Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа
В настоящее время международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.
1. Введение.
2. Внешняя политика РФ.
2.1. Экспорт и импорт.
2.2. Система государственного регулирования внешнеполитической деятельности.
3. Торговая политика.
3.1. Инструменты
3.2. Принципы.
3.3. Повышение эффективности внешней торговли России.
4. Перспективы и проблемы интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство.
5. Процесс интеграции России в мировую экономику.
6. Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма её реализации.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.
Реализация перечисленных мер может помочь восстановлению доверия западных инвесторов, будет способствовать повышению рейтинга России в мировом экономическом сообществе, снизит риск вложения инвестиций и, следовательно, увеличит приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Свободные экономические зоны России перестанут быть “камнем преткновения” и откроют новые перспективы для подъема российской экономики.
5. Процесс интеграции России в мировую экономику.
Владимир Путин выступил на заседании Координационного Совета отечественных товаропроизводителей с рядом заявлений, которые можно рассматривать как первый эскиз его предвыборной президентской программы. "Первый раздел" касается международной политики. Основные тезисы премьера таковы: "Обстановка на мировой арене развивается сегодня не по тем сценариям, которые разрабатывались некоторыми российскими политиками в начале 1990-х годов, и нам приходится на это реагировать". "Интеграция России в мировую экономику оказалась связанной с большими потерями для российского хозяйства". "Российское государство и товаропроизводители оказались не готовы к конкурентной борьбе на мировом рынке". "Мы не сумели создать действенную систему протекционистских мер для отечественных товаропроизводителей", - признал Путин. К вступлению во Всемирную торговую организацию, по мнению премьера, следует "подходить очень взвешенно". Российским производителям необходимо более активно и наступательно действовать на внешних рынках, необходима "активизация политической поддержки российских экспортеров на самом высоком уровне". По словам премьера, убытки России от дискриминационных мер Запада составляют $2-2,5 млрд. в год, что "сопоставимо с кредитами России от международных финансовых организаций".
Государственное регулирование будет, в первую очередь, направлено на ВПК, который и должен стимулировать подъем других высоких технологий. Еще одним ключевым тезисом экономической программы Путина стал призыв "изживать возникающие тенденции к самоизоляции у российских регионов". По его мнению, "вводя внутренние региональные ограничения, мы разрушаем свое общее экономическое пространство, страну".
6 марта 1998 г. наконец принято Постановление правительства РФ № 283 “Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности”. Проводится работа по переходу на международные стандарты бухучета и аудита. На протяжении последних лет, одним из главных препятствий для иностранных инвесторов в работе с российскими предприятиями была финансовая непрозрачность последних. И вот этот, безусловно, серьезный шаг навстречу интеграции России в мировую экономику позволит снять лишние преграды для прихода иностранных инвесторов в Россию.
Наша страна активно участвует в работе по подготовке многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ), которое разрабатывается ОЭСР. Если Россия присоединится к этому международному договору, то потребуется адаптация российского законодательства по иностранным инвестициям к стандартам МСИ. С целью прямого диалога с иностранными инвесторами, создан Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. Его возглавляет председатель правительства РФ. В состав совета входят 25 крупнейших зарубежных компаний, фирм и банков. Консультативный совет - орган совещательный, на его помощь надеются и ждут активизации работы в части выработки конкретных рекомендаций по устранению внутренних и внешних барьеров на пути иностранных инвестиций в Россию и экспорта российских товаров. Для усиления взаимодействия с иностранными инвесторами, привлечения их к конструктивному диалогу и участию в решении актуальных вопросов реформирования российской экономики сфера деятельности Консультативного Совета будет расширена.
6. Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма её реализации.
За прошедшее преобразований время вся система организации и осуществления внешнеэкономической деятельности (внешнеэкономических связей) России, прежде всего механизма ее регулирования, претерпела коренные изменения. Одновременно с ликвидацией государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и предоставлением всем хозяйствующим субъектам возможности свободно участвовать во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) был демонтирован прежний планово-распределительный механизм управления процессами обращения товаров, услуг и капиталов между национальным и мировым хозяйством, началась активная либерализация норм и правил, регламентирующих эти процессы. В новой системе регулирования ВЭД основное внимание было сосредоточено на отмене административных ограничений экспортно-импортных валютных операций, а центр тяжести в их регулировании был перенесен на использование экономических инструментов.
