Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа
Высокий уровень безработицы и полное обесценивание сельскохозяйственного труда -это основные факторы бедности на селе. Только по официальным данным безработица среди экономически активного населения в трудоспособном возрасте составляет 12%. Заработная плата на селе утратила жизнеобеспечивающую и стимулирующую функции. Чтобы выжить в таких условиях, не скатиться до крайней нищеты, селяне все свои усилия вкладывают в личное подсобное хозяйство (ЛПХ), которое из формы вторичной занятости часто превращается в основную и единственную сферу приложения т руда.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………………………………………………………………6
1.Сущность и структура занятости………………………………………….6
2.Причины, сущность и виды безработицы…………………………...…..10
ГЛАВА 2. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В АПК…………………….…….19
2.1 Политика занятости в аграрном секторе России………………………...19
2.2 Занятость в АПК Оренбургской области………………………………...24
2.3 Социально-экономические последствия безработицы………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..38
По данным Министерства труда и занятости населения Оренбургской области на рынке труда области сохраняется тенденция снижения регистрируемой безработицы, наметившаяся в мае текущего года. За июнь число безработных уменьшилось на 1082 чел.: с 18084 чел. на 01.06.2009 до 17002 чел. на 01.07.2009. Уровень регистрируемой безработицы сократился с 1,7 до 1,6%.
По
результатам мониторинга на 89 предприятиях
введены режимы вынужденной неполной
занятости для 16,4 тыс. чел., из которых:
-2,3тыс. чел. находятся в простое,
- 0,8 тыс. чел. - в отпусках без сохранения
заработной платы,
- 13,3 тыс. чел. трудятся неполное
рабочее время.
По
сравнению с началом года численность
работников, для которых установлены
режимы вынужденной неполной занятости
(рис.3.1), снизилась почти на 25%. Это стало
возможным благодаря антикризисным мерам,
и в первую очередь проведению общественных
работ.
Рисунок 3.1
Динамика
численности работающих
в режиме неполной занятости,
чел.
Источник данных: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.-2009
Итоги реализации
областной целевой
программы по стабилизации
ситуации на рынке
труда.
В течении года было заключено:
- 606 договоров на организацию общественных
работ для 12,3 тыс. человек. Фактически
в них приняли участие около 10 тыс. чел.;
- 256 договоров на опережающее профессиональное
обучение 1029 чел., из них фактически приступили
к обучению 962 чел.;
- 120 договоров на проведение стажировки
для 877 выпускников учреждений профессионального
образования . Приступили к стажировке
128 человек.
В областную комиссию по принятию решения
о предоставлении субсидии на развитие
малого предпринимательства и самозанятости
представлено 893 бизнес-плана, из которых
772 получили положительное заключение.
В результате 299 безработным гражданам
выделена финансовая помощь в целях организации
собственного дела.
В целом по области на реализацию мероприятий программы на 9 июля заключено около 1,9 тыс. договоров, охватывающих своим действием 14,9 тыс. человек.
Это
позволило оказать поддержку
многим предприятиям, находящимся в
сложном финансово-
К примеру, в ОАО «Уральская Сталь» (г.Новотроицк) из 7598 работающих в режиме неполного рабочего времени 4408 человек переведены на полную рабочую неделю, в ОАО «Южно-уральский криолитовый завод» (г.Кувандык) для 578 работников отменены режимы вынужденной неполной занятости, в ОАО «Комбинат «Южуралникель» (г.Орск) 127 человек выведены из простоя, 1576 человек получили возможность трудиться полное рабочее время
По
словам А.А. Чернышева пик безработицы
пришёлся на начало мая: было зафиксировано
более 18 тысяч безработных. Это 1,8 % от экономически
активного населения. За это время произошло
снижение на 2 тысячи человек. Сейчас уровень
безработицы составляет 1,6% (данные от
11 сентября 2009 г.).[5]
Социально-экономические
последствия безработицы
Выделяют
экономические и
Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.
На
индивидуальном уровне неэкономические
последствия безработицы
На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики "Нового курса" для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел "предотвратить революцию отчаяния". Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.
Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).
Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.[4]
Социальные последствия безработицы
Отрицательные:
- обострение криминогенной ситуации
- усиление социальной напряженности
- рост количества физических и душевных заболеваний
- увеличение социальной дифференциации
- снижение трудовой активности
Положительные:
- повышение социальной ценности рабочего места
- увеличение личного свободного времени
- возрастание свободы выбора места работы
- увеличение социальной значимости и ценности труда
Отрицательные:
- обесценивание последствий обучения
- сокращение производства
- затраты на помощь безработным
- утрата квалификации
- снижение жизненного уровня
- недопроизводство национального дохода
- снижение налоговых поступлений
Положительные:
- создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики
- конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду
- перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования
- стимулирование роста интенсивности и производительности труда.[2]
Безработица - опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).
