ВТО и Россия, перспективы сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является общий анализ принципов и механизмов Всемирной торговой организации, изучение процесса вступления России в ВТО и оценка предполагаемых результатов присоединения к ВТО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 6
1.1 История создания ВТО 6
1.2 Организационная структура ВТО 8
1.3 Цели и принципы ВТО 11
1.4 Процедура присоединения к ВТО 16
ГЛАВА 2 РОССИЯ И ВТО, ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА 18
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО 18
2.2 Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО 19
2.3 Текущее состояние дел по вступлению России в ВТО 31
2.4 Предполагаемые результаты вступления России в ВТО 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЯ 46

Работа содержит 1 файл

ВТО.ВТО и Россия, перспективы сотрудничества..doc

— 227.50 Кб (Скачать)

    Некоторые участники «круглого стола» не скрывали, что были бы только рады, если бы переговоры снова затянулись.

     Член  Совета Федерации известный птицевод Сергей Лисовский категорично заявил, что Россия к вступлению в ВТО  не готова ни по каким параметрам. В  особенности со стороны административного  аппарата, неспособного защищать интересы производителя даже сейчас, в условиях неприсоединения к ВТО. Он привел пример с недавними экспортными субсидиями на мясо птицы, введенные Евросоюзом. "Любая страна тут же начала бы антидемпинговое расследование, ввела повышенную пошлину на эту категорию товара. Но только не наша", - отметил Лисовский. По его словам, участники рынка обращались в разные ведомства, чтобы начали антидемпинговое расследование. Но получили отписки, что теперь защита прав производителей делегирована Комиссии Таможенного союза. Но там такая структура еще не создана. "Если мы сейчас не можем найти, кто занимается такими расследованиями, то когда вступим в ВТО - вообще таких не найдем", - заключил Лисовский.

     По  словам Натальи Волчковой, профессора Российской экономической школы, то, что Россия большая страна с огромным народонаселением, сыграет не на минус, а на плюс при вступлении в ВТО. "Именно большая территория и образованная высококвалифицированная рабочая сила - это то, что сейчас ищут серьезные инвесторы", - сказала Волчкова.

     Волчкова  пообещала, что ВТО - это именно тот  инструмент, который быстрее "настроит российское правительство" на совершенствование  налоговой системы, антимонопольной  политики и работы того же госаппарата. Россия еще на один шаг приблизилась к вступлению во Всемирную торговую организацию, официально завершив переговоры с Евросоюзом. [10]

 

2.4 Предполагаемые результаты  вступления России  в ВТО

 

     Вступление  в ВТО должно, прежде всего, соблюдать  национальные интересы в области  международных экономических отношений и в сфере внутренней экономики. Причем все интересы должны быть сбалансированы и понятны международному сообществу.

     Ожидаемые плюсы носят в целом общий  характер и растянуты на длительную перспективу. Минусы – конкретны и имеют непосредственный и краткосрочный эффект.

       К положительным результатам  относятся:

  1. открытие новых рынков для российских экспортеров, которое будет происходить на основе распространения РНБ в торговле  и признания рыночного статуса российской экономики;
  2. удешевление импортных комплектующих изделий для отечественного производства за счет уменьшения импортных тарифов;
  3. введение международных стандартов на товарную продукцию и услуги;
  4. упорядочение и рост «прозрачности» внешнеторгового администрирования;
  5. улучшение инвестиционного рейтинга страны;
  6. ликвидация малоэффективного производства;
  7. повышение конкурентоспособности национальной экономики;
  8. рост многообразия товаров и услуг на внутреннем рынке

     Для  интересов производителей последствия  присоединения страны к ВТО будут в целом положительными, поскольку рост конкуренции на внутреннем рынке будет вести к увеличению ассортимента товаров и ограничивать темпы инфляции. Как член ВТО Россия получит все права применения защитных мер в области внешней торговли товарами и услугами, включая применения антидемпинговых и компенсационных пошлин, тарифных квот.

     К отрицательным результатам вступления в ВТО можно отнести:

  1. возможное падение уровня производства в ряде отраслей -  в сельском хозяйстве и АПК, в автомобильной и химической промышленности, в авиастроении и т.д.;
  2. ухудшение условий развития производства широкого спектра услуг, включая финансовые и страховые;
  3. уменьшение или ликвидация экспортных пошлин может привести к ослаблению государственного контроля за вывозом стратегического и другого важного сырья (при одновременном уменьшении поступлений в бюджет);
  4. ослабление императива экономической интеграции в СНГ.

     В то же время ряд из возможных отрицательных  последствий можно преодолеть путем  умелых переговоров в период вступления в ВТО и отстаивания интересов «чувствительных» отраслей, а также на основе разработки мер поддержки этих отраслей с применением разрешенных в ВТО методов.

