Внешняя политика РФ. Проблемы интеграции российской экономики в мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

Содержание

1. Введение.
2. Внешняя политика РФ.
2.1. Экспорт и импорт.
2.2. Система государственного регулирования внешнеполитической деятельности.
3. Торговая политика.
3.1. Инструменты
3.2. Принципы.
3.3. Повышение эффективности внешней торговли России.
4. Перспективы и проблемы интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство.
5. Процесс интеграции России в мировую экономику.
6. Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма её реализации.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика РФ. Проблемы интеграции российской экономики в мировое хозяйство..doc

— 243.50 Кб (Скачать)

Реализация перечисленных мер может помочь восстановлению доверия западных инвесторов, будет способствовать повышению рейтинга России в мировом экономическом сообществе, снизит риск вложения инвестиций и, следовательно, увеличит приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Свободные экономические зоны России перестанут быть “камнем преткновения” и откроют новые перспективы для подъема российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Процесс интеграции России в мировую экономику.

 

 

Владимир Путин выступил на заседании Координационного Совета отечественных товаропроизводителей с рядом заявлений, которые можно рассматривать как первый эскиз его предвыборной президентской программы. "Первый раздел" касается международной политики. Основные тезисы премьера таковы: "Обстановка на мировой арене развивается сегодня не по тем сценариям, которые разрабатывались некоторыми российскими политиками в начале 1990-х годов, и нам приходится на это реагировать". "Интеграция России в мировую экономику  оказалась связанной с большими потерями для российского хозяйства". "Российское государство и товаропроизводители оказались не готовы к конкурентной борьбе на мировом рынке". "Мы не сумели создать действенную систему протекционистских мер для отечественных товаропроизводителей", - признал Путин. К вступлению во Всемирную торговую организацию, по мнению премьера, следует "подходить очень взвешенно". Российским производителям необходимо более активно и наступательно действовать на внешних рынках, необходима "активизация политической поддержки российских экспортеров на самом высоком уровне". По словам премьера, убытки России от дискриминационных мер Запада составляют $2-2,5 млрд. в год, что "сопоставимо с кредитами России от международных финансовых организаций".

Государственное регулирование будет, в первую очередь, направлено на ВПК, который и должен стимулировать подъем других высоких технологий. Еще одним ключевым тезисом экономической программы Путина стал призыв "изживать возникающие тенденции к самоизоляции у российских регионов". По его мнению, "вводя внутренние региональные ограничения, мы разрушаем свое общее экономическое пространство, страну".

6 марта 1998 г. наконец принято Постановление правительства РФ № 283 “Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности”. Проводится работа по переходу на международные стандарты бухучета и аудита. На протяжении последних лет, одним из главных препятствий для иностранных инвесторов в работе с российскими предприятиями была финансовая непрозрачность последних. И вот этот, безусловно, серьезный шаг навстречу интеграции России в мировую экономику позволит снять лишние преграды для прихода иностранных инвесторов в Россию.

Наша страна активно участвует в работе по подготовке многостороннего соглашения по инвестициям (МСИ), которое разрабатывается ОЭСР. Если Россия присоединится к этому международному договору, то потребуется адаптация российского законодательства по иностранным инвестициям к стандартам МСИ. С целью прямого диалога с иностранными инвесторами, создан Консультативный совет по иностранным инвестициям в России. Его возглавляет председатель правительства РФ. В состав совета входят 25 крупнейших зарубежных компаний, фирм и банков. Консультативный совет - орган совещательный, на его помощь надеются и ждут активизации работы в части выработки конкретных рекомендаций по устранению внутренних и внешних барьеров на пути иностранных инвестиций в Россию и экспорта российских товаров. Для усиления взаимодействия с иностранными инвесторами, привлечения их к конструктивному диалогу и участию в решении актуальных вопросов реформирования российской экономики сфера деятельности Консультативного Совета будет расширена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма её реализации.

 

За прошедшее преобразований время вся си­стема организации и осуществления внешнеэкономической дея­тельности (внешнеэкономических связей) России, прежде всего механизма ее регулирования, претерпела коренные изменения. Одновременно с ликвидацией государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции и предоставлением всем хозяйствующим субъектам возможности свободно участвовать во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) был демонтирован прежний планово-распределительный механизм управления про­цессами обращения товаров, услуг и капиталов между нацио­нальным и мировым хозяйством, началась активная либерализа­ция норм и правил, регламентирующих эти процессы. В новой системе регулирования ВЭД основное внимание было сосре­доточено на отмене административных ограничений экспортно-импортных валютных операций, а центр тяжести в их регули­ровании был перенесен на использование экономических инст­рументов.

Кардинальное изменение геополитического и геоэкономическо­го положения России после распада СССР существенно повыси­ло роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и тор­говые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась. Здесь важны не только количественные показатели. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктует­ся проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

Следует также иметь в виду, что с развалом СССР Россия, став его преемницей на международной арене, приобрела меньше прав, но больше обязанностей, особенно с учетом внешней задолжен­ности, бремя которой основательно затрудняет ее экономичес­кие отношения с кредиторами. Что касается долгов России, то со стороны ряда зарубежных стран их возврат в валютной или то­варной формах является проблематичным.