Серьёзность
экономических, социальных и политических
последствий безработицы служит
основанием для включения в число
основных макроэкономических функций
государства политики регулирования ранка
труда и стабилизации занятости.
Заключение
Несомненно,
что занятость в
Большую роль в этом должна играть государственная служба занятости населения, а стратегии е действий значительное место должно отводиться мерам, нацеленным на повышение уровня занятости и качества рабочей силы в сельской местности. Прежде всего акцент необходимо делать на разъяснении для сельских жителей вопросов трудоустройства и занятости, в том числе юридических, а также информирование их о наличии вакансий и о профессиях, которые востребованы на рынке труда.
В
условиях дефицита рабочих мест на
селе целесообразно использование
гибких форм занятости и самозанятости
безработных сельчан в
Существует множество вопросов повышения сельской занятости, которые должна решать местная администрация- это и обеспечение ЛПХ средствами малой механизации и кормами, и выделение пастбищ, сенокосов из муниципальных земель, и поставки высокопородного молодняка скота и птицы, и снабжение населения добротными семенами, минеральными удобрениями, ядохимикатами и т.д. Повсеместно очень остро стоит вопрос о содействии в получении кредитов, в реализации излишков сельскохозяйственной продукции, производимой в личных хозяйствах, об улучшении их торгово-заготовительного обслуживания. Особенно в такой помощи нуждаются неорганизованные собственники земельных наделов, которые кроме земли ничего не имеют. В этом отношении многое могла бы сделать потребительская кооперация, связи которой с индивидуальным сельскохозяйственным производством в последние годы оказались существенно ослабленными.
Безусловно, занятость в личном подсобном хозяйстве позволяет в какой-то степени решать текущие задачи экономического, социального и психологического характера. Но занятость граждан в личном подсобном хозяйстве, исполняющая роль своеобразного буфера между реорганизуемой безработицей и занятостью в реальном секторе, способна лишь отчасти снизить напряженность на сельском рынке труда.
Нельзя забывать и о такой форме повышения занятости, как привлечение безработного населения к общественным работам. С помощью значительного увеличения объема и перечня видов временных и общественных работ можно достигнуть некоторого сельского снижения уровня безработицы среди населения.
Необходима реализация четких государственных программ социально-экономического развития сельских территорий по созданию альтернативных рабочих мест, по снижению дифференциации сельских районов по уровню безработицы, по закреплению молодежи на селе путем предоставления субсидий молодым специалистам, льгот при найме и получении жилья и т.д.
Я думаю, что необходимо сделать сферу сельского хозяйства более привлекательной для населения не только области, но и страны в целом. Но для реализации этого необходимы усилия и активные действия не только со стороны заинтересованных в этом самих сельскохозяйственных предприятий, но и со стороны органов государственного управления всех уровней. По словам Д.А. Медведева, в плане безработицы государство потерпело неудачи больше, чем ожидалось. Если в 2008 г. безработных было 5 млн. чел., то за первое полугодие 2009 г. их число возросло до 7,5 млн. чел. Конечно сейчас эти цифры уменьшились, т.к. сработала активная политика занятости, проводимая государством. И я думаю, что уровень занятости населения должен находиться под государственном контролем и дальше.[6] Нужна активная политика государства, направленная на создание и модернизацию рабочих мест, развитие на селе альтернативных видов занятости, малого бизнеса, социальной и инженерной инфраструктуры, формировании мотивации к труду у населения, привлечения работников в эту сферу экономики. Ведь сельское хозяйство, по сравнению, например, с промышленностью, не понесло серьезных потерь, и, по сравнению с прошлым 2008 годом наблюдается даже некоторый рост.
Мы на собственном опыте убедились,
что сельское хозяйство не является черной
дырой, которая только высасывает деньги,
ничего не принося государству и является
таким ярмом на шее экономики, от которого
можно избавиться, и все продукты покупать
за границей. Теперь у нас об этом совершенно
другие представления. Это способ жизни
трети населения нашей страны. Это вполне
современная и конкурентная сфера, которая
в кризис показала, чего она стоит а это
говорит о том, что государству необходимо
поддерживать сферу АПК и в дальнейшем
(аграрный сектор нигде не живет без помощи
государства), и, конечно же поддерживать
политику занятости на селе.
Информация о работе Занятость и безработица в аграрном секторе России