Занятость и безработица в аграрном секторе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Высокий уровень безработицы и полное обесценивание сельскохозяйственного труда -это основные факторы бедности на селе. Только по официальным данным безработица среди экономически активного населения в трудоспособном возрасте составляет 12%. Заработная плата на селе утратила жизнеобеспечивающую и стимулирующую функции. Чтобы выжить в таких условиях, не скатиться до крайней нищеты, селяне все свои усилия вкладывают в личное подсобное хозяйство (ЛПХ), которое из формы вторичной занятости часто превращается в основную и единственную сферу приложения т руда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………………………………………………………………6

1.Сущность и структура занятости………………………………………….6
2.Причины, сущность и виды безработицы…………………………...…..10
ГЛАВА 2. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В АПК…………………….…….19

2.1 Политика занятости в аграрном секторе России………………………...19

2.2 Занятость в АПК Оренбургской области………………………………...24

2.3 Социально-экономические последствия безработицы………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

     По  данным Министерства труда и занятости населения Оренбургской области на рынке труда области сохраняется тенденция снижения регистрируемой безработицы, наметившаяся в мае текущего года. За июнь число безработных уменьшилось на 1082 чел.: с 18084 чел. на 01.06.2009 до 17002 чел. на 01.07.2009. Уровень регистрируемой безработицы сократился с 1,7 до 1,6%.

     По  результатам мониторинга на 89 предприятиях введены режимы вынужденной неполной занятости для 16,4 тыс. чел., из которых: 
-2,3тыс. чел. находятся в простое,

      
- 0,8 тыс. чел. - в отпусках без сохранения заработной платы,

      
- 13,3 тыс. чел. трудятся неполное  рабочее время.

     По  сравнению с началом года численность  работников, для которых установлены  режимы вынужденной неполной занятости (рис.3.1), снизилась почти на 25%. Это стало возможным благодаря антикризисным мерам, и в первую очередь проведению общественных работ. 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3.1

      Динамика  численности работающих в режиме неполной занятости, чел. 

 

    Источник  данных: Центр макроэкономического  анализа и краткосрочного прогнозирования.-2009

     
     
    Итоги реализации областной целевой  программы по стабилизации ситуации на рынке  труда. 
    В течении года было заключено:

      
- 606 договоров на организацию общественных работ для 12,3 тыс. человек. Фактически в них приняли участие около 10 тыс. чел.; 
- 256 договоров на опережающее профессиональное обучение 1029 чел., из них фактически приступили к обучению 962 чел.; 
- 120 договоров на проведение стажировки для 877 выпускников учреждений профессионального образования . Приступили к стажировке 128 человек.  
В областную комиссию по принятию решения о предоставлении субсидии на развитие малого предпринимательства и самозанятости представлено 893 бизнес-плана, из которых 772 получили положительное заключение. В результате 299 безработным гражданам выделена финансовая помощь в целях организации собственного дела.

     В целом по области на реализацию мероприятий  программы на 9 июля заключено около 1,9 тыс. договоров, охватывающих своим действием 14,9 тыс. человек.

     Это позволило оказать поддержку  многим предприятиям, находящимся в  сложном финансово-экономическом  положении, сохранить их кадровый потенциал.

     К примеру, в ОАО «Уральская Сталь» (г.Новотроицк) из 7598 работающих в режиме неполного рабочего времени 4408 человек переведены на полную рабочую неделю, в ОАО «Южно-уральский криолитовый завод» (г.Кувандык) для 578 работников отменены режимы вынужденной неполной занятости, в ОАО «Комбинат «Южуралникель» (г.Орск) 127 человек выведены из простоя, 1576 человек получили возможность трудиться полное рабочее время

     По  словам А.А. Чернышева пик безработицы пришёлся на начало мая: было зафиксировано более 18 тысяч безработных. Это 1,8 % от экономически активного населения. За это время произошло снижение на 2 тысячи человек. Сейчас уровень безработицы составляет 1,6% (данные от 11 сентября 2009 г.).[5] 
 
 

    1.  Социально-экономические последствия безработицы.
 
 

   Социально-экономические  последствия безработицы рассматриваются  наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

   Выделяют  экономические и неэкономические  последствия безработицы, которые  проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

   Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.

   На  индивидуальном уровне неэкономические  последствия безработицы состоят  в том, что если человек в течение  продолжительного времени не может  найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.[2]

   На  уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину  разработки и проведения им политики "Нового курса" для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел "предотвратить революцию отчаяния". Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

   Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

      Можно предложить развернутую классификацию  наиболее значимых, на мой взгляд, социальных и экономических последствий  безработицы, рассматриваемых с  точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.[4]

Социальные  последствия безработицы

Отрицательные:

-  обострение криминогенной ситуации

-  усиление социальной напряженности

-  рост количества физических и душевных заболеваний

-  увеличение социальной дифференциации

-  снижение трудовой активности

Положительные:

-  повышение социальной ценности рабочего места

-  увеличение личного свободного времени

-  возрастание свободы выбора места работы

-  увеличение социальной значимости и ценности труда

Отрицательные:

-  обесценивание последствий обучения

-  сокращение производства

-  затраты на помощь безработным

-  утрата квалификации

-  снижение жизненного уровня

-  недопроизводство национального дохода

-  снижение налоговых поступлений

Положительные:

-  создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

-  конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

-  перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

-  стимулирование роста интенсивности и производительности труда.[2]

     Безработица - опасное и в политическом отношении  явление. На волне массовой безработицы  возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).

     Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число  основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

      Несомненно, что занятость в сельскохозяйственном производстве- это не только экономическая, но и социальная проблема. По моему мнению в целях улучшения ситуации на сельском рынке труда, достижения и поддержания общего и структурного паритета между спросом и предложением на этом рынке необходимы меры по его развитию, а также улучшению сельской среды обитания и повышению привлекательности села как места труда и жизни.

      Большую роль в этом должна играть государственная  служба занятости населения, а стратегии  е действий значительное место должно отводиться мерам, нацеленным на повышение  уровня занятости и качества рабочей силы в сельской местности. Прежде всего акцент необходимо делать на разъяснении для сельских жителей вопросов трудоустройства и занятости, в том числе юридических, а также информирование их о наличии вакансий и о профессиях, которые востребованы на рынке труда.

      В условиях дефицита рабочих мест на селе целесообразно использование  гибких форм занятости и самозанятости  безработных сельчан в коллективных и частных предпринимательских  структурах, в семейных крестьянских хозяйствах и личном подсобном секторе. При этом работу по поддержке и развитию деловой инициативы безработных граждан, постоянно проживающих в сельской местности и желающих организовать личное дело, нужно строить на взаимодействии центров занятости населения, сельских администраций и руководителей хозяйств. Службам занятости сельских районов необходимо поставить задачу- с наименьшими финансовыми затратами эффективно организовать обучение безработных основам предпринимательства.

      Существует  множество вопросов повышения сельской занятости, которые должна решать местная администрация- это и обеспечение ЛПХ средствами малой механизации и кормами, и выделение пастбищ, сенокосов из муниципальных земель, и поставки высокопородного молодняка скота и птицы, и снабжение населения добротными семенами, минеральными удобрениями, ядохимикатами и т.д. Повсеместно очень остро стоит вопрос о содействии в получении кредитов, в реализации излишков сельскохозяйственной продукции, производимой в личных хозяйствах, об улучшении их торгово-заготовительного обслуживания. Особенно в такой помощи нуждаются неорганизованные собственники земельных наделов, которые кроме земли ничего не имеют. В этом отношении многое могла бы сделать потребительская кооперация, связи которой с индивидуальным сельскохозяйственным производством в последние годы оказались существенно ослабленными.

      Безусловно, занятость в личном подсобном  хозяйстве позволяет в какой-то степени решать текущие задачи экономического, социального и психологического характера. Но занятость граждан  в личном подсобном хозяйстве, исполняющая роль своеобразного буфера между реорганизуемой безработицей и занятостью в реальном секторе, способна лишь отчасти снизить напряженность на сельском рынке труда.

      Нельзя  забывать и о такой форме повышения  занятости, как привлечение безработного населения к общественным работам. С помощью значительного увеличения объема и перечня видов временных и общественных работ можно достигнуть некоторого сельского снижения уровня безработицы среди населения.

      Необходима  реализация четких государственных программ социально-экономического развития сельских территорий по созданию альтернативных рабочих мест, по снижению дифференциации сельских районов по уровню безработицы, по закреплению молодежи на селе путем предоставления субсидий молодым специалистам, льгот при найме и получении жилья и т.д.

      Я думаю, что необходимо сделать сферу  сельского хозяйства более привлекательной для населения не только области, но и страны в целом. Но для реализации этого необходимы усилия и активные действия не только со стороны заинтересованных в этом самих сельскохозяйственных предприятий, но и со стороны органов государственного управления всех уровней. По словам Д.А. Медведева, в плане безработицы государство потерпело неудачи больше, чем ожидалось. Если в 2008 г. безработных было 5 млн. чел., то за первое полугодие 2009 г. их число возросло до 7,5 млн. чел. Конечно сейчас эти цифры уменьшились, т.к. сработала активная политика занятости, проводимая государством. И я думаю, что уровень занятости населения должен находиться под государственном контролем и дальше.[6] Нужна активная политика государства, направленная на создание и модернизацию рабочих мест, развитие на селе альтернативных видов занятости, малого бизнеса, социальной и инженерной инфраструктуры, формировании мотивации к труду у населения, привлечения работников в эту сферу экономики. Ведь сельское хозяйство, по сравнению, например, с промышленностью, не понесло серьезных потерь, и, по сравнению с прошлым 2008 годом наблюдается даже некоторый рост.

       Мы на собственном опыте убедились, что сельское хозяйство не является черной дырой, которая только высасывает деньги, ничего не принося государству и является  таким ярмом на шее экономики,  от которого можно избавиться, и все продукты покупать за границей. Теперь у нас об этом совершенно другие представления. Это способ жизни трети населения нашей страны. Это вполне современная и конкурентная сфера, которая в кризис показала, чего она стоит а это говорит о том, что государству необходимо поддерживать сферу АПК и в дальнейшем (аграрный сектор нигде не живет без помощи государства), и, конечно же поддерживать политику занятости на селе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Занятость и безработица в аграрном секторе России