Внешняя политика РФ. Проблемы интеграции российской экономики в мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

Содержание

1. Введение.
2. Внешняя политика РФ.
2.1. Экспорт и импорт.
2.2. Система государственного регулирования внешнеполитической деятельности.
3. Торговая политика.
3.1. Инструменты
3.2. Принципы.
3.3. Повышение эффективности внешней торговли России.
4. Перспективы и проблемы интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство.
5. Процесс интеграции России в мировую экономику.
6. Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма её реализации.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика РФ. Проблемы интеграции российской экономики в мировое хозяйство..doc

— 243.50 Кб (Скачать)


Ярославский военный финансово-экономический институт

имени генерала армии А.В. Хрулева

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Тема:      Внешняя политика РФ. Проблемы интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: курсант 6 роты 2 взвода.

Фамилия, имя, отчество:

Бурковский Денис Викторович

Научный руководитель:

профессор, кандидат экономических наук

Игнатюшин Юрий Валентинович

.

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2006 год

 

 

План:

1. Введение.

2. Внешняя политика РФ.

    2.1. Экспорт и импорт.

   2.2. Система государственного регулирования внешнеполитической деятельности.

3. Торговая политика.

    3.1. Инструменты

   3.2. Принципы.

    3.3. Повышение эффективности внешней торговли России.

4. Перспективы и проблемы интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство.

5. Процесс интеграции России в мировую экономику.

6. Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма её реализации.

7. Заключение.

8. Список используемой литературы.


1. Введение.

 

     Россия на протяжении длительного времени была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером по отдельным статьям экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв.

        Существенные изменения произошли во второй половине XIX в., когда Россия как капиталистическая страна стала крупным потребителем промышленной продукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. В условиях динамичного движения России по цивилизованному пути западные промышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношения с ней.

         В начале XX в. (1904 - 1906 гг.) экспорт России, составлявший в сумме 994 млн. рублей, занимал третье место в общеевропейском торговом рейтинге после Германии (2340 млн. рублей) и США (2040 млн. рублей); на четвертом месте была Великобритания (950 млн. рублей). Приведенные цифры подтверждают возросший экономический потенциал царской России. Поступавшие из европейских стран промышленные капиталы ускорили развитие российской обрабатывающей промышленности.

В настоящее время международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

К числу важнейших форм мировых экономических отношений относятся:

— международная торговля товарами и услугами;

— движение капиталов и зарубежных инве­стиций;

— миграция рабочей силы;

— межстрановая кооперация производства;

— обмен в области науки и техники;

— валютно-кредитные отношения.

Хотя различные формы международных экономических свя­зей развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет говорить о них как о состав­ных частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др.

Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через  национальные границы ускоряет развитие и со­вершенствование всемирной инфраструктуры. Наряду с крайне важной транспортной системой (морской, речной, воздушный, железнодорожный транспорт) все большее зна­чение для развития мировой экономики приобретает мировая сеть информационных коммуникаций.

 


2. Внешняя политика РФ

Внешняя политика является одним из важных аспектов жизнедеятельности государства, поэтому синонимом процветания экономики является высокий экспортный потенциал страны, производство конкурентоспособной продукции. Но вполне разумное стремление государства увели­чивать экспорт, а не импорт товаров можно рассматривать и как парадокс — нация сознательно стремится отдавать товары, а не получать их. Не приводит ли такое стремление к сокращению внутреннего потребления? Влияют ли и каким образом внешне­экономические связи на макроэкономическое равновесие наци­ональных экономик?

В условиях открытой экономики внешние факторы — экспорт, импорт, иностранные инвестиции влияют на производство, уровень доходов  и занятость внутри страны, и следовательно, с помощью внешних факторов можно влиять на  макроэкономическое равновесие.

 

2.1. Экспорт и импорт.