Все эти обстоятельства потребовали выработки новой внеш­неэкономической политики России и механизмов ее реализации.

Ранее в условиях государственной монополии на управление ВЭД России, когда в СССР господствовала государственная соб­ственность, а число участников внешнеэкономических связей (ВЭС) не превышало нескольких десятков, все это управление осуществлялось практически из одного центра на базе государ­ственного плана, что и приводило к не заинтересованности не­посредственных производителей в экспорте, к закупкам продук­ции, в которой нет особой нужды, и в результате - к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим не­гативным последствиям.

При переходе к рынку и многообразию форм собственности, предоставлении всем предприятиям независимо от форм соб­ственности права заниматься ВЭД Россия отказалась от всеобъ­емлющей государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача государства в современных условиях - выработка внешнеэкономической поли­тики (ВЭП), адекватной рыночным принципам функционирова­ния российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

Хозяйственное взаимодействие с внешним миром выступило катализатором рыночных преобразований, дав ощутимый им­пульс развитию тех инструментов и механизмов, которые были слабы или отсутствовали (например, биржевая торговля, фондо­вый и валютный рынок), адаптации национальной экономики к функционированию в условиях меняющейся конъюнктуры на основе прямых и обратных связей между спросом и предложени­ем. Это взаимодействие способствовало возникновению и разви­тию конкуренции, приобщению отечественного бизнеса к совре­менным методам управления и маркетинга, международным нор­мам деловой культуры и этики.

Выбор в России модели открытой экономики и либерализа­ции внешнеэкономических связей явился, безусловно, правиль­ным. Однако в толковании сути открытости, определении стра­тегии и тактики ее достижения с начала осуществления перехода к рыночным отношениям не было достаточной ясности и четкос­ти. Сформировались два подхода, две точки зрения: понимание его как быстрой «шоковой» либерализации ВЭС и, наоборот, как процесса, имеющего этапность и требующего активной и преоб­разующей роли государства.

В политике российского руководства эти подходы постоянно смешивались и сталкивались. Меры по «шоковому» открытию внутреннего рынка и либерализации ВЭД неупорядоченно чере­довались с жесткими административными мерами, тарифные ме­тоды регулирования экспорта и импорта - с нетарифными. Неско­ординированными были действия при проведении ценовой, валют­ной и внешнеторговой политики, а также в практических решениях, принимаемых различными ведомствами, центрами и регионами. В результате обострилась иностранная конкуренция на отечествен­ном рынке, по ряду направлений неоправданно подрывая пози­ции российских производителей. Кроме того, кардинально ослаб­ли их конкурентные возможности на внешних рынках, что значи­тельно уменьшило объем национального экспорта, особенно в области машинотехнической продукции (см. главу 2).

В результате преобразования во внешнеэкономической сфе­ре носили более радикальный характер по сравнению с внутрен­ними преобразованиями, заметно опережая становление отече­ственного рынка и не учитывая в должной мере кризисное состо­яние национальной экономики.

Вместе с тем в соответствии с Указом Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на террито­рии РСФСР» (ноябрь 1991 г.) произошел выход на внешние рын­ки большого числа неквалифицированных внешнеторговых опе­раторов (в настоящее время экспортно-импортные операции ведут, по разным оценкам, около 700 тыс. участников ВЭД), ко­торый породил неоправданную конкуренцию между ними.

Все это заставило отказаться от шоковых методов и прораба­тывать приближенную к реальным условиям России модель ВЭП, естественно, с учетом накопленного международного опыта. На первый план выдвигается необходимость настройки системы го­сударственного (административного и экономического) регули­рования внешнеэкономических связей в направлении повышения их эффективности, защиты национальных экономических инте­ресов, усиления конкурентоспособности российского экспорта.

К первоочередным целям современной ВЭП России относятся:

•              обеспечение доступа отечественным предприятиям к миро­вым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным ком­муникациям. Особое значение здесь имеет оказание политичес­кой, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными компаниями или защищенные протекцио­нистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;

•   достижение благоприятного торгово-политического режи­ма в отношениях с зарубежными странами и их торгово-эконо­мическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся потенциальных дискриминационных ограничений. Особую роль играет устранение различных торгово-экономических барьеров в отношениях с республиками бывшего СССР;

•   долгосрочное урегулирование валютно-финансовых про­блем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, с между­народными организациями и должниками России;

формирование эффективной системы защиты внешнеэконо­мических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).

 

 

 

 

             


7. Заключение.

 

Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России, преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Азии, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей.

Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам. 

Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. Этот процесс, как правило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно. Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.

Информация о работе Внешняя политика РФ. Проблемы интеграции российской экономики в мировое хозяйство