Внешняя политика РФ. Проблемы интеграции российской экономики в мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

Содержание

1. Введение.
2. Внешняя политика РФ.
2.1. Экспорт и импорт.
2.2. Система государственного регулирования внешнеполитической деятельности.
3. Торговая политика.
3.1. Инструменты
3.2. Принципы.
3.3. Повышение эффективности внешней торговли России.
4. Перспективы и проблемы интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство.
5. Процесс интеграции России в мировую экономику.
6. Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма её реализации.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика РФ. Проблемы интеграции российской экономики в мировое хозяйство..doc

— 243.50 Кб (Скачать)

      Можно привести  следующие примеры ущемления интересов российских экспортеров:

    а) применение антидемпинговых мер на основе дискриминационных положений национального законодательства, позволяющих игнорировать конкурентные преимущества России (против российских товаров действует свыше 20 таких мер: в США они распространяются на поставки урана, ферросилиция, карбамида; в странах ЕС – хлоркалия, чугуна, изобутанола, карбида кремния и др.);

    б) затрудненный доступ на рынки для товаров и услуг высокой технологии, где Россия имеет очевидные конкурентные преимущества (космические запуски коммерческих грузов российскими носителями, ядерные технологии);

    в) ограничения доступа России к передовым технологиям на основе национальных списков товаров «двойного назначения»;

    г) использование стандартов и технических барьеров, процедур испытаний и сертификации, которые усложняют, а в ряде случаев делают невозможным экспорт российской продукции (гражданская авиатехника, пушнина – в странах ЕС).

Со своей стороны, Правительство России со значительным опозданием стало предпринимать целенаправленные действия для создания адекватного мировым нормам механизма защиты интересов российских производителей как внутри страны, так и за рубежом, предотвращения «утечки» из страны средств, а также недопущения недобросовестной конкуренции, хотя попытки предотвратить либерализацию с непредсказуемыми  последствиями предпринимались с самого начала реформ.

Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.  

 

 

 

 

 

 

 

                  3.3. Повышение эффективности внешней торговли России.

 

Несмотря на переживаемые в настоящее время социально-экономические трудности, Российская Федерация имеет все возможности для существенной активизации своего участия в МРТ. Основными предпосылками для этого являются:

-  огромные природные богатства, обеспечивающие сравнительно низкие издержки производства множества видов промышленного сырья и материалов;

-  еще сохраняющийся высокий научно-технический потенциал;

-  значительные трудовые ресурсы всех уровней;

-  относительно низкая стоимость труда всех уровней (практически на порядок ниже, чем в передовых западных странах).

Вместе с тем современная политическая ситуация в стране характеризуется также и наличием целого ряда факторов, негативно влияющих на дальнейшую стабилизацию и развитие ВЭС:

          -политическая нестабильность;

-  практически полный отказ государства от финансирования производственной сферы даже путем обеспечения оборотных средств;

-  общий экономический спад, обусловленный первыми двумя факторами, а также резким сокращением платежеспособного спроса как населения, так и производственной сферы;

-  развал СЭВ и потеря многих сегментов рынков стран, ранее входивших в это содружество;

-  уход с рынков большинства развивающихся государств в связи с сокращением объемов государственного кредитования экспортных поставок машин и оборудования;

-  фактический отказ государства от контроля за за внутренними ценами продукции естественных монополий: энергоносителей, транспортных тарифов и др., что обусловливает их произвольный рост и, как результат, необоснованно высокий уровень;

-  низкая конкурентоспособность большого числа российских товаров и, главным образом, машин и оборудования;

-  рост внешнего долга, составившего на начало 2000г. более 140 млрд. долл., и перевод России в группу наименее надежных заемщиков.

Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие:

– крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;

– наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;

– многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;

– крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.

       Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономике страны сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат, нельзя.

