Закономерности формирование человеческого капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение закономерностей формирования человеческого капитала. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие человеческого капитала и его виды
Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала
Проанализировать научно-образовательный потенциал человека как фактор социально экономического прогресса
Изучить модели производства человеческого капитала

Содержание

Введение 3
1.Человек и его научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического прогресса 5
1.1 Научно-образовательный потенциал человека 5
1.2 Социально экономический прогресс 7
2. Модели производства человеческого капитала 10
2.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 10
2.2 Модели производства человеческого капитала 16
2.3 Классификация видов человеческого капитала 18
3. Оценка человеческого капитала 23
3.1 Методика оценки человеческого капитала 23
Заключение 30
Библиографический список 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему Закономерности формирования человеческого капитала - копия.docx

— 155.94 Кб (Скачать)

1) Определить  «первоначальную стоимость» конкретного  сотрудника. Для этого можно   использовать различные методы  тестирования и аттестации сотрудников. 

2) Определить  коэффициент «устаревания» (забывания)  знаний, так как человеческому  капиталу со временем утрачивает  часть накопленных знаний, в то время как основной капитал подвергается физическому и моральному износу.

После определения  первоначальной стоимости необходимо определить коэффициент устаревания  и забывания знаний человека. Для  этих целей необходимо определить срок участия конкретного работника  в деятельности компании. В данном случае этот срок можно определить исходя их двух допущений.

Срок, указанный  в трудовом договоре конкретного  сотрудника (в случае, если между  работником и работодателем заключен срочный трудовой договор). Во многих западных компаниях,  при приеме на работу ключевых сотрудников,  оговаривается  период, в течение которого работник обязан работать в данной компании,  и в случае ухода  работника, ранее  срока оговоренного в трудовом договоре (контракте), по причинам, не оговоренным  в данном контракте, работник обязуется  уплатить определенную сумму неустойки, также заранее оговоренную в  данном контракте. В этом случае такие  контракты с ведущими сотрудниками компания рассматривает как интеллектуальный актив и раскрывает информацию по ним в интеллектуальных отчетах.

Если  между работником и работодателем  заключен бессрочный трудовой договор  целесообразно установить срок работы работника, в компании исходя из требований законодательства конкретной страны к  определению срока полезного  использования других видов нематериальных активов.

3) Определить  порядок изменения «первоначальной  стоимости» сотрудника. Основные  средства совершенствуются посредством  проведения модернизации, реконструкции,  в свою очередь, человеческий  капитал совершенствуется посредством  направленных в его развитие  инвестиций. 

При определении  коэффициента  устаревания знаний (забывания определенных знаний или  информации) необходимо использовать статистические данные, отражающие зависимость  между усвояемостью новых знаний и процессом забывания имеющихся. Данная величина должна быть скорректирована  на поправочный коэффициент, представляющий собой эмпирически полученное значение устаревания знаний применительно к определенной сфере деятельности. Также можно использовать метод, предложенный  Ю.В. Козырем при определении запаса знаний с учетом фактора устаревания.

В основе данного метода лежит аналог метода накопления активов. В рамках этого  метода при оценке знаний необходимо оценить объем накопленных индивидуумом знаний, сделать поправки на их устаревание  и забывание, и перемножить каждый скорректированный объем знаний определенного вида на стоимость  единицы объема знаний этого вида:

     ,                                                 (6)

                                                      

где P - стоимость накопленных знаний;

 ai – эмпирически определяемые коэффициенты, ставящие в соответствие стоимость и объем накопленных знаний типа i ;

TKi – суммарно накопленные знания типа i;

k – количество видов (типов) знаний[4, c 57].

Суммарно  накопленные знания индивидуума  должны определяться с учетом факторов устаревания полученных знаний (морального износа) и забывания:

                              (7)

                               

где TKi - накопленные знания i-ого типа полученные в j – й период;

Ai - моральный износ знаний типа i в единицу времени (моральный износ);

З - забывание  в единицу времени знаний индивидуумом;

 b - эмпирический числовой коэффициент;

 обратный  по размерности времени;

 t -  время необходимое для получения знаний в объеме TK[4, c 59].

Совокупность  величины человеческого капитала в  целом необходимо определить не простым  арифметическим сложением, поскольку  в данном случае четко прослеживается синергетический эффект от взаимодействия сотрудников.

 Таким  образом, среди методик оценки  человеческого капитала различают:

качественную  оценку человеческого капитала;

оценку  человеческого капитала исходя из направленных инвестиций;

оценку  человеческого капитала по аналогии с физически капиталом.

 Однако  для того, чтобы понять суть  человеческого капитала необходимо  также выяснить сущность и  характеристику процессов его  формирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Человеческий капитал – важнейший  ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические  знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная  рабочая сила способна управлять  высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой  конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и  в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.

Человеческий капитал, являясь  частью совокупного капитала, представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную  подготовку, здравоохранение, перемещение  рабочей силы Сравнительный анализ приведенных и других определений  позволяет акцентировать внимание на следующих основных свойствах  человеческого капитала.

Во-первых, человеческий капитал не отделим от его носителей –  работников отдельной фирмы или  населения региона или страны.

Во-вторых, физиологические свойства и природные способности человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого капитала, называемой отдельными авторами капиталом  здоровья. Другая его часть в виде знаний, умений и навыков является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.

В-третьих, данный капитал, как и  другие виды капитала, может быть использован  в сфере общественного производства и является одним из факторов повышения  эффективности последнего.

В-четвертых, данный капитал используется его носителями для получения  дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует индивидуумов на увеличение своего интеллектуального потенциала путем образования и повышения  квалификации. Другими словами, для  того, чтобы процесс воспроизводства  человеческого капитала носил завершенный  характер, должна быть установлена  связь между величиной приобретенной  части данного капитала и доходом  человека.

Уровень экономического развития все в большей степени определяется состоянием нематериальных форм богатства, творческим потенциалом человека и сфер, обеспечивающих развитие личности и формирование нового знания. Указанные изменения нашли теоретическое обоснование в экономической науке и, прежде всего, в теории человеческого капитала.

Экономические оценки человеческого  капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и  макроэкономическом уровнях для  определения величины национального  богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере  страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Выделяя в структуре человеческого капитала три основных составляющих - капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры, современная наука в качестве решающего фактора развития человеческих ресурсов и экономического роста рассматривает образование и, в особенности, его высокие уровни. Это связано со специфической функцией системы высшего образования, заключающейся в формировании и совершенствовании активного элемента процесса производства, в накоплении интеллектуального потенциала, который в значительной мере определяет эффективность и конкурентоспособность национальной экономики. Высшее образование вооружает человека методологией выбора во все возрастающем потоке информации, развивает его креативные способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. – С.-Пб.: Лениздат, 2003. – 440с.
  2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2004. - 384с.
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 512с.
  4. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432с.: ил.
  5. Ореховский П.А. Общая экономическая теория. Ч.1. – Обнинск: МАСЗ, 2000. – 181с.
  6. Основы экономической теории: Схемы, диаграммы, таблицы / Л.Н. Давыденко, В.А. Войцеховский, С.Г. Галуза и др. – Мн.: Выш.шк., 2002. – 207с.
  7. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. – 284с.
  8. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю. –: изд-во «Феникс», 2000. – 544с.
  9. Теория национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Лемешевского. – Мн.: «Плюсминус», 2001. – 168с.
  10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 2003. – 864с.

 


Информация о работе Закономерности формирование человеческого капитала