Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа
анализ динамики занятость и безработицы в России, Краснодарском крае, Павловской районе
Введение…………………………………………………………………………..…3
1 Теория занятости населения и безработицы…………………………………..5
1.Понятие и формы занятости ……………………………………………6
2.Проблемы занятости населения ……………………………………….9
3.Показатели и виды безработицы……………………………………….12
4.Причины возникновения безработицы………………………………...19
5.Методы борьбы с безработицей………………………………………..21
2.Проблемы государственного регулирования и стратегического планирования занятости ………………………………………………………23
3.Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России……… ...29
3.1 Ситуация на рынке труда в Краснодарском крае……………………..35
3.2 Ситуация на рынке труда в Павловском районе……………………...37
Заключение…………………………………………………………………………40
Список используемой литературы………………………………………………..41
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.
Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:
Расширение
занятости в будущем зависит
и от иностранных инвестиций. В
целом инвестиции в реконструкцию
и технологическое
Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.
Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.
Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является, прежде всего, стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития».
Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан.3
Подводя итог данного пункта, хочу отметить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований, как на федеральном, так и на региональном уровне.
На
мой взгляд, регулирование и стратегическое
планирование занятости имеет очень
важное значение для экономики страны.
Для успешной подготовки и принятия
управленческих решений в области
занятости необходим глубокий количественный
и качественный анализ населения как производственной
силы общества, субъекта производства.
В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался.
Численность экономически активного населения к концу 2007 г. составила 50% от общей численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2007 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях.
Общая численность безработных (согласно определению, указанному в методологии МОТ), по состоянию на конец 2007 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных. Ниже на рисунке представлена динамика численности безработных в процентах к экономически активному населению с января 2002 г. по декабрь 2007 г.
Рисунок 2- Динамика численности безработных.
В целом можно сказать, что в 2007 г. сохранилась тенденция роста доли официально зарегистрированного в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2004 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности безработных в процентах к экономически активному населению прекратилась и в 2007 г. наблюдалась стабилизация данного показателя на уровне 8,5%.
Анализируя ситуацию в области
занятости, сложившейся в 2007 г.,
можно сделать вывод о том,
что тенденция по сокращению
доли безработных в общей
Таким образом, нельзя исключать того, что в будущем ситуация в области занятости и безработицы не улучшится. В целом, следует говорить о том, что нельзя медлить с принятием кардинальных мер по стимулирования занятости.
Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения.
По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %.
Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел.4 По опросам, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.
При этом нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по ТК и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.
В
рамках борьбы с повышением уровня
безработицы Правительство
Такая
амплитуда в стоимости
В
рамках прогноза макроэкономического
развития страны замминистра экономики
Андрей Клепач приводит следующие прогнозированные
данные: рост безработицы в России может
достигнуть в 2009 г. 7,4 %, а общее число людей,
потерявших работу в связи с кризисом,
достигнет 5,4 млн. человек.
Таблица 1- Показатели
занятости и безработицы в Российской
Федерации.
Уровень безработицы | Уровень
занятости (млн. человек) | |
(млн. человек) | ||
1999 | 9,6 | 61 |
2000 | 7,9 | 63 |
2001 | 7,5 | 63,2 |
2002 | 6,4 | 65,8 |
2003 | 6,3 | 65,1 |
2004 | 6,2 | 65,9 |
2005 | 5,8 | 69,2 |
2006 | 5,3 | 71,1 |
2007 | 5,7 | 71,4 |
2008 | 6,3 | 71,6 |
2009 | 7,2 | 71,8 |
Прогноз ситуации на рынке труда в 2009 - 2010 год
В
2007 году положительный прирост
По прогнозу Госкомстата России, в 2009 - 2010 годах продолжится отток населения из северных и восточных районов страны, наиболее богатых сырьевыми ресурсами, прежде всего из районов Сибири и Дальнего Востока в размере 202 тыс. человек. В то же время миграционный прирост населения в 433 тыс. человек будет отмечаться в Центральном федеральном округе, что осложнит ситуацию на региональном рынке труда.
По
прогнозу Минэкономразвития России,
среднегодовая численность
При
этом сохранится тенденция роста
численности занятых в
Изменения произойдут в структуре занятости населения по секторам экономики различных форм собственности. Так, численность занятых в частном секторе негосударственной формы собственности увеличится с 30,4 млн. человек в 2006 году до 31 млн. человек в 2010 году. В государственном секторе экономики прирост занятых составит лишь 100 тыс. человек и численность занятых здесь не превысит 24,7 млн. человек.
С
учетом отмеченных демографических
факторов общая среднегодовая