       А именно:

– преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность (в том числе и в технологически продвинутых секторах);

– колоссальный износ основных фондов, ограниченные возможности внутреннего накопления;

– слабая мотивация и низкая интенсивность труда, инерция бюрократизации экономики, а также значительная социально-политическая неустойчивость;

– резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними;

– ощутимая особенно после распада единого народно- хозяйственного комплекса СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая экспортные), высокая доля дальних перевозок на транспорте;

– большая зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов, сложное положение с платежами по достигшей крупных масштабов внешней задолженности;

– разрыв после распада СЭВ и СССР сложившихся линий хозяйственных и торговых связей, отсутствие опыта бизнеса маркетинга в новых условиях, а также адекватной инфраструктуры.

В конкретных условиях начала переходного периода сравнительные преимущества российской экономики либо использовались ограничено и малоэффективно, либо вообще не использовались. Кризис привел к тому, что имевшиеся конкурентные преимущества шаг за шагом утрачивались. Были отмечены критически низкий прирост разведанных геологических запасов, отток за рубеж научно-технических заделов и кадров НИОКР, уход профессионалов из сферы производства в коммерческий бизнес, завышенный уровень оплаты труда в монополизированных отраслях и соответствующее снижение международной  конкурентоспособности. Ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущее к их выбытию или аварийному состоянию. Утеряны позиции на ряде освоенных ранее рынков зарубежья.

Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.  

Очень большая конкуренция у России в области торговли оружием. Российское оружие обладает неплохими боевыми качествами, низкой стоимостью, а большие запасы избыточного вооружения позволяют России осуществлять поставки в рекордно короткие сроки. Но, несмотря на это,  потенциал экспорта российского оружия ограничен. Прежде всего потому, что торговля вооружением и военной техникой (ВВТ) более прочих подвержена влиянию внешнеполитических факторов, которые сводят на нет технические и прочие достоинства российского оружия.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Перспективы и проблемы интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство.

 

Несмотря на завершение перевооружения стран Ближнего и Среднего Востока, это регион до конца века останется крупнейшим покупателем оружия. В 2003 году туда было поставлено вооружений на 15,3 млрд. долл., что составило 40% мирового рынка ВВТ. На долю России пришлось лишь 600-700 млн. долл. Москва не получила обещанных грандиозных многомиллиардных  контрактов, доставшихся победителям Хусейна. Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЕ ушли в Великобританию, США и Францию, которые обеспечивают безопасность местных режимов и предоставляют покупателям привлекательные офсетные программы.

Россия в военных действиях против Ирака не участвовала. И небольшие по региональным меркам контракты на поставку БМП-3 и РСЗО «Смерч» в Кувейт и ОАЕ, полученные Москвой после войны, адекватны российскому вкладу в освобождение Кувейта.

Альтернативой аравийским импортерам могли бы стать Ирак и Ливия, нуждающиеся в модернизации армий и традиционно ориентирующиеся на закупки советского оружия. Но поставки туда оружия запрещены международными санкциями.

Продажи в Иран сдерживаются из-за давления  на Россию со стороны США. Пороговый уровень российских поставок  Тегерану, за которым могут последовать репрессии против Москвы, ограничивается 350-400 млн. долл.

Некоторые возможности есть у России в Сирии, Алжире и Египте, но потенциал импорта этих стран далёк от ёмких рынков аравийских импортёров. При тщательной работе с большим количеством небольших контрактов Россия может экспортировать на Ближний Восток оружия на 600-700 млн. долл. Ежегодно и контролировать 5-6 % этого рынка.

Более благоприятны перспективы наращивания российского экспорта вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно там расположены два крупнейших покупателя российского экспорта – Индия и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в каждую из них 0,6-1 млрд. долл. Однако нынешний уровень-максимум того, что можно получить от Пекина и Дели.

Наибольшие надежды на рост экспорта ещё некоторое время назад связывались с Юго-Восточной Азией и Южной Кореей. По совокупности закупок страны региона могли бы стать третьим полюсом потребления нашего оружия. Но финансовый кризис затормозил заключение крупных авиационных  контрактов с Индонезией и Филиппинами.

