Занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Занятость населения и безработица являются одними из центральных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики любого государства. Особенно безработица обостряется в тех странах, где происходит переход к иной системе экономики. В настоящее время такой переход к рыночным отношениям осуществляется в России, и в связи с этим возникают большие трудности, социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение безработицы.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Занятость
1.1. Понятие и особенности занятости……………………………………….4
1.2. Сущность и виды занятости ……………………………………………..8
1.3. Государственная политика в сфере занятости…………………………11
Глава 2. Безработица
2.1. Сущность и виды безработицы…………………………………………14
2.2. Причины безработицы и ее социально-экономические последствия………………………………………………………………………18
Глава 3. Занятость и безработица в России
3.1. Безработица в России. И пути решения проблемы безработицы…………………………………………………………………….22
3.3. Занятость населения в России…………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛОЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТ1.docx

— 52.82 Кб (Скачать)

При полной и эффективной  занятости решаются две задачи: создается  достаточное количество рабочих  мест и обеспечиваются необходимой  рабочей силой предприятия и  организации. Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая – интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной  занятости – задача хозяйственных  единиц, полной – функция государства. Оптимальное сочетание полной и  эффективной занятости определяет рациональную занятость.

Критериями рациональной занятости служат: оптимальная структура  народного хозяйства, необходимое  количество производимых благ и услуг, повышение качества жизни, уровень  производственного использования  достижений НТП, доля информационного  типа занятости. Последнее означает удельный вес работников, занятых  производством, обработкой и хранением  информации на базе использования компьютерных технологий.

В целях более глубокого  изучения процессов занятости используют такие понятия, как виды и формы занятости.

Виды занятости характеризуют  распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т. д. Объединение этих видов формирует  структуру занятости, имеющую определенную внутреннюю организацию. Она обусловлена  закономерностями развития и единой целевой установкой функционирования в системе общественного производства.

Структурные виды занятости  выделяют по следующим признакам:

1.  По характеру деятельности:

a) Работа на предприятиях всех видов (государственных,   

кооперативных, арендных, акционерных) и в общественных

организациях, учреждениях и т. д.;

б) Работа за рубежом, на совместных предприятиях;

в) Исполнение государственных и общественных обязанностей;

г) Служба в армии;

д) Индивидуальная трудовая деятельность;

е) Личное подсобное хозяйство.

2. По принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою (социальная занятость) – рабочие, инженерно-технические работники и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели (менеджеры, коммерсанты, снабженцы, торговцы, фермеры, кооператоры, арендаторы). К предпринимателям также относятся все те лица, которые в интересах различных предприятий, организаций и в своих собственных осуществляют поиск возможностей наилучшего использования хозяйственных ресурсов, организуют производство и обмен, извлекают выгоды и несут экономическую ответственность за свои действия;

3. С учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов (между численностью занятых в материальном производстве и непроизводственной сфере, между численностью занятых в отдельных крупных отраслях народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.)); между численностью занятых внутри этих крупных отраслей по суботраслям (черная металлургия, машиностроение и др.), внутри суботраслей по отраслям (в машиностроении: приборостроение, станкостроение, тракторостроение и т. д.), внутри отраслей по подотраслям (в текстильной промышленности; хлопчатобумажная, шерстяная, льняная и пр.);

4. Территориальному (соотношение между численностью занятых в территориальном разрезе (по регионам, республикам, областям, экономическим районам, административно-хозяйственным единицам, городам разной величины и т. д.));

5. По уровню урбанизации (соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села);

6. По профессионально-квалификационному (распределение работников по группам в соответствии со специализацией в определенной области производства или выполнением одинаковых трудовых функций, т. е. объединение работников в профессиональные группы или их распределение по квалификационным признакам, уровню образования, стажу работы, по степени механизации труда и т. д.);

7. По половозрастному (соотношение мужчин и женщин, а также отдельных возрастных групп, характеризующих основные границы трудовой деятельности людей, связанной с возрастом (начало трудовой деятельности, периоды образования семьи, обретение профессии, навыков, время активной трудовой деятельности, подготовки к пенсии и т. п.));

8. По формам организации труда (соотношение между занятыми, охваченными индивидуальной и коллективной формами организации труда; в частности, в бригадах с элементами хозрасчета; бригадах на полном хозяйственном расчете, бригадах, работающих в условиях коллективного и арендного подряда, бригадах, действующих в кооперативах);

9. По видам собственности (структура численности работников, занятых на предприятиях и в организациях, относящихся к различным видам собственности: государственной, коллективной, частной или индивидуальной, смешанной).

1.4. Государственная политика в сфере занятости

Следует хорошо представлять и никак не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового  сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими  началами. Наряду с личным волеизъявлением  людей имеют место объективные  обстоятельства и условия, не зависящие  от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся  структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены  даже в самом демократическом  обществе, и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике  отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в государственной  экономике. Это нисколько не умаляет  заботы общества о трудоустройстве  людей, обеспечения занятости.

