Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:03, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение закономерностей формирования человеческого капитала. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие человеческого капитала и его виды
Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала
Проанализировать научно-образовательный потенциал человека как фактор социально экономического прогресса
Изучить модели производства человеческого капитала
Введение 3
1.Человек и его научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического прогресса 5
1.1 Научно-образовательный потенциал человека 5
1.2 Социально экономический прогресс 7
2. Модели производства человеческого капитала 10
2.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 10
2.2 Модели производства человеческого капитала 16
2.3 Классификация видов человеческого капитала 18
3. Оценка человеческого капитала 23
3.1 Методика оценки человеческого капитала 23
Заключение 30
Библиографический список 32
Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе.
Человеческий
капитал как экономическая
Под человеческим
капиталом в экономике
1. приобретенный запас знаний, умений, навыков;
2. что
этот запас целесообразно
3. что
использование данного запаса
приводит к росту заработков (доходов)
данного работника в будущем
путём отказа от части
4. что
увеличение доходов
5. что
человеческие способности,
6. и что
мотивация является
Особенности человеческого капитала:
Первооткрыватели
человеческого капитала как целостной
концепции Т. Шульц и Г. Беккер,
основное внимание обращали на инвестиции
в человеческий капитал и оценку
их эффективности. Это и понятно,
поскольку инвестиции средств как
раз и превращают ресурс в капитал,
делают простое благо капитальным
благом. Инвестиции в повышение человеческих
способностей ведут к росту
Л. Туроу, обобщивший первые исследования человеческого капитала в качестве исходного понятия дает следующее определение: Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги. В данном определении сохранена классическая традиция на признание важности роли способностей к труду. Но среди способностей Л. Туроу выделяет генетически базисную экономическую способность. Экономическая способность - пишет он, представляет собой не просто еще одно производительное вложение, которым обладает индивидуум. Экономическая способность влияет на производительность всех других вложений. Отсюда вытекает важное положение о необходимости единства жизнедеятельности как источника формирования и накопления человеческого капитала.
Аналогии с капитализацией материальных активов позволяли преодолеть недоверие к непривычному понятию «человеческий капитал». И. Бен-Порет писал, что человеческий капитал можно рассматривать как особый фонд, функции которого - производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения и который в этом своем качестве аналогичен злобой машине как представительнице вещественного капитала.
Однако, человеческие способности как капитальное благо существенно отличны от физических свойств машин. Ф. Махлуп предлагает различать первичные и усовершенствованные способности. Неусовершенствованный труд, - пишет он, - нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал. В дальнейшем западные ученые обсуждали состав и структуру человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определяли последовательность и отдачу инвестиций в человеческий капитал.
Теоретические позиции российских ученых отличает более четкое разграничение сущности, содержания, форм или видов, условий формирования, воспроизводства и накопления человеческого капитала. М.М. Критский, одним из первых осуществивших позитивное исследование категории человеческий капитал, определил ее как всеобще-конкретную форму человеческой жизнедеятельности, ассимилирующую предшествующие формы потребительную и производительную, адекватные эпохам присваивающего и производящего хозяйства, и осуществляющуюся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию. Признание всеобщности, историчности и конкретности человеческого капитала позволяет ограничить временные рамки и социально-экономические условия существования такого феномена как человеческий капитал[7, с. 179].
В дальнейших
исследованиях М.М. Критский конкретизирует
социально-экономическое
Взгляды
М. Критского развиваются в
Л.Г. Симкиной
определить исторически конкретную
форму человеческого капитала производительная
форма человеческого капитала выступает
как органическое единство двух составных
частей - непосредственного труда
и интеллектуальной деятельности. Эти
части могут выступать либо как
функции одного и того же субъекта,
либо как организационно-
Костюк В.Н., исследуя социоэкономические процессы и разрабатывая свою концепцию теории эволюции, определяет человеческий капитал как индивидуальную способность человека, позволяющая ему успешно действовать в условиях неопределенности. В состав человеческого капитала он включает рациональную и интуитивную составляющие. Их взаимодействие может позволить владельцу человеческого капитала добиваться успеха там, где недостаточно одной только высокой квалификации и профессионализма. Дополнительно необходим талант, который требует отдельного вознаграждения. По этой причине в условиях конкурентного рынка успех владельца человеческого капитала в определенном виде деятельности может вознаграждаться суммой, значительно превышающей заработную плату в соответствующей отрасли.
Климов С.М., анализируя интеллектуальные ресурсы организации определяет человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Это качество роднит человеческий капитал с другими формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Указанный капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие.
Корогодин И.Т. исследуя механизмы функционирования социально-трудовой сферы определяет человеческий капитал как совокупность знаний, навыков, умений, других способностей человека, сформированных, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиции в процессе его жизнедеятельности, необходимых для конкретной целесообразной деятельности и содействующих росту производительной силе труда. Он считает, что важнейшим критерием, выражающим суть капитала, является его накопление. Именно капиталом во всех случаях являются накопленные средства (денежные, вещественные, информационные и др.), из которых люди рассчитывают извлечь доход. Не является из этого определения и понятие человеческого капитала.
Многочисленные высказывания основоположников теории человеческого капитала сводятся к тому, что люди увеличивают свои способности производителей и потребителей путем инвестиций в самих себя, а значительный рост капитальных вложений в человека изменяет структуру его доходов. Поэтому человеческий капитал представляет собой не врожденные, а накопленные свойства человека. Человек не может родиться с уже готовым капиталом. Его необходимо создать в процессе жизнедеятельности каждого индивидуума. А врожденные свойства могут выступать лишь в качестве фактора, способствующего плодотворному формированию человеческого капитал[8, с. 197].
Социально-экономическую форму
человеческого капитала и его
качественную определенность характеризуют
А.Н. Добрынин с С.А. Дятловым. Человеческий
капитал, представляет собой форму
проявления производительных сил человека
в рыночной экономике, адекватную форму
организации производительных сил
человека, включенных в систему социально
ориентированной рыночной экономики
в качестве ведущего, творческого
фактора общественного
В содержательном плане человеческий капитал, включает запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:
1) потоковый,
накопительный запас
2) целесообразность
использования запаса
3) прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;
4) увеличение
доходов мотивирует работника
делать дополнительные
Таким образом это определение человеческого капитала используется нами в данной работе как исходное и достаточное для решения поставленных задач. Необходимо только дополнить, что использование человеческого капитала увеличивает не только заработки работника, но и доходы предприятий и государства.
Требует
уточнения и возможность
Существует несколько моделей производства человеческого капитала.
Первая модель – это модель Л. Туроу.
Она базируется
на концепции «экономических способностей».
С рождения у индивидуума есть
различные экономические
Туроу в анализе производства человеческого капитала развивает положение о том, что каждый отдельный индивидуум имеет свои особые процессы производства производительных способностей, которые являются специфическими.
«Экономические
способности» – это отношения
ожидаемой стоимости его
Туроу предложил модель производства человеческого капитала:
HC = f (K, HCx,
P, EA),
где НС – произведенный ЧК; К – физический капитал; НСх – вложения ЧК; Р – природные ресурсы; ЕА – экономическая способность.
Вторая модель – модель Й. Бен-Порэт.
В этой модели в состав элементов, который участвуют в производстве человеческого капитала, входит деятельность индивидуума. Наглядно эта модель представлена:
Qt
= Bc (St * Kt)B1DB2,
Информация о работе Закономерности формирование человеческого капитала