Занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

анализ динамики занятость и безработицы в России, Краснодарском крае, Павловской районе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

1 Теория занятости населения и безработицы…………………………………..5
1.Понятие и формы занятости ……………………………………………6
2.Проблемы занятости населения ……………………………………….9
3.Показатели и виды безработицы……………………………………….12
4.Причины возникновения безработицы………………………………...19
5.Методы борьбы с безработицей………………………………………..21

2.Проблемы государственного регулирования и стратегического планирования занятости ………………………………………………………23

3.Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России……… ...29
3.1 Ситуация на рынке труда в Краснодарском крае……………………..35
3.2 Ситуация на рынке труда в Павловском районе……………………...37

Заключение…………………………………………………………………………40

Список используемой литературы………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

занятость и безработица.doc

— 330.50 Кб (Скачать)
  1. обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
  2. поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

    Это значит, что государство должно оказывать  всяческое содействие и материальную помощь  тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

  1. регулирование международных потоков рабочей силы.

    В этих целях должны быть подписаны  международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между  государствами.

    Также, я думаю, к основным направления  государственной политики на рынке труда необходимо отнести:

  1. осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
  2. создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;
  3. содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.

    Расширение  занятости в будущем зависит  и от иностранных инвестиций. В  целом инвестиции в реконструкцию  и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

    Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые  сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.

    Одним из ключевых элементов нового подхода  к политике занятости является повседневное внедрение современных методов  профилирования безработных, которые  получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.

    Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является, прежде всего, стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными  формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития».

    Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан.3

    Подводя итог данного пункта, хочу отметить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований, как на федеральном, так и на региональном уровне.

    На  мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень  важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленческих решений в области  занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства. 
 

  1. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке  труда в России
 

    В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался.

    Численность экономически активного населения  к концу 2007 г. составила 50% от общей численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2007 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях. 

      Общая численность безработных  (согласно определению, указанному в методологии МОТ), по состоянию на конец 2007 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных. Ниже на рисунке представлена динамика численности безработных в процентах к экономически активному населению с января 2002 г. по декабрь 2007 г.

       Рисунок 2- Динамика численности безработных.

 В целом  можно сказать, что в 2007 г. сохранилась  тенденция роста доли официально зарегистрированного в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2004 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности безработных в процентах к экономически активному населению прекратилась и в 2007 г. наблюдалась стабилизация данного показателя на уровне 8,5%. 

     Анализируя ситуацию в области  занятости, сложившейся в 2007 г., можно сделать вывод о том,  что тенденция по сокращению  доли безработных в общей численности  экономически активного населения,  намеченная в предыдущие два года, фактически прекратилась.  

      Таким образом, нельзя исключать того, что в будущем ситуация в области занятости и безработицы не улучшится.  В целом, следует говорить о том, что нельзя медлить с принятием кардинальных мер по стимулирования занятости.

    Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла  волна сокращений. Самыми слабыми  звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные  и банковские учреждения.

    По  оперативным данным Федеральной  службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %.

    Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел.4 По опросам, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.

    При этом нельзя забывать о категории  так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

    В рамках борьбы с повышением уровня безработицы Правительство России разработало специальные  антикризисные меры. В Государственную Думу РФ уже был внесен законопроект, в котором предлагается увеличить пособие по безработице. В кризисном 2009 году в соответствии с нормами законопроекта пособие по безработице будут получать граждане, уволившиеся не только по сокращению, но и по собственному желанию. Само повышение пособия по безработице существенно. Ранее безработный мог получить лишь 1275 рублей в течение 6 месяцев. При вступлении в силу нового закона люди, оставшиеся без работы, будут получать целый год пособие в размере 75 % от заработка, однако не превышающее 4900 рублей. Официальная цена государственной поддержки рынка труда составит ориентировочно 10-50 млрд. руб.

    Такая амплитуда в стоимости программы  связана с тем, что прогнозировать уровень безработицы в РФ достаточно сложно, ведь еще до конца не известен сценарий, по которому будет развиваться мировой экономический кризис.

    В рамках прогноза макроэкономического  развития страны замминистра экономики  Андрей Клепач приводит следующие прогнозированные данные: рост безработицы в России может достигнуть в 2009 г. 7,4 %, а общее число людей, потерявших работу в связи с кризисом, достигнет 5,4 млн. человек.  

Таблица 1-  Показатели занятости и безработицы в Российской Федерации. 

  Уровень безработицы Уровень занятости 
(млн. человек)
(млн.  человек)
1999 9,6 61
2000 7,9 63
2001 7,5 63,2
2002 6,4 65,8
2003 6,3 65,1
2004 6,2 65,9
2005 5,8 69,2
2006 5,3 71,1
2007 5,7 71,4
2008 6,3 71,6
2009 7,2 71,8
 

    Прогноз ситуации на рынке труда в 2009 - 2010 год

    В 2007 году положительный прирост населения  трудоспособного возраста  уменьшился до 366 тыс. человек, по сравнению с предыдущим годом, а начиная с 2009 года начинается абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте; миграционный прирост населения, главным образом из стран ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтии) составил около 450 тыс. человек, из которых более половины приходится на лиц трудоспособного возраста.

    По  прогнозу Госкомстата России, в 2009 - 2010 годах продолжится отток населения из северных и восточных районов страны, наиболее богатых сырьевыми ресурсами, прежде всего из районов Сибири и Дальнего Востока в размере 202 тыс. человек. В то же время миграционный прирост населения в 433 тыс. человек будет отмечаться в Центральном федеральном округе, что осложнит ситуацию на региональном рынке труда.

    По  прогнозу Минэкономразвития России, среднегодовая численность занятых  в экономике увеличится с 65,2 млн. человек в 2008 году до 65,5 млн. человек  в 2009 году и  66,0 млн. человек в 2010 году.

    При этом сохранится тенденция роста  численности занятых в материальном производстве с 45,0 млн. человек в 2006 году до 45,5 млн. человек в 2010 году в  основном за счет отраслей промышленности (машиностроения и металлообработки, химической и нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, оборонно-промышленного комплекса), торговли и общественного питания, при сохранении практически неизменной доли занятых в материальном производстве в общей численности занятых в экономике. Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы будет расти незначительно с 20,2 млн. человек в 2006 году до 20,5 млн. человек в 2010 году.

    Изменения произойдут в структуре занятости  населения по секторам экономики  различных форм собственности. Так, численность занятых в частном секторе негосударственной формы собственности увеличится с 30,4 млн. человек в 2006 году до 31 млн. человек в 2010 году. В государственном секторе экономики прирост занятых составит лишь 100 тыс. человек и численность занятых здесь не превысит 24,7 млн. человек.

    С учетом отмеченных демографических  факторов общая среднегодовая численность  безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ (в соответствии с прогнозом Минэкономразвития  России), возрастет в рассматриваемый период с 6,5 млн. человек (9,1% от экономически активного населения) до 7,0 млн. человек в 2009 году и  6,9 млн. человек в 2010 (9,5% от экономически активного населения).

Информация о работе Занятость и безработица