     Рассмотрим  более подробно предполагаемые результаты вступления России в ВТО.

     Важнейшим параметром, открывающим нам путь в ВТО, являются снижение таможенного тарифа и облегчение доступа на российский рынок импортных товаров. Предполагаемое снижение тарифного барьера (средневзвешенный тариф в 11% сократится как минимум до 9%) может привести к сокращению поступлений в бюджет от налогообложения импорта. Возможно, что налоговые поступления от импорта могут и повыситься в связи ростом самого импорта. Российская сторона при переговорах будет добиваться того, чтобы сокращения уровня таможенных тарифов не произошло после присоединения страны к ВТО.

     Существует  и проблема экспорта товаров и  услуг, она заключается в том, что, с одной стороны, режим наибольшего  благоприятствования создаст дополнительные возможности для отечественных  экспортеров, с другой стороны, структура экспорта такова, что на основную часть вывозимых товаров (энергоносители) импортная пошлина либо нулевая, либо крайне мала. Это означает, что, вступление России в ВТО не станет заметным фактором, облегчающим наш экспорт при сохранении его прежней сырьевой структуры. Но участие в работе ВТО даст России шанс и возможность для облагораживания структуры товарного экспорта. Кроме этого, в настоящее время общий ущерб от торговых ограничений в отношении российского экспорта оценивается примерно в 2,5 млрд дол. ежегодно. Многие потенциальные экспортеры даже не стремятся выходить на внешние рынки по причинам существования технических барьеров в торговле. Вступление в ВТО позволит России ставить вопрос о более цивилизованном решении проблемы торговых ограничений, выдвигаемых зарубежными странами для товаров российского экспорта.

     Для представителей нефтяной и газовой  индустрии вступление в ВТО не представляет проблемы. Во-первых, нам  нечего бояться иностранной конкуренции  на отечественном рынке энергоносителей. Во-вторых, вступление в ВТО особенно не скажется на развитии экспорта энергоносителей из России, поскольку это вряд ли даст новые возможности для его роста (экспортные нефтяные и газовые трубы загружены максимально), а потенциала для дальнейшего сокращения ввозных пошлин на энергию у зарубежных стран уже нет: они итак минимальные или нулевые. В то же время вступление в ВТО может дать России возможность поставить вопрос о несоответствии требований Европейской энергетической хартии (ограничение уровня поставок из одного источника в 25% от национального рынка) правилам международной конкуренции, установленным в документах и соглашениях ВТО. Реально это может коснуться лишь российского экспорта ядерного топлива, который, например, страны ЕС ограничивают нетарифными мерами.

      Наиболее  опасным не столько для ТЭК, сколько  для всей экономики следует считать  выдвигаемое странами ЕС и другими  государствами требование увеличить  внутренние цены на энергоносители, прежде всего на природный газ и электроэнергию. По мнению представителей стран ВТО, Россия субсидирует внутренние цены на природный газ за счет повышения экспортных цен.

     Представители черной металлургии, продукция которой  в наибольшей мере подвержена торговым ограничениям со стороны стран-импортеров, рассчитывают на то, что вступление в ВТО поможет уменьшить масштаб этих ограничений, но в то же время признают, что в результате вступления в ВТО произойдет вытеснение с внутреннего рынка ряда видов отечественных товаров, особенно конечных продуктов высоких переделов.

     Весьма  осторожно к вступлению в ВТО  относятся представители и другой экспортно-ориентированной отрасли - алюминиевой. Алюминиевая промышленность России находится в сильной зависимости  от конъюнктуры международного рынка, поскольку около 80% объема национального производства вывозится за рубеж. Эксперты отрасли считают, что вступление в ВТО не нанесет заметного ущерба, хотя, как и в случае с черной металлургией, следует ожидать роста активности зарубежных поставщиков на отечественном рынке продукции высоких переделов.

     Кроме того, представители черной и цветной  металлургии России опасаются, что  вступление в ВТО может создать  сложности для роста инвестиций в развитие производства и, скорее всего, не позволит увеличить загрузку имеющихся  производственных мощностей.

