 80-х годов, сохраняя достаточно высокие объемы производства, не испытывали ни избытка, ни недостатка в рабочих кадрах. 

2.2 Закономерности функционирования рынка труда в Республике Бурятия.

            По мере нарастания конкурентной борьбы на рынке товаров  и услуг и вытеснения из него конкурентоспособной  продукции отечественных предприятий  началось массовое высвобождение занятых  на них рабочих и инженерно-технических  работников.

            В 2004 года численность  занятых в экономике в сравнении  с 2001 годом увеличилась незначительно- 6,7%. Уровень общей безработицы  составил в 2004 году-8,2 %, в 2005 году-3,0%. Республика занимает 2 место по уровню безработицы  и в 2 раза превышает среднероссийское значение. На 1 сентября 2005 года в органах государственной службы занятости населения на  учете состояло зарегистрированных 60074 не занятых трудовой деятельностью граждан. За отчетный  период признано безработными 35177 человек, трудоустроено 30516 человек, имеющий статус безработного, в том числе на постоянную работу 12765 человек, на временные и сезонные работы 17751 гражданин.

            Отсутствие опыта  работы в условиях рыночной экономики, недостаток во властных структурах и  средствах массовой информации специалистов, имеющих глубокие знания законов, действующих на рынке труда, привело к тому, что термином «безработный» стали обозначать всех, кто не работает, независимо от причины мотивов.      Терминологические ошибки не дают возможности для единообразного понимания сущности процессов, происходящих в области социально – трудовых отношений, специалистами различных отраслей и для выработки обоснованных мер по их регулированию.

      Стандартное международное определение безработицы  базируется на трех критериях, которые должны удовлетворяться одновременно: «без работы»,  «сейчас готов приступить к работе», «ищет работу».

      Соответственно  безработные включают всех лиц старшего возраста, установленного для измерения  экономически активного населения, которые в течение отчетного периода:

    1. «Были без работы», то есть не работали за плату по найму или на собственном предприятии.
    2. «Были сейчас готовы приступить к работе», то есть начать работать за плату по найму или на собственном предприятии в течение отчетного периода.
    3. «Искали работу», то есть предпринимали конкретные шаги в конкретный период с целью найти оплачиваемую работу по найму или на собственном предприятии. Специальные правила предусмотрены для лиц, чей трудовой договор временно приостановлен. Формируя названные три критерия международные стандарты не ссылаются на какие-либо административные или юридические нормы и требования, например, полученные пособия по безработице или регистрации на бирже труда. Критерии относятся исключительно к действиям индивида в течение определенного периода.

      «Безработные» составляют лишь часть населения, которые  подразделяются на не институциональное  и институциональное.

      При расчете из всего населения исключаются  институциональное население, которому причисляются все, кто не достиг возраста шестнадцати лет и те, кто находится в государственных институтах. В свою очередь в состав рабочей силы входят все занятые и безработные, их число характеризует предложение на рынке труда в данный момент. Категория «вне рабочей силы» включает население, которое в данный момент экономически не активно. В их число входят лица, не желающие раздельно трудиться или не имеющие возможности приступить к работе.

      К «занятым» перечисляются все  лица старше возраста установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение определенного кратного периода относились к следующим критериям:

      Занятые по найму:

    1.Работающие  – лица, которые в течение отчетного  периода выполняли определенную  работу за заработную плату  или жалование деньгами.

    2. Имеющие  рабочее место, но не работающие  лица, которые уже работали на  своем рабочем месте, но не  работали в отчетном периоде,  хотя формально сохраняют за  собой рабочее место.

    Занятые на собственном предприятии:

    1.Работающие  лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу для получения прибыли деньгами.

    2. Имеющие  предприятие, но не работающие; лица имеющие предприятия, которое  временно в отчетном периоде  не работали по той или иной  причине.

      В международных стандартах принято  считать «определенной работой», работу в течение не менее одного часа, при чем оба вида занятости совершенно равнозначны.

      Лица, вне рабочей силы, не активные в  данное время, включают всех инвалидов. Не считавшихся занятыми или безработными в течение отчетного периода, а следовательно, неактивное в данный момент. Неактивное население следует группировать по следующим признакам:

    1. Посещение учебных заведений.
    2. Выполнение домашних обязанностей.
    3. Выход на пенсию или пожилой возраст.
    4. Прочие причины, в том числе заболевания.

      Невостребованные  на рынке труда работники, используя  права, предоставленные им Законом  о занятости, начали обращаться в  созданные районные о городские  центры по труду и занятости населения, с целью встать на учет в качестве безработных и получит необходимую социальную помощь.

      Уровень регистрируемой безработицы зарегистрированных в центре по труду и занятости  безработных к численности экономически активного населения, неуклонно  возрастал. Поскольку ситуация в  экономике сокращало объемы производства, увеличивалось продолжительность периодов безработицы. На 1 сентября 2005 года в службе занятости населения состояло на учете 60074 человека ищущих работу граждан, что на 23,6 % меньше численности зарегистрированных безработных на 1 января 2003 года.

      Естественным фактом, снижающим напряженность на рынке труда стала неблагоприятная демографическая ситуация, сложившаяся в республике в начале 90-х годов. Сокращение количества занятых  в экономике происходило на фоне одновременного снижения численности экономически активного населения.

      Актуальность  мероприятий активной политики занятости  заключается в том, что на рынке  труда возрастает количество молодежи не закончившей образование и  не получивших профессиональной подготовки.

      Характерной особенностью рынка труда в республике Бурятия стала длительное безработица среди лиц пенсионного возраста. С целью смягчения давления на рынок труда со стороны лиц, не имеющих перспективы трудоустроиться, широко применяется, предусмотренная Законом о занятости, мера по долгосрочному (за 2 года до наступления пенсионного возраста) оформлению на пенсию более 238 человек.

      Важными мерами по реализации активной политики занятости являются организация  общественных работ и создание новых  рабочих мест на предприятиях малого бизнеса при финансовой поддержке службы занятости.

      В 2004 году негативные тенденции на рынке  труда, проявляющиеся в предыдущие годы с разной степенью интенсивности, стали наиболее определенными. Ситуация на рынке труда республики по сравнению  с прошлыми годами характеризовалась ростом численности населения, обратившегося в органы службы занятости.

      Кроме того, центр тяжести безработицы  в республике переместился в сельские районы. Высокий уровень безработицы  на 1 сентября 2005 года был зарегистрирован  в Северобайкальском 4,9%, Селенгинском 4,8%, Муйском 3% районах. В Селенгинском районе  уровень безработицы очень высок, между тем из 638 человека безработных в городском Центре занятости состоит на учете всего 43 человека. В чем же причина оказывается, чтобы встать на учет, надо несколько раз съездить в Гусинозерск, чтобы собрать справки. А чтобы получить пособие по безработицы, надо 2 раза в месяц приехать в Центр занятости на отметку. Пособие составляет около 1000 рублей,  а чтобы добраться до города, надо затратить 2оо рублей, а то и 300 рублей. Вот ещё одна проблема: почему численность регистрируемой безработицы ниже реально существующей безработицы. 
 
 
 
 
 

2.3 Проблемы рынка  труда в Республике  Бурятии.

            Осуществляемые широкомасштабные экономические и социальные преобразования, охватывающие все сферы общественной жизни, ведут не только к повышению эффективности организации и управления обществом, но и к существенным негативным последствиям.

Информация о работе Занятость населения Республики Бурятии