Кардинальное изменение геополитического и геоэкономического положения России после распада СССР существенно повысило роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась. Здесь важны не только количественные показатели. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.
Следует также иметь в виду, что с развалом СССР Россия, став его преемницей на международной арене, приобрела меньше прав, но больше обязанностей, особенно с учетом внешней задолженности, бремя которой основательно затрудняет ее экономические отношения с кредиторами. Что касается долгов России, то со стороны ряда зарубежных стран их возврат в валютной или товарной формах является проблематичным.
Все эти обстоятельства потребовали выработки новой внешнеэкономической политики России и механизмов ее реализации.
Ранее в условиях государственной монополии на управление ВЭД России, когда в СССР господствовала государственная собственность, а число участников внешнеэкономических связей (ВЭС) не превышало нескольких десятков, все это управление осуществлялось практически из одного центра на базе государственного плана, что и приводило к не заинтересованности непосредственных производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой нет особой нужды, и в результате - к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим негативным последствиям.
При переходе к рынку и многообразию форм собственности, предоставлении всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься ВЭД Россия отказалась от всеобъемлющей государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача государства в современных условиях - выработка внешнеэкономической политики (ВЭП), адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.
Хозяйственное взаимодействие с внешним миром выступило катализатором рыночных преобразований, дав ощутимый импульс развитию тех инструментов и механизмов, которые были слабы или отсутствовали (например, биржевая торговля, фондовый и валютный рынок), адаптации национальной экономики к функционированию в условиях меняющейся конъюнктуры на основе прямых и обратных связей между спросом и предложением. Это взаимодействие способствовало возникновению и развитию конкуренции, приобщению отечественного бизнеса к современным методам управления и маркетинга, международным нормам деловой культуры и этики.
Выбор в России модели открытой экономики и либерализации внешнеэкономических связей явился, безусловно, правильным. Однако в толковании сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с начала осуществления перехода к рыночным отношениям не было достаточной ясности и четкости. Сформировались два подхода, две точки зрения: понимание его как быстрой «шоковой» либерализации ВЭС и, наоборот, как процесса, имеющего этапность и требующего активной и преобразующей роли государства.
В политике российского руководства эти подходы постоянно смешивались и сталкивались. Меры по «шоковому» открытию внутреннего рынка и либерализации ВЭД неупорядоченно чередовались с жесткими административными мерами, тарифные методы регулирования экспорта и импорта - с нетарифными. Нескоординированными были действия при проведении ценовой, валютной и внешнеторговой политики, а также в практических решениях, принимаемых различными ведомствами, центрами и регионами. В результате обострилась иностранная конкуренция на отечественном рынке, по ряду направлений неоправданно подрывая позиции российских производителей. Кроме того, кардинально ослабли их конкурентные возможности на внешних рынках, что значительно уменьшило объем национального экспорта, особенно в области машинотехнической продукции (см. главу 2).
В результате преобразования во внешнеэкономической сфере носили более радикальный характер по сравнению с внутренними преобразованиями, заметно опережая становление отечественного рынка и не учитывая в должной мере кризисное состояние национальной экономики.
Вместе с тем в соответствии с Указом Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (ноябрь 1991 г.) произошел выход на внешние рынки большого числа неквалифицированных внешнеторговых операторов (в настоящее время экспортно-импортные операции ведут, по разным оценкам, около 700 тыс. участников ВЭД), который породил неоправданную конкуренцию между ними.
Все это заставило отказаться от шоковых методов и прорабатывать приближенную к реальным условиям России модель ВЭП, естественно, с учетом накопленного международного опыта. На первый план выдвигается необходимость настройки системы государственного (административного и экономического) регулирования внешнеэкономических связей в направлении повышения их эффективности, защиты национальных экономических интересов, усиления конкурентоспособности российского экспорта.
К первоочередным целям современной ВЭП России относятся:
• обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение здесь имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными компаниями или защищенные протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;
• достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся потенциальных дискриминационных ограничений. Особую роль играет устранение различных торгово-экономических барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР;
• долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, с международными организациями и должниками России;
формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).
7. Заключение.
Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России, преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Азии, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.
Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей.
Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. Этот процесс, как правило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно. Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.