Закономерности формирование человеческого капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение закономерностей формирования человеческого капитала. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучить понятие человеческого капитала и его виды
Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала
Проанализировать научно-образовательный потенциал человека как фактор социально экономического прогресса
Изучить модели производства человеческого капитала

Содержание

Введение 3
1.Человек и его научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического прогресса 5
1.1 Научно-образовательный потенциал человека 5
1.2 Социально экономический прогресс 7
2. Модели производства человеческого капитала 10
2.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 10
2.2 Модели производства человеческого капитала 16
2.3 Классификация видов человеческого капитала 18
3. Оценка человеческого капитала 23
3.1 Методика оценки человеческого капитала 23
Заключение 30
Библиографический список 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему Закономерности формирования человеческого капитала - копия.docx

— 155.94 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Омский государственный  технический университет»

 

Кафедра «Организация и управление наукоёмкими производствами»

 

Специальность  036401.65 «Таможенное дело»

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

на тему:  Закономерности формирование человеческого капитала.

 

 

по дисциплине Экономическая теория

 

Студент  Барышников Сергей Алексеевич группы ТД-162

 

 

 

 

 

Руководитель  работы

к.э.н., доцент Полковникова С.Г.

___________________________

(Подпись,  дата)

 

Разработал  студент

Барышников С. А.

 

(Подпись,  дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск  2013

Оглавление

 

Введение 3

1.Человек и его научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического прогресса 5

1.1 Научно-образовательный потенциал человека 5

1.2 Социально экономический прогресс 7

2. Модели производства человеческого капитала 10

2.1 Понятие и характеристика человеческого капитала 10

2.2 Модели производства человеческого капитала 16

2.3 Классификация видов человеческого капитала 18

3. Оценка человеческого капитала 23

3.1 Методика оценки человеческого капитала 23

Заключение 30

Библиографический список 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человеческий фактор в зарождающемся  постиндустриальном мире становится главным  в экономическом развитии как  отдельных компаний, стран, так и  всего человечества. Поэтому традиционные факторы экономического роста —  накопление капитала, естественное увеличение численности населения, технический  прогресс и рост производительности труда — необходимо рассматривать  по-новому, во взаимосвязи с человеческим фактором.

Понятие «человеческий капитал» приобретает  в настоящее время большое  значение не только для экономистов  – теоретиков, но и для отдельных  фирм. Резко возрос интерес экономической  науки к человеческим созидательным  способностям, к путям их становления  и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов  капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и  образование.

Понятие человеческого капитала стало интенсивно использоваться мировой наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной деятельности, выяснившей необходимость  и высокую эффективность вложений в человеческий капитал. Концепция  человеческого капитала играет центральную  роль в современном экономическом  анализе.

Применение  этого понятия дает новые возможности  изучения таких важнейших проблем, как экономический рост, распределение  доходов, место и роль образования  в общественном воспроизводстве, содержание процесса труда.

Человеческий  фактор в зарождающемся постиндустриальном мире становится главным в экономическом  развитии как отдельных компаний, стран, так и всего человечества. Поэтому традиционные факторы экономического роста — накопление капитала, естественное увеличение численности населения, технический прогресс и рост производительности труда — необходимо рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим фактором.

Объектом исследования является человеческий капитал.

Предметом  исследования является человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики.

Целью работы является рассмотрение закономерностей формирования человеческого капитала.  В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

  • Изучить понятие человеческого капитала и его виды
  • Рассмотреть формирование и накопление человеческого капитала
  • Проанализировать научно-образовательный потенциал человека как фактор социально экономического прогресса
  • Изучить модели производства человеческого капитала

При написании работы использовались нормативно-правовые документы, учебные  пособия, монографии и статьи по исследуемой  проблеме.

В процессе подготовки работы  применялся метод  анализа, синтеза, сравнения, способ цепных подстановок.

 

 

 

 

 

 

 

1.Человек и его научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического прогресса

1.1 Научно-образовательный потенциал человека

 

Возникновение и развитие теории человеческого  капитала связано с коренными  изменениями, происходящими в рыночных системах, когда человек, его научно-образовательный  потенциал становятся решающим фактором социально-экономического прогресса.

Человеческий  капитал формируется в результате вложения инвестиций в человека, благодаря  чему происходит накопление запаса знаний, навыков, способностей, умения квалифицированно выполнять работу в той или  иной сфере экономики, что способствует экономическому росту.

Принимая  решение об инвестициях в свою профессиональную подготовку, здоровье или образование, человек сопоставляет связанные с этими вложениями выгоды и издержки. Выгоды выглядят как ожидаемые в будущем более  высокие доходы, престижность работы и, следовательно, повышение социального  статуса, а издержки определяются денежной оценкой затрат и их альтернативной стоимостью. Эффект от инвестиций в  человеческий капитал по времени  является длительным, а степень отдачи зависит от ответственности человека, его волеизъявления, индивидуальных интересов и предпочтений.

В экономической  теории и практике используются различные  методы количественной оценки инвестиций в человека. Самым распространенным является принцип капитализации  будущих доходов, основанный на положении  о предпочтении благ во времени. Его  суть сводится к тому, что люди склонны  выше оценивать определенную сумму  денег и благ в настоящее время, чем такую же сумму денег или  благ в будущем.

