Внешняя политика РФ. Проблемы интеграции российской экономики в мировое хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

Содержание

1. Введение.
2. Внешняя политика РФ.
2.1. Экспорт и импорт.
2.2. Система государственного регулирования внешнеполитической деятельности.
3. Торговая политика.
3.1. Инструменты
3.2. Принципы.
3.3. Повышение эффективности внешней торговли России.
4. Перспективы и проблемы интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство.
5. Процесс интеграции России в мировую экономику.
6. Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма её реализации.
7. Заключение.
8. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика РФ. Проблемы интеграции российской экономики в мировое хозяйство..doc

— 243.50 Кб (Скачать)

 

2.2. Система государственного регулирования внешнеполитической деятельности.

 

       Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.

     Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Известны две модели внешней торговли, из которых каждая в своей стране показала себя успешной. Это модель с совершенной инфраструктурой внешней торговли, действующая в США, и вторая модель внешней торговли, просуществовавшая около 70 лет в СССР на основе принятого 22 апреля 1918 г. закона о государственной монополии внешней торговли.

        С 1992г. стал функционировать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около ¾ российского экспорта: экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции. Лицензированию подлежал ввоз ограниченного круга изделий, к которым относились химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, определяемый Правительством и Президентом (вооружение, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение). Импортные поставки регулировались преимущественно тарифными и налоговыми мерами.

         Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995г.: либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена льгот с некоторыми исключениями к таможенным пошлинам, введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам. Вывозные таможенные пошлины были отменены 1 апреля 1996г. практически по всем товарам, а по нефти и газовому конденсату с 1 июля 1996г.

            Августовский кризис 1998г. внес некоторые коррективы в систему внешнеторгового регулирования. С 15 августа 1998г. по 30 апреля 1999г. взималась дополнительная импортная пошлина в размере 3% на все ввозимые товары, кроме товаров из стран Таможенного союза. В 1999г. увеличена с 50 до 75% доля валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, в начале 1999г. установлены вывозные пошлины на некоторые нефтепродукты, цветные металлы и их отходы, лесоматериалы из ценных пород дерева, необработанные шкуры и кожи, масличные семена и соевые бобы, этиловый спирт и крепкие спиртные напитки, рыбу и морепродукты. Вывозные таможенные пошлины применяются только к товарам, вывозимым за пределы стран СНГ, а также используется механизм корректировки вывозной пошлины в зависимости от изменения мировой конъюнктуры. Кроме того, вывозные пошлины устанавливаются только на срок 6 месяцев, после окончания которого либо утверждается новый экспортный тариф, либо продлевается действие существующих ставок, либо пошлины отменяются. Последствия августовского кризиса несколько замедлили процесс либерализации внешнеторгового регулирования, например, до конца 1999г. (вместо конца 1998г.) был продлен график снижения таможенных пошлин на ряд товаров.  

           На рынок России часто проникают без какого-либо заслона иностранные торговые фирмы (некоторые из них возглавлялись гражданами, выехавшими из России), создаваемые "на один день", чтобы отхватить кусок и безнаказанно уйти вовремя.

В последние годы в стране многие тысячи промышленных, транспортных и сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских организаций и акционерных обществ участвуют во внешнеэкономической деятельности и непосредственно заключают контракты и соглашения с иностранными фирмами и организациями, в ряде случаев с большими потерями для российской стороны.

          В нефтяном секторе страны при попустительстве соответствующих государственных структур были созданы и до недавнего времени существовали более 150 фирм по экспорту нефти, сбивавшие цену на нее на мировом рынке. Притом что компаний, добывающих нефть, было на порядок меньше (ни в одной стране, экспортирующей нефть, такого количества фирм - экспортеров нефти не допускается). Естественно, это привело к большим потерям поступлений в бюджет государства и нанесло урон отрасли.

          Таможенная служба является частью системы федеральных органов исполнительной власти и становится важным фактором обеспечения экономической безопасности РФ. Созданы необходимые правовая база и таможенная инфраструктура, способные обеспечить выполнение задач, поставленных перед таможенными органами Президентом и Правительством России.                                        Роль российской таможенной системы возросла в последние годы в связи с тем, что значимость таможенного контроля и регулирования по мере развития интеграционных процессов усиливается.