 

Экспортиру­емые товары потребляют ино­странные граждане, но экспорт дает импульс росту националь­ного производства, дохода и занятости.  Анализи­руя закрытую экономику, мы исходим из того, что весь произве­денный национальный доход (Y) расходуется внутри страны на потребление (С), инвестиции (I) и государственные расходы (G):

 

Y=С+I+G.                        (1)

 

           Экспорт действует как составля­ющая совокупных расходов, наряду с потреблением (С), инве­стициями (I), государственными расходами (G), т.е. он увеличи­вает совокупный спрос. Большему объему совокупных расходов соответствует более высокий уровень равновесного объема про­изводства.

 

 

Структура экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья в 1990-2003г.г.

Товарные
группы

1990

1995

1999

2000

2002

2003

млрд.
дол.

%

млрд.
дол.

%

млрд.
дол.

%

млрд.
дол.

%

млрд.
дол.

%

млрд.
дол.

%

Экспорт всего

71,0

100

63,7

100

62,2

100

89,2

100

91,0

100

113,2

100

Машины, обору-
дование и транс-
портные ср-ва

12,6

17,6

5,3

8,3

6,0

9,6

6,7

7,5

7,2

7,9

8,0

7,1

Минеральные
продукты

32,3

45,5

25,8

40,5

27,1

43,5

48,7

54,5

51,9

56,9

68,0

60,0

Материалы, дра-
гоценные камни
и изделия из них

9,2

12,9

19,5

30,8

18,1

29,2

20,9

23,5

18,2

20,0

21,4

18,9

Продукты хими-
ческой промыш-
ленности

3,3

4,6

6,3

9,9

5,1

8,2

6,0

6,7

5,8

6,4

7,0

6,2

Древисина и це-
люлезно-бумаж-
ные изделия

3,1

4,4

3,9

6,1

3,4

5,5

4,1

4,5

4,4

4,8

4,9

4,3

Текстиль и текс-
тильные и обувь

0,7

1,0

0,8

1,2

0,6

1,0

0,5

0,6

0,5

0,6

0,5

0,5

Коженное сырье,
пушнина и изде-
лия из них

0,1

0,2

0,3

0,5

0,2

0,3

0,2

0,3

0,2

0,2

0,2

0,2

Продовольствен-
ные товары и се-
льскохозяйствен-
ное сырье

1,5

2,1

1,0

1,5

0,5

0,8

0,9

1,0

1,6

1,8

1,8

1,5

Прочие

3,9

11,8

0,8

1,2

1,2

1,9

1,2

1,4

1,2

1,4

1,4

1,3

 

 

 

Следовательно, рост экспорта может увеличивать на­циональный доход. К тому же эффекту приводят и иностранные инвестиции. Импорт в этой модели рассматривается как функ­ция национального дохода. Иначе говоря, на товары, которые импортируются, приходится тратить часть произведенного в стра­не национального дохода, стимулируя тем самым производст­венную активность в другой стране. Таким образом, импорт, уве­личивая количество товаров, приводит к сокращению расходов на производство внутри страны. Введем экспорт (X) и импорт (М) в формулу (1):

 

                                                        Y=C+I+G+X-M                   (2)

            На первый взгляд выводы из этих уравнений для государст­венной политики однозначны. В условиях спада производства необходимо сдерживать импорт и поощрять экспорт. Вывод в целом верный. Однако при этом не стоит забывать, что экспорт одной страны — это импорт другой. Следовательно, ориентация всех стран на экспортную экспансию, т.е. в известной степени на стимулирование собственного производства за счет других стран, вряд ли осуществимо.

 

 

Структура импорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья в 1990-2003г.г.

Товарные
группы

1990

1995

1999

2000

2002

2003

млрд.
дол.

%

млрд.
дол.

%

млрд.
дол.

%

млрд.
дол.

%

млрд.
дол.

%

млрд.
дол.

