Занятость и безработица в аграрном секторе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Высокий уровень безработицы и полное обесценивание сельскохозяйственного труда -это основные факторы бедности на селе. Только по официальным данным безработица среди экономически активного населения в трудоспособном возрасте составляет 12%. Заработная плата на селе утратила жизнеобеспечивающую и стимулирующую функции. Чтобы выжить в таких условиях, не скатиться до крайней нищеты, селяне все свои усилия вкладывают в личное подсобное хозяйство (ЛПХ), которое из формы вторичной занятости часто превращается в основную и единственную сферу приложения т руда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………………………………………………………………6

1.Сущность и структура занятости………………………………………….6
2.Причины, сущность и виды безработицы…………………………...…..10
ГЛАВА 2. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В АПК…………………….…….19

2.1 Политика занятости в аграрном секторе России………………………...19

2.2 Занятость в АПК Оренбургской области………………………………...24

2.3 Социально-экономические последствия безработицы………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

      Сезонная  безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельском хозяйстве, строительстве, промыслах и т.д., в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд.

      Следует также различать действительную и фиктивную безработицу. В первом случае человек имеет трудоспособность и желание работать, но в силу сложившейся ситуации на рынке труда  не может получить работу. При фиктивной  безработице ряд лиц не желают заниматься трудовой деятельностью по тем или иным причинам. Безработица может быть скрытой и открытой, долгосрочной и краткосрочной. Также следует учитывать повторную (периодическую) и застойную безработицу.

      Существует  понятие естественной безработицы (полной занятости), которая имеет место при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е когда число идущих на работу людей равно числу свободных рабочих мест. В целом естественный уровень безработицы определяется числом лиц, подверженных фрикционной и структурной безработице.[12]

      Что же касается российского рынка труда, то он демонстрирует весьма высокую  динамичность. Потоки входа в категорию  безработных и выхода из нее составляют от 20 до 80% общей численности безработных, причем масштабы оттока существенно  больше притока.

      В настоящее время основной причиной резкого всплеска безработицы является снижение уровня выпуска, обусловленное  одновременно наличием жестких финансовых ограничений и общим сокращением  спроса. Сохранение неопределенности масштабов спроса в среднесрочной перспективе вынуждает предприятия реструктуризировать издержки, сокращая численность занятых.

      В результате начавшихся в экономике  в условиях финансового кризиса  процессов произошла смена тенденций  к росту спроса на рабочую силу на тенденцию к ее сокращению. При этом потенциал сокращения занятости на данный момент остается достаточно высоким.[7]

     Численность официально зарегистрированных безработных  в конце 2008г. показывала значительный рост, и в декабре достигла 1,7 млн. чел. А в феврале 2009г., согласно предварительной оценке Росстата, повысилась на 4,9% и на конец месяца составила 6,4 млн. чел.

     По  итогам обследования населения по проблемам  занятости, проведенного в I квартале 2009г., общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с методологией Международной Организации Труда, составила 7,1 млн.человек, или 9,5% экономически активного населения (табл.2.2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.2

Динамика  численности безработных

  Общая численность  
безработных
Численность официально  
зарегистрированных безработных  
(на конец периода)
тыс. 
человек
в % к тыс. 
человек
в % к
соответ- 
ствующему  
периоду  
предыдущего года
преды- 
дущему  
периоду
соответ- 
ствующему  
периоду  
предыдущего года
преды- 
дущему  
периоду
2008г.
I квартал  5308 98,5 125,0 1534 89,7 98,8
II квартал  4097 91,9 77,2 1332 89,3 86,8
III квартал  4472 104,9 109,2 1247 88,2 93,6
IV квартал  5289 124,6 118,3 1522 98,0 122,1
2009г.
I квартал  7107 133,9 134,4 2177 141,9 143,0
 

    Источник  данных: Центр макроэкономического  анализа и краткосрочного прогнозирования.-2009 
     

     В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,2 млн.человек, в том числе 1,9 млн.человек  получали пособие по безработице.[9]

      Говоря  о безработице, нельзя не отметить, что острее всего она воспринимается на уровне отдельного человека. Опросы населения свидетельствуют о том, что в числе первоочередных задач отмечаются: повышение благосостояния населения; ликвидация безработицы; развитие российской экономики; решение жилищно-коммунальных проблем. Сегодня угроза безработицы оценивается как весьма существенная и, по-видимому, не только вследствие осознания того, что она затрагивает интересы всего населения. Наличие «хорошей» работы определяет материальное благополучие семьи.

      Таким образом, безработица является одной  из коренных социально-экономических  проблем развития российского общества, особенно в настоящее время. 

  1. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА В АПК
 

     Агропромышленный  комплекс (АПК)- это совокупность отраслей народного хозяйства, занятых производством, переработкой, хранением и доведением до потребителя сельскохозяйственной продукции.

      В АПК все отрасли связаны между  собой специфическими формами хозяйственных  отношений. Образование АПК представляет важную современную стадию общественного разделения труда и общественного производства. Структура и функционирование АПК базируется на сочетании специализации, кооперирования и диверсификации производственных процессов.[12] 
 

    1. Политика  занятости в аграрном секторе  России
 
 
 

   Государственная политика занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, которая нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала и его развитие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

     Состояние рынка труда является результатом  влияния множества экономических  и социальных факторов, равно как  и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Поэтому  нейтрализация безработицы может достигаться в более широком контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики. В частности, тесная связь занятости и экономики крайне необходима для обеспечения стабильного роста производства и занятости.

     Политика, которая улучшает функционирование рынка труда и способствует приспособлению рабочей силы к структурным переменам, снижает риск падения экономического роста, позитивно влияет на возможности стабилизации развития. Соответственно, чем более успешной будет политика, направленная на поддержание безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.

     С точки зрения на занятость, эффективность  макроэкономической политики должна определяться ее позитивным воздействием на способность  экономики поддерживать баланс между  повышением производительности на стадии подъема и созданием рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики и безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики.[12]

      После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей, Россия столкнулась с серьезными экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

      Основная  проблема российской экономики- до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

      Вторая  проблема- недостаточная конкурентоспособность  несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

     Результат- значительное падение промышленного  производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

     Третья  проблема- недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивающиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли  рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования- меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.[8]

     Кризис  существенным образом ограничил  доступ к кредитным ресурсам. Это ударило по всем производителям и по аграриям, к сожалению, в том числе. Был свёрнут целый ряд инвестиционных проектов, возникли проблемы со сбытом, с управлением, рентабельностью. И конечно, на ситуацию в сельском хозяйстве повлияли не самые простые погодные условия, которые были в этом году. Во всяком случае, в сравнении с прошлым годом всё было существенно труднее.

     Однако  при помощи набора антикризисных  мер ситуацию в целом удалось  стабилизировать. Объём средств, которые  направлены из федерального бюджета на реализацию госпрограммы развития АПК, был в этом году увеличен до 180 миллиардов рублей. Это приблизительно на треть больше, чем в прошлом году, и почти в два раза больше, чем в 2007 году.

     Национальная  экономика в последние годы развивалась  во многом за счет внешних источников- высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.[15]

     В 2009 г. и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом решение стратегических задач.

     В режиме немедленного реагирования Правительство  Российской Федерации приняло специальные  меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

     С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.

     На  высшем правительственном уровне организован  и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с  ликвидацией организаций или  сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

     Задача  органов власти совместно с бизнесом- обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане  социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечивать прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.

Информация о работе Занятость и безработица в аграрном секторе России