Оценка  человеческого капитала позволяет  определить интеллектуалоемкость производства, которая в денежном выражении исчисляется аналогично показателю фондоемкости, т.е. отношением стоимостного показателя фонда образования к стоимостному показателю объема валового внутреннего продукта. Он показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую единицу произведенной продукции:

                                                          (1)

где И — интеллектуалоемкость производства; ФОСТ — стоимостная оценка фонда образования; ВВП — стоимостная оценка валового внутреннего продукта. Стоимостная оценка фонда образования исчисляется как стоимость одного года обучения специалиста, умноженная на число человеко-лет образования. При определении эффективности использования человеческого капитала применяется показатель внутренней нормы отдачи. Внутренняя норма отдачи представляет собой норму процента, при которой приведенная величина будущих выгод обучения равна приведенной величине его издержек. Показатель внутренней нормы отдачи строится по аналогии с показателем нормы прибыли и дает возможность сопоставить окупаемость вложений в человеческий капитал. Следует отметить, что инвестициями в человеческий капитал могут быть признаны не всякие вложения в человека, а лишь те из них, которые нравственно целесообразны и оправданы с точки зрения интересов цивилизованного общества. Многообразие человеческой личности, ее индивидуальность, мотивы поведения позволили использовать унифицированное представление о человеке (модель человека), действующем в конкретной экономической и исторической системе. Эта модель человека включает в себя основные параметры, характеризующие индивидуального человека, прежде всего мотивы экономической активности, ее целеполагание и социально-экономический инструментарий, а также особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека, необходимые для достижения поставленных целей.

1.2 Социально экономический прогресс

 

Обеспечение экономического роста — одна из главных задач государства, ориентированного на осуществление социально-экономического развития страны. Экономический рост отражает процесс поступательного движения экономической жизни, появления в обществе прогрессивных тенденций и сдвигов в развитии производительных сил и производственных отношений. Он связан с расходом природных, экономических и общественных ресурсов, поэтому является всегда итогом динамичного сбалансирования потребностей и возможностей общества.

Экономический рост — это абсолютное или относительное  увеличение важнейших макроэкономических показателей (валового внутреннего продукта, национального дохода) за определенный период времени. Их объемы и структура обеспечивают воспроизводство основных факторов саморазвития. Таковы наращивание и обновление производственного аппарата, его эффективное использование. На этой основе и происходит повышение решающих социальных индикативов — рост реальных доходов, личного потребления, улучшение качества жизни и др. Такой рост представляет собой положительную динамику экономического развития.

Спад  же характеризуется отрицательной  динамикой показателей развития экономики в целом, а также  отдельных ее секторов. Непрерывность  и динамичность экономического роста представляют собой одну из фундаментальных стратегических целей социально-экономической политики современных государств. Обычно выделяют два основных типа экономического развития. Экстенсивный тип развития представляет собой экономический рост, достигнутый путем наращивания массы используемых факторов производства, т.е. за счет количественного увеличения объема применяемых ресурсов при сохранении неизменной технической базы производства.

Основными факторами экстенсивного типа экономического роста являются увеличение числа занятых работников, рабочего времени, основных и оборотных фондов, инвестиций при стабильном уровне технологии, организации труда и т.

п. Однако и  при экстенсивном типе развития может  частично возрастать эффективность хозяйствования, поскольку имеет место "эффект масштаба".

Эффект  масштаба — экономия, получаемая от снижения постоянных издержек производства в результате увеличения его объема или масштабов самого предприятия. Это обеспечивает возможности углубления специализации производства и управления, применения крупных и более совершенных мощностей, повышающих производительность труда. Интенсивный тип развития имеет место тогда, когда экономический рост базируется на применении в процессе производства более совершенных факторов производства, а также более напряженного использования имеющегося производственного потенциала и других ресурсов. К основным факторам интенсивного типа экономического роста можно отнести раз работку и внедрение новой техники и технологий, повышение квалификации работников, сокращение производственного цикла, ускорение операций и оборота имеющихся фондов, структурные преобразования в экономике, улучшение организации производства, снижение ресурсоемкости продукции и др.

Результатами  интенсивного развития является увеличение выхода конечной продукции с каждой единицы вовлеченных в производство ресурсов, повышение качества и рентабельности продукции. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста, как правило, взаимодействуют и "сосуществуют", что позволяет говорить о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономического роста. Получает все большее распространение еще один тип экономического развития — инновационный.

Он отличается от других целенаправленным производством новой и постоянно обновляемой продукции, в том числе факторов-инноваций в виде но вой техники, материалов. Ему присуще использование ново введений в технологической базе, в организации и мотивации труда. Наконец, инновационный путь характеризуется наличием внутри хозяйственной системы всех основных институциональных условий для воспроизводства инновационности на постоянной основе.

Такие свойства обеспечивают эффективный экономический рост. А это главный источник наращивания могущества государства, получения дополнительных ресурсов для увеличения национального богатства и инвестиций, направляемых на осуществление расширенного воспроизводства. Оптимальные темпы экономического роста задаются балансом потребностей и возможностей общества в долгосрочной перспективе.

В таком экономическом росте должны быть заинтересованы буквально все — и общество в целом, и предприниматели, и работники, и пенсионеры, и дети. Эффективный экономический рост предполагает опору на науку и технологические инновации, рачительное использование природных ресурсов с учетом не только настоящих, но и будущих потребностей, согласование интересов хозяйствующих субъектов всех уровней в масштабе страны, сбалансированность в отраслевом и региональном разрезе, умножение возможностей социального развития.

При эффективном экономическом росте создается благоприятная среда для работников производственной и непроизводственной сферы и их семей. Обеспечивается также повышение зарплаты, улучшение условий труда, быта и отдыха.

Предыдущий  анализ показал что такой экономический рост непосредственно оказывает самое положительное влияние на повышение реальных доходов и более полное удовлетворение потребностей населения.

Чем больше объем, чем выше темп роста производства, тем ниже себестоимость и рыночные цены, тем лучше удовлетворяется спрос, тем выше, в конечном итоге, уровень благосостояния народа и качество жизни.

 

2. Модели производства человеческого капитала

Информация о работе Закономерности формирование человеческого капитала