%

Импорт всего

81,8

100

33,1

100

21,9

100

22,3

100

36,0

100

43,8

100

Машины, обору-
дование и транс-
портные ср-ва

36,3

44,3

12,8

38,6

7,9

36,2

8,1

36,3

13,9

38,7

11,9

40,8

Минеральные
продукты

2,4

2,9

1,0

3,0

0,4

2,0

0,4

1,7

0,4

1,1

0,5

1,2

Материалы, дра-
гоценные камни
и изделия из них

4,4

5,4

1,7

5,1

1,1

5,3

1,1

5,0

1,8

5,0

2,2

5,0

Продукты хими-
ческой промыш-
ленности

8,9

10,9

3,8

11,4

3,8

16,8

4,6

20,7

6,4

17,8

8,1

18,5

Древисина и це-
люлезно-бумаж-
ные изделия

0,9

1,1

1,0

3,0

0,9

3,9

1,0

4,5

1,6

4,3

2,0

4,5

Текстиль и текс-
тильные и обувь

7,6

9,3

1,6

4,8

0,7

3,2

0,1

3,9

1,6

4,4

1,8

4,1

Коженное сырье,
пушнина и изде-
лия из них

0,8

1,0

0,1

0,3

0,1

0,2

0,1

0,3

0,2

0,3

0,2

0,4

Продовольствен-
ные товары и се-
льскохозяйствен-
ное сырье

16,6

23,0

9,6

29,3

6,3

28,8

5,3

23,8

8,6

24,0

9,3

21,3

Прочие

3,9

4,8

1,5

4,5

0,8

3,6

0,8

3,8

1,5

4,2

1,8

4,2

 

 

            Если импорт страны, согласно теории Кейнса, можно рас­сматривать как функцию ее собственного национального дохо­да, то экспорт предстает как функция национального дохода дру­гих стран. Следовательно, сокращение или увеличение экспорта обусловлено не только нашим желанием увеличивать его или уменьшать, но и сокращением или увеличением национального дохода других стран. Кроме того, желание продавать должно быть подкреплено наличием конкурентоспособной продукции, необ­ходимо учитывать покупательную способность партнеров, их же­лание приобретать вашу продукцию.

             С другой стороны, потребность наращивания экспорта насе­лением ощущается косвенно через нужду в импорте. Государст­венный контроль над импортом может лишить внутренний ры­нок многих потребительских товаров, снизить уровень потребле­ния в стране. В условиях экспортной экспансии, когда позиции на внешних рынках только завоевываются и конкурентоспособ­ную продукцию стараются экспортировать, приходится подчас мириться с преобладанием на внутреннем рынке товаров некон­курентоспособных национальных производств.

             И наконец, как уже отмечалось, путь всемерного поощрения экспорта может способствовать подъему экономики и повыше­нию благосостояния населения при условии, что средства, полу­чаемые от экспорта, идут не на поддержание отсталых произ­водств, а на структурную перестройку экономики с учетом дол­госрочных структурных сдвигов в мировом хозяйстве с тем, что­бы страна могла занять более достойное место в системе между­народного разделения труда и использовать его преимущества с большей выгодой для себя.

             При оценке экономического состояния общества возникает необходимость в выявлении соотношения между импортом и экспортом страны. Это соотношение определяется при составлении платежного баланса страны, составной частью которого является торговый баланс. Здесь от­метим, что обобщающим показателем платежного баланса явля­ется его сальдо — разница между импортными и экспортными его статьями. Превышение импорта из других стран над собст­венным экспортом дает отрицательное сальдо платежного ба­ланса и может привести к неприятным экономическим последствиям, например, внешнеторговому дефициту. Для оплаты по­следнего страна вынуждена делать долги. Для погашения долгов чаще всего приходится уменьшать внутренне потребление.

 

Вместе с тем у российских предпринимателей появятся но­вые возможности   влияния на ре­шения правительства РФ, тор­говых партнеров и их админист­ративную практику, нарушаю­щую интересы компании и обя­зательства ВТО. Законодатели смогут действовать только в пре­делах норм ВТО.

Информация о работе Внешняя политика РФ. Проблемы интеграции российской экономики в мировое хозяйство