          Таможенная граница является первым местом оценки соответствия стоимости и потребительской стоимости, цены и качества товаров. Отсюда актуальность наиболее точной оценки таможенной стоимости и товарной (товароведческой) экспертизы товаров, что важно также и для экспортируемых отечественных товаров, к более высокому мировому рейтингу которых должно стремиться государство.

          Участники внешнеэкономической деятельности нередко используют манипуляции с таможенной стоимостью как один из способов ухода от уплаты таможенных платежей. Это послужило причиной замены адвалорных ставок таможенных платежей на специфические и комбинированные. Такая замена произошла по тем товарным группам, по которым контрактные цены постоянно занижались.

          Внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей задачей государства.

 

 

 

 

 

3. Торговая политика.

 

 

В сфере торгового обмена международные режимы вырабатываются, прежде всего, в рамках  Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) — международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фик­сирующего принципы и правила мировой торг­овли. ГАТТ регулирует в настоящее время около 90% мирового объема торговли. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призва­на противостоять периодически усиливающемуся протекционизму, как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию действий правительств по регули­рованию внешнеэкономической сферы.

С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ создана Всемирная торговая организация (ВТО), для членов которой обязательным является соблюдение всех до­говоренностей, достигнутых в рамках ГАТТ в 1947—1993 гг.

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятель­ности, можно условно разделить на три большие группы:

— таможенные тарифы;

— нетарифные ограничения;

— формы стимулирования экспорта.

         Уже из названия явствует, что все они имеют изначально про­текционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внут­ренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих меж­дународных правил.

 

 

3.1. Инструменты торговой политики.

 

Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регули­рующая экономические отношения страны с другими государст­вами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эф­фективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешне­экономической политики. Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики рыночного хозяйства, а не прин­ципов внешнеэкономической деятельности государств.

         Развитие инструментов регулирования внешнеэкономических связей шло как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов, т.е. выработку договорен­ностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обя­зуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Международные режимы, содержащие обще­принятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на национальное регулирование. Их можно использовать как ориентир при реформировании национальной экономики, ее законов и норм. Это особенно актуально для России, в которой происходит болезненный процесс приспособления к универсальной системе прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.

 

 

 

3.2. Принципы торговой политики.

 

На объемы, структуру и региональное распределение российского
экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по регулированию внешней торговли. В целом его основные
направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ. Примером может служить изданный в 1995 году закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Однако есть и негативные стороны – недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений.

Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

              В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы)  и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:

1)          обеспечения национальной безопасности РФ;

2)          выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния    на внутреннем товарном рынке;

3) защиты внутреннего рынка РФ.

     В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля.  Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление, которых мы видим в растущих импортных пошлинах.

     В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России. Основной его целью является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд. Они формируются путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляются на кредитование экспортоориентированных проектов.

Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Ей предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств.

Среди других важных решений, касающихся стимулирования российских производителей экспортных товаров, необходимо также отметить проект постановления Правительства РФ “ О создании системы кредитования производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов”.

Переход России к рыночной экономике сопровождается, помимо глубоких структурных преобразований, изменением торгово-экономических отношений.

На объемы, структуру, и динамику экспорта в значительной мере влияют продолжающийся спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, динамика валютного курса рубля. При сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем  доли изделий машиностроения (в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю),  в импорте резко возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий. Именно последнее является основным фактором образования существенного активного сальдо во внешней торговле России за последнее время, стагнации инвестиционного процесса в стране. 

Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований, задолженность государства и предприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта.

Применяемые ведущими промышленно развитыми странами меры по защите внутренней экономики и интересов своих бизнесменов (в том числе административные) по жесткости значительно превосходят российские. Законодательство этих стран продолжает характеризовать Россию как государство с нерыночной экономикой, что не соответствует результатам общеэкономических преобразований в стране.

      Это дает возможность западным странам под различными предлогами создавать препятствия на пути российского экспорта, причем даже в отношении сырьевых товаров, это затрагивает интересы производителей на их собственных рынках. Что касается экспорта высокотехнологичной продукции и услуг, то на Россию оказывается давление даже в случае ее попыток выйти на рынки развивающихся стран.

Информация о работе Внешняя политика РФ. Проблемы интеграции российской экономики в мировое хозяйство