     Одной из фундаментальных отраслей российской промышленности, которая испытает воздействие  от вступления в ВТО, является авиационная  промышленность. В этой отрасли итак наблюдается многократный спад производства и низкий уровень загрузки мощностей, а вследствие присоединения  к ВТО развитие отечественного производства авиационной техники столкнется с новыми проблемами, как с точки зрения экспорта, так и в контексте внутреннего рынка. По мнению экспертов, окончательное умирание отрасли гражданского самолетостроения в России остановят только меры государственной поддержки, включая гарантии отечественным лизинговым компаниям (именно в сфере лизинга или аренды мы значительно уступаем зарубежным компаниям) и сохранение оптимальных импортных пошлин на соответствующие зарубежные образцы. Такой подход, который, разумеется, будет мешать вступлению страны в ВТО, необходимо сохранить хотя бы в предстоящие три года, чтобы придать необратимый характер процессу реструктуризации и модернизации авиационной промышленности страны. Несомненно, что подобная позиция России встретит сопротивление со стороны США и ЕС, где на сегодня производится подавляющее количество гражданских самолетов. Для России данный вопрос является принципиальным, так как  страна может лишиться одного из современных секторов гражданской промышленности, развитие которого связано и с перспективами производства военной авиатехники, которая составляет важную часть российского экспорта вооружений и военной техники. Причем в данном секторе сегодня работают более 500 тыс. человек. Кроме того, сами США и страны ЕС в косвенной форме используют механизмы государственной поддержки развития самолетостроения. Поэтому Россия имеет полное право на те или иные меры государственной поддержки.

     Автомобильная промышленность России скорее всего пострадает в результате вступления в ВТО. Для сохранения этой отрасли требуется модернизация производства, что приведет к сокращению издержек и созданию конкурентных образцов автомобилей с учетом современных  требований. Если учесть, что в отрасли занято 600 тыс. человек и еще 3-4 млн работают в смежных отраслях, заметное снижение импортных пошлин на автомобили, в том числе подержанные, может подорвать местное производство со всеми вытекающими социально-экономическими последствиями.

     Неоднозначным будет влияние вступления страны в ВТО на отечественную химическую промышленность. Специфика отрасли  заключается в том, что по многим видам товарной номенклатуры в стране имеются достаточные производственные мощности, и в случае снижения импортных тарифов произойдет рост импортной зависимости и, соответственно, сокращение объемов национального производства  химических товаров, включая пластмассы, автомобильные покрышки, лакокрасочные материалы, моющие и чистящие средства, синтетические нити, полиэтилен, полипропилен и др. С другой стороны снижение импортных пошлин на новейшее оборудование и на ряд химических товаров, для производства которых в стране отсутствуют необходимые мощности. будет способствовать  удовлетворению интересов российских химических компаний.

     Сельское  хозяйство, производство продовольствия традиционно относятся к чувствительному  сектору экономики практически  во всех зарубежных странах. Следует  иметь в виду, что вступление России в ВТО не будет сопровождаться требованиями сокращения размера реальной помощи сельскому хозяйству. В ВТО речь идет о сокращении "связанного" уровня господдержки, который может быть либо в 10 (как того хочет Россия), либо в 2-3 раза (на чем настаивают США и страны Кэрнской группы) больше современного уровня поддержки (около 1,5 млрд дол. в год). Это так называемые субсидии в рамках "желтой корзины", которые непосредственно стимулируют производство.

     В то же время у России останется  широкий инструментарий поддержки  отечественного производителя на основе использования разрешенных правилами ВТО мер "зеленой корзины" - содействие НИОКР, развитие инфраструктуры, создание запасов, борьба со стихийными бедствиями и т.п.

     Отрицательные результаты вступления в ВТО могут  сказаться на объемах сельскохозяйственного производства только в случае уменьшения ставок ввозных пошлин и соответственного увеличения импорта сельскохозяйственных товаров.

     Вступление  в ВТО может оказать стимулирующий  эффект для развития отечественного экспорта продовольствия.

     Наибольший ущерб от вступления в ВТО понесут сектора банковских и страховых услуг. Представляется, что открытие этой отрасли должно быть дозированным. В этом случае вступление России в ВТО не окажет заметно отрицательного результата на эту важную сферу экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе. В то же время России не помешала бы здоровая иностранная конкуренция на отечественных рынках банковских и страховых услуг. Вступление в ВТО будут подталкивать реформирование банковской системы России в направлении большей транспарентности и приближенности по свои стандартам к мировому уровню.

     Примерно  такими же могут быть последствия  вступления в ВТО и для сектора  страховых услуг, который по мировым  масштабам еще более отстает  от международного уровня, чем сектор банковских услуг. В настоящее время в стране действуют законодательные нормы ограничения доли иностранного капитала во всем уставном капитале страховых фирм в размере 15%, хотя реально эта доля не превышает 5%. Зарубежных инвесторов и брокеров останавливают как неразвитая инфраструктура страхового рынка, так и низкий уровень спроса в стране на страховые услуги. Либерализация рынка страховых услуг в России, включая создание благоприятных условий для иностранных страховщиков, привела бы к заметному улучшению инвестиционного климата в стране, росту иностранных и отечественных инвестиций, в том числе и в производственный сектор, что способствовало бы модернизации и росту экономики.

Информация о работе ВТО и Россия, перспективы сотрудничества