Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:03, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение закономерностей формирования человеческого капитала. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие человеческого капитала и его виды
Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала
Проанализировать научно-образовательный потенциал человека как фактор социально экономического прогресса
Изучить модели производства человеческого капитала
Введение 3
1.Человек и его научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического прогресса 5
1.1 Научно-образовательный потенциал человека 5
1.2 Социально экономический прогресс 7
2. Модели производства человеческого капитала 10
2.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 10
2.2 Модели производства человеческого капитала 16
2.3 Классификация видов человеческого капитала 18
3. Оценка человеческого капитала 23
3.1 Методика оценки человеческого капитала 23
Заключение 30
Библиографический список 32
1) Определить
«первоначальную стоимость»
2) Определить
коэффициент «устаревания» (
После определения первоначальной стоимости необходимо определить коэффициент устаревания и забывания знаний человека. Для этих целей необходимо определить срок участия конкретного работника в деятельности компании. В данном случае этот срок можно определить исходя их двух допущений.
Срок, указанный
в трудовом договоре конкретного
сотрудника (в случае, если между
работником и работодателем заключен
срочный трудовой договор). Во многих
западных компаниях, при приеме
на работу ключевых сотрудников, оговаривается
период, в течение которого работник
обязан работать в данной компании,
и в случае ухода работника, ранее
срока оговоренного в трудовом договоре
(контракте), по причинам, не оговоренным
в данном контракте, работник обязуется
уплатить определенную сумму неустойки,
также заранее оговоренную в
данном контракте. В этом случае такие
контракты с ведущими сотрудниками
компания рассматривает как
Если между работником и работодателем заключен бессрочный трудовой договор целесообразно установить срок работы работника, в компании исходя из требований законодательства конкретной страны к определению срока полезного использования других видов нематериальных активов.
3) Определить
порядок изменения «
При определении
коэффициента устаревания знаний
(забывания определенных знаний или
информации) необходимо использовать
статистические данные, отражающие зависимость
между усвояемостью новых знаний
и процессом забывания
В основе
данного метода лежит аналог метода
накопления активов. В рамках этого
метода при оценке знаний необходимо
оценить объем накопленных
, (6)
где P3з - стоимость накопленных знаний;
ai – эмпирически определяемые коэффициенты, ставящие в соответствие стоимость и объем накопленных знаний типа i ;
TKi – суммарно накопленные знания типа i;
k – количество видов (типов) знаний[4, c 57].
Суммарно накопленные знания индивидуума должны определяться с учетом факторов устаревания полученных знаний (морального износа) и забывания:
(7)
где TKi - накопленные знания i-ого типа полученные в j – й период;
Ai - моральный износ знаний типа i в единицу времени (моральный износ);
З - забывание в единицу времени знаний индивидуумом;
b - эмпирический числовой коэффициент;
обратный по размерности времени;
t - время необходимое для получения знаний в объеме TK[4, c 59].
Совокупность величины человеческого капитала в целом необходимо определить не простым арифметическим сложением, поскольку в данном случае четко прослеживается синергетический эффект от взаимодействия сотрудников.
Таким
образом, среди методик оценки
человеческого капитала
качественную оценку человеческого капитала;
оценку человеческого капитала исходя из направленных инвестиций;
оценку человеческого капитала по аналогии с физически капиталом.
Однако
для того, чтобы понять суть
человеческого капитала
Человеческий капитал –
Человеческий капитал, являясь
частью совокупного капитала, представляет
собой накопленные затраты на
общее образование, специальную
подготовку, здравоохранение, перемещение
рабочей силы Сравнительный анализ
приведенных и других определений
позволяет акцентировать
Во-первых, человеческий капитал не отделим от его носителей – работников отдельной фирмы или населения региона или страны.
Во-вторых, физиологические свойства
и природные способности
В-третьих, данный капитал, как и
другие виды капитала, может быть использован
в сфере общественного
В-четвертых, данный капитал используется
его носителями для получения
дохода, поэтому увеличение дохода
мотивирует индивидуумов на увеличение
своего интеллектуального потенциала
путем образования и повышения
квалификации. Другими словами, для
того, чтобы процесс воспроизводства
человеческого капитала носил завершенный
характер, должна быть установлена
связь между величиной
Уровень экономического развития все в большей степени определяется состоянием нематериальных форм богатства, творческим потенциалом человека и сфер, обеспечивающих развитие личности и формирование нового знания. Указанные изменения нашли теоретическое обоснование в экономической науке и, прежде всего, в теории человеческого капитала.
Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.
Выделяя в структуре человеческого капитала три основных составляющих - капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры, современная наука в качестве решающего фактора развития человеческих ресурсов и экономического роста рассматривает образование и, в особенности, его высокие уровни. Это связано со специфической функцией системы высшего образования, заключающейся в формировании и совершенствовании активного элемента процесса производства, в накоплении интеллектуального потенциала, который в значительной мере определяет эффективность и конкурентоспособность национальной экономики. Высшее образование вооружает человека методологией выбора во все возрастающем потоке информации, развивает его креативные способности.
Информация о работе Закономерности формирование человеческого капитала