Проблемы становления  нового типа социально-трудовых отношений  в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его  предложения вынуждают государство  обращаться к активной политике на рынке труда. Основная цель активной политики – всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так  и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

1. Содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);

2. Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через собственно государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время учебы;

3. Организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест;

4. Содействие самозанятости и предпринимательству через постановление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;

5. Содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.

 Проведение активной  политики на рынке труда не  только активизирует незанятых  на поиск работы, но и способствует  снижению материальных и нервно-психологических  затрат, связанных с поиском работы. Следовательно, активная политика  на рынке труда способствует  росту эффективности общественного  труда и снижению социальной  напряженности.

 Приходится менять  и представление о полной занятости,  бытовавшее в течение многих  лет в советской экономической  науке и практике. Концепция максимального,  полного вовлечения всего трудоспособного  населения в зону общественного  труда уступает место принципу  рациональной занятости. Что же  касается полной занятости, то  с позиций рыночной экономики  ее следует воспринимать не  как «всеобщую», «поголовную», а  как доступную. Иначе говоря, занятость  следует считать полной, если  каждый, изъявивший желание иметь  оплачиваемую работу, имеет возможность  получить ее с учетом своих  профессиональных возможностей. Законодательство  о занятости населения наряду  с трудовым законодательством  призвано гарантировать право  на труд и меры по предоставлению  людям подходящей работы с  учетом профессии, стажа, возраста, места жительства, создана государственная  служба занятости. В России  ежегодно в службы занятости  за содействием в поиске подходящей  работы обращаются более 8,5 миллиона  человек, а за содействием в  подборе кадров – около 500 тысяч  работодателей. Учитывая, что та и другая сторона, прежде чем найдут искомое, могут обращаться неоднократно, общее количество получателей государственной услуги в сфере занятости составляет примерно 40 миллионов в год.

2. Безработица 

2.1. Сущность и виды безработицы

По определению «безработица» - это социально-экономическое состояние, при котором часть активного, трудоспособного населения не может  найти работу, которую эти люди способны выполнить.

В экономической теории используются два показателя, которые могут  обрисовать объективную картину  экономической нестабильности на рынке  труда. Это уровень безработицы  и ее средняя продолжительность.

Показатель уровня безработицы  используется для измерения масштабов  безработицы и измеряется как  доля официально зарегистрированных безработных  к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы  характеризует среднее время перерыва в работе.

Понятие «безработица» и  «безработные» трактуется экономистами неоднозначно. Безработным считается  тот, кто может и хочет работать, самостоятельно занимался поиском  работы, но не смог трудоустроиться, прежде всего, из-за отсутствия свободных рабочих  мест или недостаточной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения, официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них  причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости  в качестве лиц, ищущих работу, способные  и готовые трудиться и которым  эта служба не сделала предложений  подходящей работы.

К безработным не относятся  лица, не способные трудиться (по возрасту, состоянию здоровья). Трудоспособные, но по тем или иным причинам не претендующие на рабочее место (домашние хозяйки), не учитываются в статистике безработных. Лица, способные работать и ищущие работу, но не зарегистрированные на барже труда, не попадают в статистику безработицы.

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его  производительности соседствует не менее важная проблема занятости  населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребностей в труде, обеспечения рабочими местами.

Различают полностью или  частично безработных. Частично безработные  – это люди, занятые неполный рабочий день или неполную рабочую  неделю по экономическим причинам (из-за отсутствия рабочих мест с полными ставками).

Характер современной  безработицы, ее особенности выражаются в формах безработицы, ее структуре  и показателях, социальных последствиях, характере и соотношении факторов, определяющих масштабы, уровень и  продолжительность безработицы.

Различают несколько видов безработицы.

 Фрикционная безработица – это временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения.

 Мотивы увольнений  по собственному желанию многообразны, но можно выделить основные  мотивы :

1. Мотивы, связанные с неудовлетворенностью производственно-экономическими условиями: условий организации труда, сезонностью работы, размером заработной платы, отсутствием возможностей для повышения квалификации, для профессионального продвижения;

2. Мотивы, связанные с социально-психологическим климатом в фирме: неудовлетворенность отношениями с администрацией, с коллегами по работе и т.д.);

3. Мотивы, связанные с неудовлетворенностью уровнем социально-бытового и жилищного обслуживания;

4. Мотивы личного характера: вступление в брак, рождение ребенка, переезд на новое место жительства и другое).

 Фрикционная безработица  существует в экономике постоянно.  В какой-то мере эта безработица  является желательной, так как  многие рабочие переходят с  низкопродуктивной, малооплачиваемой  работы на более высоко- оплачиваемую  и более продуктивную работу. Это означает боле высокие  доходы для рабочих и более  рациональное распределение трудовых  ресурсов, а, следовательно, и  больший объем реального национального  продукта. Уровень фрикционной безработицы  можно снизить, если иметь хорошо  отлаженную инфраструктуру рынка  труда, в частности его информационное обеспечение.

Информация о работе Занятость и безработица