ВТО и Россия, перспективы сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является общий анализ принципов и механизмов Всемирной торговой организации, изучение процесса вступления России в ВТО и оценка предполагаемых результатов присоединения к ВТО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 6
1.1 История создания ВТО 6
1.2 Организационная структура ВТО 8
1.3 Цели и принципы ВТО 11
1.4 Процедура присоединения к ВТО 16
ГЛАВА 2 РОССИЯ И ВТО, ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА 18
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО 18
2.2 Основные этапы переговоров по присоединению России к ВТО 19
2.3 Текущее состояние дел по вступлению России в ВТО 31
2.4 Предполагаемые результаты вступления России в ВТО 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЯ 46

Работа содержит 1 файл

ВТО.ВТО и Россия, перспективы сотрудничества..doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     Пакет соглашений Уругвайского раунда – по сути это правовой базис современной международной торговли, он объединяет более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС.[11]

     Основные Соглашения об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

     Приложение 1А:

     Таблица 1.1

     Многосторонние  соглашения по торговле товарами

     Наименование соглашения      Краткое описание
Генеральное соглашение о тарифах  и торговле 1994 г. Определяет  основы режима торговли товарами, права  и обязательства членов ВТО в  этой сфере
Генеральное соглашение о тарифах  и торговле 1947. Определяет  основы режима торговли товарами, права  и обязательства членов ВТО в  этой сфере
 
 

     Продолжение таблицы 1.1

     Наименование  соглашения      Краткое описание
Соглашение по сельскому хозяйству. Определяет  особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и  механизмы применения мер государственной  поддержки производства и торговли в этом секторе.
Соглашение по текстилю и одежде. Определяет  особенности регулирования торговли текстилем и одеждой
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм. Определяет  условия применения мер санитарного  и фитосанитарного контроля
Соглашение по техническим барьерам в торговле. Определяет  условия применения стандартов, технических  регламентов, процедур сертификации
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть  квалифицированы как противоречащие Ст.III ГАТТ (Национальный режим) и  Ст.XI (Запрет количественных ограничений)
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров). Определяет  правила оценки таможенной стоимости  товаров
 

     Продолжение таблицы 1.1

     Наименование  соглашения      Краткое описание
Соглашение по предотгрузочной инспекции. Определяет  условия проведения предотгрузочных  инспекций
Соглашение по правилам происхождения. Определяет, что  под правилами происхождения  понимается совокупность законов, нормативных  актов и правил для определения  страны происхождения товаров
Соглашение по процедурам импортного лицензирования. Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. Определяет  условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг). Определяет  условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу
Соглашение по защитным мерам. Определяет  условия и процедуры применения мер для противодействия растущему  импорту
 

     Приложение 1В: Генеральное соглашение по торговле услугами

     Определяет  основы режима торговли услугами, права  и обязательства членов ВТО в  этой сфере

     Приложение 1С: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

     Определяет  права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности

     Приложение 2: Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров

     Устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в  связи с выполнением ими обязательство  по всем соглашениям ВТО

     Приложение 3: Механизм обзоров торговой политики

     Определяет  условия и общие параметры  обзоров торговой политики членов ВТО

     Приложение 4: Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения

  • Соглашение по торговле гражданской авиатехникой (определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе)
  • Соглашение по правительственным закупкам (устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд)

     Вторая  часть пакета документов Уругвайского раунда (помимо Приложений 1-4) состоит из решений и деклараций Министров, принятых по итогам завершившего Уругвайский раунд министерского совещания в Марракеше (Марокко) в 1994г., а также других Договоренностей. В этих документах формулируются дополнительные условия и правила, которые принимают страны-члены ВТО. С учетом перечней национальных обязательств по доступу на рынки товаров и услуг полный пакет документов ВТО в настоящее время составляет около 30 тыс. страниц.

     Существуют  также т.н. секторальные тарифные инициативы (вариант «ноль на ноль», "гармонизация торговли химическими товарами", "текстильная гармонизация"), участники которых берут на добровольный основе обязательства по максимальной либерализации доступа в соответствующие секторы национального рынка. Участниками секторальных инициатив в основном являются развитые государства. [11]

 

1.4 Процедура присоединения к ВТО

 

     Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

     На  первом этапе в рамках специальных  Рабочих групп  происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО.

     Прежде  всего переговоры касаются "коммерчески  значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

     В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай  не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров, решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

     В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров  по либерализации доступа на рынки  и условия присоединения оформляются  следующими официальными документами:

  • Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
  • Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
  • Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ;
  • Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях

     Одним из главных условий присоединения  новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

     На  заключительном этапе присоединения  происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках РГ и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО. [11]

 

ГЛАВА 2 РОССИЯ И ВТО, ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

2.1 Цели и задачи  присоединения России  к ВТО

 

     Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к  ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

     Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

     Как сказал в одном из интервью министр  экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. [11]

 

2.2 Основные этапы  переговоров по  присоединению России  к ВТО

 

     В соответствии с установленной процедурой, переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации  проходят в рамках специальной РГ, состоящей из стран-членов ВТО.

     Круг  ведения российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом:

"Изучить  заявку Правительства Российской  Федерации о присоединении к  Всемирной торговой организации  на основании Статьи XII и представить  Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении". [11]

Информация о работе ВТО и Россия, перспективы сотрудничества