Занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

анализ динамики занятость и безработицы в России, Краснодарском крае, Павловской районе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

1 Теория занятости населения и безработицы…………………………………..5
1.Понятие и формы занятости ……………………………………………6
2.Проблемы занятости населения ……………………………………….9
3.Показатели и виды безработицы……………………………………….12
4.Причины возникновения безработицы………………………………...19
5.Методы борьбы с безработицей………………………………………..21

2.Проблемы государственного регулирования и стратегического планирования занятости ………………………………………………………23

3.Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России……… ...29
3.1 Ситуация на рынке труда в Краснодарском крае……………………..35
3.2 Ситуация на рынке труда в Павловском районе……………………...37

Заключение…………………………………………………………………………40

Список используемой литературы………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

занятость и безработица.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

    Среднегодовая численность зарегистрированных безработных увеличится с 1,2 млн. человек в 2006 году до 1,4 млн. человек в 2009 и 1,3 млн. человек в 2010 году, а доля регистрируемой безработицы в общей численности безработных, определяемых по методологии МОТ, возрастет с 18,5% до 18,8% соответственно.

    С учетом рассмотренных выше факторов Минтруд России считает, что реальная численность безработных может быть выше, чем прогнозирует Минэкономразвития России. 

Таблица 2- Прогноз показателей занятости и безработицы в Российской Федерации (в среднегодовом исчислении). 

Наименование  показателя Ед. изм. 2009 г. 2010 г.
Численность экономически активного населения млн.чел. 72,8 72,9
73,0 73,6
Численность занятых в экономике млн.чел. 65,8 66,0
65,5 66,0
Численность безработных граждан(по методологии  МОТ) млн.чел. 7,0 6,9
7,5 7,6
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости млн.чел. 1,4 1,3
1,5 1,65
Уровень общей безработицы (по Методологии  МОТ) % к ЭАН 9,6 9,5
103 103
Уровень зарегистрированной безработицы % к ЭАН 1,9 1,8
2,0 2,3
Доля  численности зарегистрированных безработных в общей численности безработных % 20,0 18,8
21,4 23,9

Исходя  из этого, решение проблемы поддержания  занятости требует принятия неотложных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

3.1 Ситуация на рынке труда в Краснодарском крае 

    Согласно  данным департамента экономического развития Краснодарского края численность экономически активного населения на 1 сентября 2008 года - 2386,1 тыс. человек, из которых 2269,9 тыс. человек были заняты в экономике (на 1,8% больше, чем год назад), 116,2 тыс. человек не имели занятия (на 29,1% меньше). Уровень общей безработицы составил 4,9% от численности экономически активного населения и уменьшился на 2 процентных пункта по сравнению с аналогичной датой прошлого года.

    В органы службы занятости населения  в январе-сентябре 2008 года за предоставлением  государственных услуг обратились 566,4 тыс. граждан, из них за содействием  в поиске подходящей работы 156,7 тыс. человек. Статус безработного получили 29,2 тыс. человек, что на 1,8% больше аналогичного периода 2007 года. На 1 октября 2008 года уровень регистрируемой безработицы составил 0,5 процента от численности экономически активного населения при численности зарегистрированных безработных граждан 13,6 тыс. человек. Органы службы занятости населения располагали 313,9 тыс. вакансий, из них 232 тысячи или 73,9% - рабочих профессий. Количество зарегистрированных вакансий на 1 октября 2008 года - 79,3 тысячи (на 14% больше, чем год назад). В среднем на одного незанятого гражданина, обратившегося в органы службы занятости, приходится 3 вакансии.

    При содействии службы занятости трудоустроено 88,2 тыс. человек (на 6,5% больше), в общественных работах приняли участие 21,8 тыс. человек (на 6,3% больше). Проведено 680 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которых приняли участие 114 тыс. человек (в январе-сентябре 2007 года - 640 ярмарок и 94,9 тыс. участников).

    Мобильный центр занятости населения выполнил 101 рабочую поездку по краю, в результате государственные услуги в сфере содействия занятости были предоставлены 15,8 тыс. гражданам, из которых 5,5 тысячи - молодежь в возрасте до 30 лет, 6,7 тысячи - школьники, 225 человек - дети-сироты.

