Занятость и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

анализ динамики занятость и безработицы в России, Краснодарском крае, Павловской районе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

1 Теория занятости населения и безработицы…………………………………..5
1.Понятие и формы занятости ……………………………………………6
2.Проблемы занятости населения ……………………………………….9
3.Показатели и виды безработицы……………………………………….12
4.Причины возникновения безработицы………………………………...19
5.Методы борьбы с безработицей………………………………………..21

2.Проблемы государственного регулирования и стратегического планирования занятости ………………………………………………………23

3.Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России……… ...29
3.1 Ситуация на рынке труда в Краснодарском крае……………………..35
3.2 Ситуация на рынке труда в Павловском районе……………………...37

Заключение…………………………………………………………………………40

Список используемой литературы………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

занятость и безработица.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

      Также, исходя из необходимости учета безработных  и принятия соответствующих государственных  мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в отпуска. Существует еще так называемая безработица по обследованию – «оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения».

      В соответствии с методикой Федеральной  службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как  отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах. Численность при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.

     Таким образом, безработица, как я уже отмечала раньше, является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. 

    1.  Причины  возникновения безработицы
 

     Вообще, анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец XVIII века) “Опыт о законе народонаселения”. Т. Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.

     Довольно  тщательно исследовал безработицу К. Маркс в “Капитале” (вторая половина XIX века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.

     Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы  в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.

      К причинам возникновения безработицы  относятся:

  1. высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец

Поведение покупателя на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и  дохода, который он получит от ее использования в течение определенного  периода времени с теми затратами, которые он понесет на покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от покупки рабочей силы и отдаст предпочтение машине. Рабочая сила человека будет непроданной, а сам он окажется в роли безработного. Научно-технических прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин роста безработицы в современных условиях.

  1. Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель

В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую  силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени  он может оставаться без работы и  относиться к категории безработных.

  1. Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

В обществе всегда есть люди, которые не могут  быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей  силы как таковой или наличия  рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель не желает ее приобретать. Это бродяги, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.

     Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п. 

    1.  Методы борьбы с безработицей
 

     Несмотря  на внутреннюю связь безработицы  с рыночной системой хозяйствования, государство принимает и все более совершенствует методы

борьбы  по снижению безработицы и вызываемых ею потерь.

     Пигу  и его последователи в качестве главного метода борьбы с безработицей рассматривали снижение заработной платы.

     Кейсианские методы борьбы с безработицей состояли в увеличении бюджетных расходов на организацию общественных работ. В стратегическом аспекте они сводились к реализации мер, способных оживить спрос.

     Сторонники  монитаристкой теории главным методом решения всех проблем считали снижение инфляции за счет резкого сокращения государственных расходов, социальных выплат.

     Наблюдая  за соотношением величин безработицы  и инфляции, британский экономист  А. У. Филипс установил (1958 г), что между уровнем безработицы в стране и темпами роста цен наблюдается обратно пропорциональная зависимость. На графике связь уровня безработицы и темпов инфляции изображается в виде кривой Филипса. 
 
 

       
 
 
 
 

     Рисунок 1- Кривая Филипса2

     Кривая  Филипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицу путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции.

     Приходится, однако, отмечать, что попытки государственного регулирования экономики, опирающиеся  на кривую Филипса, как показал опыт второй половины XX века, не всегда ведут к успеху. Часто оказывается, что увеличение безработицы сопровождается снижением роста цен лишь в кратких пределах времени. В долгосрочной перспективе последствия могут быть иными.  
 
 
 

  1. Проблемы  государственного регулирования и  стратегического планирования занятости населения.
 

    В реализации среднесрочной программы  социально-экономического развития Российской Федерации на 2006–2008 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важнейших  сфер деятельности любого государства  и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества», особое значение приобретают вопросы:

  1. сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
  2. безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
  3. создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

    Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

    В новых условиях государственная  политика занятости должна быть еще  более тесно взаимосвязана с  общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости  при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.  

    При определении основных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2006–2008 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке. 

    Одновременно  на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.

    Для регулирование занятости государство  предпринимает следующие действия:  
- в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
 
- рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);  
- досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.  
- создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.
 

    Реализация  государственной политики занятости  населения также должна осуществляется по таким основным направлениям как:

  1. создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
  2. создание условий со стороны государства для самозанятости населения.

    В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

Информация о работе Занятость и безработица