ВТО и Россия, перспективы сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является общий анализ принципов и механизмов Всемирной торговой организации, изучение процесса вступления России в ВТО и оценка предполагаемых результатов присоединения к ВТО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 6
1.1 История создания ВТО 6
1.2 Организационная структура ВТО 8
1.3 Цели и принципы ВТО 11
1.4 Процедура присоединения к ВТО 16
ГЛАВА 2 РОССИЯ И ВТО, ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА 18
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО 18
2.2 Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО 19
2.3 Текущее состояние дел по вступлению России в ВТО 31
2.4 Предполагаемые результаты вступления России в ВТО 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЯ 46

Работа содержит 1 файл

ВТО.ВТО и Россия, перспективы сотрудничества..doc

— 227.50 Кб (Скачать)

СоДЕРЖАНИЕ 

 

СПИСОК  СОКРАЩЕНИЙ 

ВТО –  Всемирная торговая организация

ГААТ  – Генеральное соглашение о тарифах и торговле

ТРИПС – Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

РНБ - Режим наибольшего благоприятствования

НР –  Национальный режим

МТП –  Многосторонние торговые переговоры

МТС –  Многосторонние торговые соглашения

РГ –  Рабочая группа

ЕС –  Европейский Союз

ЦЭФИР - Центр экономических и финансовых исследований и разработок

АПК –  Агропромышленный комплекс

СНГ –  Содружество Независимых Государств

США  - Соединенные Штаты Америки

ТЭК –  Топливно-энергетический комплекс

НИОКР – Научно-исследовательские и  опытно-конструкторские работы 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Международные торговые отношения имеют важнейшее значение на современном этапе экономического развития России. Эти отношения регламентируются международными правилами, закрепленными в многосторонних межгосударственных соглашениях и конвенциях. Крупнейший комплекс таких соглашений составляет правовую основу Всемирной торговой организации. Членами ВТО являются уже более 150 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики стремиться стать членом ВТО. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является целью присоединения к ВТО, именно поэтому вопрос о вступлении приобрел в последние годы особую значимость.

      Присоединение России к ВТО – это сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.

     В настоящее время уже можно  говорить о реальных перспективах вступления России во Всемирную торговую организацию - ведь переговоры уже вступили в  завершающую стадию. В связи с  этим остро стоит вопрос о том, каковы будут последствия этого шага на нашу экономику.

     Актуальность  темы обуславливается тем, что присоединение  к ВТО для России - это не технический  вопрос внешнеторгового сотрудничества, а вопрос национального выбора для страны, это логическое продолжение российских реформ.

     Но существуют различные мнения по поводу необходимости этого процесса. Некоторые считают, что такой шаг станет стимулом экономического развития и дальнейшего закрепления реформаторских процессов в стране, другие же считают, что России не стоит связывать себе руки в проведении экономической политики какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода России на стадию устойчивого роста.

      Основной  целью данной курсовой работы является общий анализ принципов и механизмов Всемирной торговой организации, изучение процесса вступления России в ВТО и оценка предполагаемых результатов присоединения к ВТО. 
 
 
 

 

    ГЛАВА 1 ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    1.1 История создания  ВТО

 

     ВТО (World Trade Organization – WTO) – международная  экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

     Всемирная торговая организация  официально была основана в апреле 1994 года на конференции в Марракеше. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле, заключенного сразу после Второй мировой войны. Система ГААТ, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). [6]

     На  первых раундах в основном обсуждались  вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически, будучи международной организацией, формально таковой не являлась. [11]

     Первоначально в ВТО вступило 77 государств, на 23 июля 2008 года её членами являлись 153 страны – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.

     

     В ВТО вступили и некоторые экс-советские  страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще 29 стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей – это Российская Федерация и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан). [6]

 

1.2 Организационная  структура ВТО

 

     Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно.

     В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

     Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

     Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

     Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

     Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения ТРИПС, занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

     Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

     Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.

     Решения принимаются всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. [11]

 

1.3 Цели и принципы  ВТО

 

     Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

     - взаимное предоставление режима  наибольшего благоприятствования  в торговле;

     - взаимное предоставление национального  режима товарам и услугам иностранного  происхождения; 

     - регулирование торговли преимущественно  тарифными методами;

     - отказ от использования количественных  и иных ограничений; 

     - транспарентность торговой политики;

     - разрешение торговых споров путем  консультаций и переговоров и  др.

     Важнейшими  функциями ВТО являются:

     - контроль за выполнением соглашений  и договоренностей пакета документов  Уругвайского раунда;

     - проведение многосторонних торговых  переговоров между заинтересованными странами-членами;

     - разрешение торговых споров;

     - мониторинг национальной торговой  политики стран-членов;

     - техническое содействие развивающимся  государствам в рамках компетенции  ВТО; 

     - сотрудничество с международными  специализированными организациями.

     Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

  • получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
  • устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

     Все страны-члены ВТО принимают обязательства  по выполнению основных соглашений и  юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения". Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Информация о работе ВТО и Россия, перспективы сотрудничества