В структуре промышленного производства восточных районов наблюдается существенное увеличение доли отраслей ТЭК и цветной металлургии. По этим же отраслям увеличилась доля восточных районов в российском производстве. По данным на конец 90-х годов на долю восточных районов приходилось около 25% производства электроэнергии, более 50% производства продукции топливной промышленности, более 50% производства цветной металлургии, примерно 20% продукции лесной и деревообрабатывающей, пищевой и рыбной промышленности.

Это обусловлено в основном более стабильным по сравнению с другими отраслями экономическим положением отраслей ТЭК и цветной металлургии и опережающим ростом цен на продукцию сырьевых отраслей и энергетики в восточных районах. Доля восточных районов в производстве отдельных видов продуктов еще более существенна. В Сибири добывается около 68% нефти и газового конденсата, более 92% природного газа, более 80% угля.

Уникальность экономического положения России в том, что своим западным, более развитым и густонаселенным, крылом она примыкает к европейскому экономическому пространству, ядром которого является Евросоюз. А восточным - к Северо-Восточной Азии и, в более широком контексте, к Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТК), где интеграционные процессы находятся на начальной стадии развития.

На Дальнем Востоке решающая роль на длительную перспективу принадлежит и, по всей видимости, будет принадлежать факторам внешним. Дальний Восток имеет свободный доступ к морским путям сообщения с зарубежными торговыми партнерами.

Сибирь фактически лишена самостоятельного выхода на внешние рынки. Исключение составляет ближнее зарубежье и, возможно, в перспективе Китай через "алтайский коридор", естественным образом связывающий Сибирь и северо-запад КНР через узкий участок границы между Монголией и Казахстаном. Наряду с различиями между сибирскими и дальневосточными регионами, существуют большие экономические, административные и ресурсные различия между регионами внутри Дальневосточного экономического района. Приморье, Амурская область, Хабаровский край, Сахалин непосредственно используют морские выходы на региональные и  мировые  рынки и в торговом и инвестиционном отношении тяготеют к Японии, Китаю, Южной Корее. Северо-восток Дальневосточного региона, напротив, имеет менее выгодное географическое положение, магаданская и чукотская экономика  нацелена на сотрудничество с США.

Медленно продвигается работа по созданию зоны свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств. Подписанное 15 апреля 1994 года в Москве главами 12 государств Соглашение о создании зоны свободной торговли со временем потребовало внесения изменений и дополнений (соответствующий Протокол подписан в Москве 2 апреля 1999 года), которые, однако, не намного улучшили положение. Главные проблемы видятся в следующем: до конца не урегулированы вопросы таможенных пошлин, налогов и сборов, не сформированы условия для свободного движения товаров и услуг, нет единой точки зрения по созданию органа, который координировал бы действия Договаривающихся Сторон по выполнению положений Соглашения, в нем не прописаны конкретные нормы о порядке разрешения споров, имеются другие противоречия, требующие разрешения. Опыт создания и функционирования специальных экономических зон в России показывает, что в их существующем понимании они не справились ни с задачей возрождения российской экономики, ни с задачей вовлечения России в международное интеграционное сотрудничество. В современных условиях выполнение Россией своей связующей европейский и азиатский региональные рынки функции связано не только и не столько с продолжением или корректировкой прежней стратегии вхождения в АТР (азиатско-тихоокеанский регион) через СЭЗ. Сколько с адаптацией всей экономической стратегии России к вызовам глобализации и европейского, и азиатско-тихоокеанского регионализма.
              Проблемы адаптации России к вызовам глобализации и регионализма, в том числе азиатского регионализма, важно решать с учетом тенденций развития внешней торговли России с мировыми региональными рынками. В частности - с учетом возрастающей роли экономики АТЭС в обеспечении динамики нашего товарооборота.

Информация о работе Внешняя политика РФ. Проблемы интеграции российской экономики в мировое хозяйство