    Следует отметить, что трудности в трудоустройстве  населения Краснодарского края связаны также с возросшими требованиями работодателя к работникам. Очень неохотно предприятия берут на работу выпускников учреждений профессионального образования, не имеющих опыта работы. Положение осложняется отсутствием координации со стороны государства рынка образовательных услуг и рынка труда. В стенах учебных заведений учащиеся не получают, на наш взгляд, самых важных для их дальнейшего развития и успеха знаний - о том, как ориентироваться на рынке труда, где и как искать работу, строить и развивать профессиональную карьеру.

Таблица 3- Показатели занятости по Краснодарскому краю.

  Доля  в численности занятых в экономике
1990 г. 1995 г. 2000 г. 2004 г.
%
Занято  в экономике, всего 100 100 100 100
Промышленность 23,1 18,2 16,4 15,8
Сельское хозяйство и лесное хозяйство 20,6 23,0 24,1 19,4
Строительство 10,5 10,5 7,2 8,0
Транспорт и связь 8,5 8,1 8,4 8,7
Оптовая и розничная торговля 8,8 9,9 13,5 16,3
ЖКХ 4,7 4,5 4,2 4,1
Здравоохранение и физическая культура 7,9 7,8 9,0 9,1
Образование, культура 10,6 11,4 10,8 10,6
Управление 2,0 2,7 3,8 3,9
Прочие  отрасли 3,4 3,9 2,7 4,0
 

3.2 Ситуация на рынке труда в Павловском районе

Реестр  государственных услуг, оказываемых  службой занятости населения:

  • Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • Информирование о положении на рынке труда в субъекте РФ;
  • Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения;
  • Психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
  • Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • Организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • Содействие самозанятости безработных граждан;
  • Содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

Услуги  районных и городских центров  занятости населения:

  • Предоставление информации о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), включая информацию о возможности трудоустройства на временные, сезонные и общественные работы;
  • Предоставление информации о проведении мероприятий, направленных на оказание содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

    В течение 2009 года в центры занятости населения обратились 881,1 тыс. граждан, из них за содействием в поиске подходящей работы – 259,9 тыс. человек (в 1,3 раза больше, чем в 2008 году), статус безработного получили 70,3 тыс. человек (рост в 1,5 раза).

    Уровень регистрируемой безработицы к концу 2009 года составил 1,1% от численности экономически активного населения (рост на 0,2 п.п. по сравнению с 2008 годом), численность зарегистрированных безработных увеличилась до 28,1 тыс. человек или на 24,1%.

    Количество  вакансий, которыми располагали органы службы занятости населения, на 1 января 2010 года составило 32,6 тыс. (на 9,8 тыс. меньше, чем на начало 2009 года), всего в отчетном периоде было зарегистрировано 301,7 тыс. вакантных мест, из них 71% рабочих профессий. В среднем на одного незанятого гражданина, обратившегося в службу занятости, приходилось 0,8 вакансии.

    При содействии службы занятости трудоустроено  на вакантные места 129,2 тыс. граждан (рост на 23,1%). Кроме этого, на временные  рабочие места с материальной поддержкой из средств федерального бюджета трудоустроено: 2079 человек, испытывающих трудности в поиске работы; 620 выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; организовано временное трудоустройство 41,2 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 от 18 лет. На общественные работы временно трудоустроено 48,6 тыс. человек (в 1,9 раза больше, чем в 2008 году).

    В службу занятости населения, начиная  с 1 октября 2008 года, 252 организации заявили  о предстоящем высвобождении 12,4 тыс. человек, из которых уволено 10,5 тыс. человек. Из общего числа уволенных: трудоустроены 3123 человек, оформили трудовую пенсию по старости 878 человек, поставлены на учет в качестве ищущих работу 4999 человек, из которых признаны безработными 3145 человек5.

    Преобразования, которые сейчас происходят в экономике  района (привлечение инвестиций, модернизация производства, внедрение инновационных  технологий), неизбежно вызывают ликвидацию значительной части неэффективных  рабочих мест, изменение структуры занятых и, как следствие, высвобождение работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

    На  данный момент страна находится в  состоянии перехода к информационному  обществу, обществу, где рабочую  силу полностью заменяют машины, техника. Все это приводит в увеличению показателя безработицы. Для этого государство должно проводит активную политику, которая предполагает сохранение и увеличению занятости через стимулирование предложений рабочей силы.

    Проблема  занятости и безработицы, которая тесно связана  проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

Информация о работе Занятость и безработица