Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа
анализ динамики занятость и безработицы в России, Краснодарском крае, Павловской районе
Введение…………………………………………………………………………..…3
1 Теория занятости населения и безработицы…………………………………..5
1.Понятие и формы занятости ……………………………………………6
2.Проблемы занятости населения ……………………………………….9
3.Показатели и виды безработицы……………………………………….12
4.Причины возникновения безработицы………………………………...19
5.Методы борьбы с безработицей………………………………………..21
2.Проблемы государственного регулирования и стратегического планирования занятости ………………………………………………………23
3.Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России……… ...29
3.1 Ситуация на рынке труда в Краснодарском крае……………………..35
3.2 Ситуация на рынке труда в Павловском районе……………………...37
Заключение…………………………………………………………………………40
Список используемой литературы………………………………………………..41
Также,
исходя из необходимости учета
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах. Численность при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.
Таким
образом, безработица,
как я уже отмечала раньше,
является характерной чертой рыночной
экономики. Поэтому полная занятость -
нонсенс, не совместимый с идеей рыночного
хозяйства. В то же время понятие «полная
занятость» не означает полного отсутствия
безработицы. Экономисты считают фрикционную
и структурную безработицу совершенно
неизбежной, следовательно, уровень безработицы
при полной занятости равен сумме уровней
фрикционной и структурной безработицы.
Другими словами, уровень безработицы
при полной занятости достигается в том
случае, когда циклическая безработица
равна нулю. Уровень безработицы при полной
занятости называется естественным уровнем
безработицы.
Вообще, анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец XVIII века) “Опыт о законе народонаселения”. Т. Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.
Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в “Капитале” (вторая половина XIX века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
К причинам возникновения безработицы относятся:
Поведение
покупателя на рынке рабочей силы
определяется в данных условиях соотнесением
затрат на покупку рабочей силы и
дохода, который он получит от ее
использования в течение
В этом
случае продавец (наемный рабочий) отказывается
продавать за бесценок свою рабочую
силу и ищет другого покупателя.
В течение определенного
В обществе
всегда есть люди, которые не могут
быть вовлечены в процесс
Таким
образом, основной причиной возникновения
безработицы является нарушение равновесия
на рынке рабочей силы. Это неравновесие
особенно усиливается в периоды экономических
спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.
Несмотря на внутреннюю связь безработицы с рыночной системой хозяйствования, государство принимает и все более совершенствует методы
борьбы по снижению безработицы и вызываемых ею потерь.
Пигу и его последователи в качестве главного метода борьбы с безработицей рассматривали снижение заработной платы.
Кейсианские методы борьбы с безработицей состояли в увеличении бюджетных расходов на организацию общественных работ. В стратегическом аспекте они сводились к реализации мер, способных оживить спрос.
Сторонники монитаристкой теории главным методом решения всех проблем считали снижение инфляции за счет резкого сокращения государственных расходов, социальных выплат.
Наблюдая
за соотношением величин безработицы
и инфляции, британский экономист
А. У. Филипс установил (1958 г), что между
уровнем безработицы в стране и темпами
роста цен наблюдается обратно пропорциональная
зависимость. На графике связь уровня
безработицы и темпов инфляции изображается
в виде кривой Филипса.
Рисунок 1- Кривая Филипса2
Кривая Филипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицу путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции.
Приходится,
однако, отмечать, что попытки государственного
регулирования экономики, опирающиеся
на кривую Филипса, как показал опыт
второй половины XX века, не всегда ведут
к успеху. Часто оказывается, что увеличение
безработицы сопровождается снижением
роста цен лишь в кратких пределах времени.
В долгосрочной перспективе последствия
могут быть иными.
В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2006–2008 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества», особое значение приобретают вопросы:
Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
В
новых условиях государственная
политика занятости должна быть еще
более тесно взаимосвязана с
общими направлениями социально-
При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2006–2008 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке.
Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.
Для
регулирование занятости
- в период массовой безработицы сокращает
законодательно установленную продолжительность
рабочего дня и рабочей недели;
- рекомендует
проводить на предприятиях «разделение
рабочих мест» между работниками (для
увеличения занятости);
- досрочно увольняет на пенсию работников
государственного сектора экономики,
которые не дослужили до пенсии 2-3 года.
- создает новые рабочие места и организует
общественные работы, особенно для хронически
безработных и молодежи.
Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется по таким основным направлениям как:
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.