Внешний долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Внешний долг — это суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий (накопленный) государственный внешний долг, который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы. К внешнему долгу обычно относят долги, платежи по которым производятся в иностранной валюте либо в товарах и услугах и которые влияют на платежный баланс.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...5
1. Основы возникновения внешнего долга в Российской Федерации…………….6
1.1. История формирования внешнего долга РФ………………………………….6
1.2. Кредиторы России ………………………………………………………………7
1.3. Позитивные и негативные тенденции развития внешней задолженности в РФ………………………………………………………………………………………9
1.4. Способы обслуживания внешнего долга………………………………………12
2. Управление государственным долгом…………………………………………...16
2. 1. Управление внешним долгом………………………………………………….17
2.2. Проблемы государственного внешнего долга……………………………….26
2.3. Экономические последствия……………………………………………………26
2.4. Влияние внешней задолженности на развитие экономической деятельности России…………………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

мир эк. долги2.docx

— 65.81 Кб (Скачать)

    Финансовые  отношения по формированию и обслуживанию государственного долга затрагивают  интересы органов государственной  власти, всего многообразия юридических  и физических лиц, иностранных правительств и международных финансовых организаций. Они оказывают влияние на состояние  государственных финансов, денежного  обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и  многогранная роль государственного долга  в развитии страны.

    Государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические  процессы. Положительное значение государственных  заимствований состоит в том, что они являются в основном неинфляционным источником финансирования дефицита бюджетов органов государственной власти различного уровня. Правительственные  структуры посредством предоставления государственных кредитов перспективным  предприятиям и гарантий по займам и кредитам, привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны.

    При разумной организации функционирования отношений по формированию и обслуживанию государственного долга исполнительная власть может эффективно распределять долговое бремя во времени между  поколениями населения страны. Этот способ распределения налогового бремени  дает положительный результат при  финансировании за счет заимствованных средств строительства объектов долгосрочного характера, служащих десятки лет. В этом случае финансовое бремя ложится не на одно (как это имеет место при бюджетном финансировании за счет налоговых поступлений), а на несколько поколений, поскольку погашение основной суммы долга и уплата процентов по нему растягивается во времени.

    Наконец, взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных  финансовых организаций и на международных  финансовых рынках, внешние государственные  кредиты. При высоком развитии международных  долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности в мире.

    Негативные  аспекты государственного долга  на социально-экономические процессы, прежде всего, проявляются в том, что при чрезмерном развитии рынка  государственного долга правительство  ограничивает инвестиционные возможности  в народном хозяйстве. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство снимает с рынка  часть финансовых ресурсов, которые  могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики.

    Чрезмерное  увлечение государства заемными операциями способствует значительному  отвлечению бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального  развития. Высокий уровень заимствований  ведет к большим бюджетным  расходам по обслуживанию государственного долга.

    Если  государство, увлекающееся заимствованиями, делает крен в сторону внешних  займов, то возможно не только попадание  в чрезмерную зависимость состояния  отечественных финансов от состояния  финансов международных, но и потеря политической независимости.

    Наконец, мобилизуемые с помощью государственных  заимствований средства являются антиципированными, взятыми вперед налогами. Рано или  поздно долги надо погашать и платить  по ним проценты. В части долгосрочной задолженности это перекладывается  на будущие поколения. 
 
 

    1. Способы обслуживания внешнего долга
 

    В современных условиях внешняя задолженность  оказывает существенное влияние  на экономику России, прежде всего  на государственные финансы, платежный  баланс, привлечение иностранных  инвестиций. Вот почему при неэффективном  управлении внешним долгом он может  оказаться сдерживающим фактором преодоления  кризиса и начала экономического роста. К решению данной проблемы необходим комплексный подход, который  потребует как активного использования  мирового опыта, так и поиска нетрадиционных способов.

    Идеальный способ обслуживания и погашения  внешней задолженности – своевременный  возврат полученного кредита  и процентов по нему. Однако намерения  заемщика не совпадают с реальными  возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными, или политическими  трудностями. Возникает необходимость  в отсрочке выплаты процентов  или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным  признаком долгового кризиса  является серьезное нарушение графика  платежей. Государство-заемщик вынуждено  прибегать к различным способам регулирования внешнего долга.

    Механизм  регулирования внешнего долга в  рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация», то есть основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих долг, с  заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия  обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а  лишь переносит ее на более поздние  сроки. Следовательно, бремя погашения  ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более  увеличивается за счет доначисленных  процентов.

    Рефинансирование  – это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска  нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования внешнего долга: замена обязательств с  истекшими сроками погашения, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными  сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций  с истекшими сроками погашения.

    Консолидация  внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы  создают специальные организации  – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять  свои международные финансовые обязательства.

    Наиболее  известные – Лондонский клуб, в  который входят банки-кредиторы, и  Парижский клуб. Объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

    Сокращение  размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга  иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения  внешней задолженности в иностранные  капиталовложения является участие  хозяйственных субъектов страны-кредитора  в приватизации государственной  собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка  обязательства страны-должника и  с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

    Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в  страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного  капитала, новых технологий, но она  облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых  кредитов из-за рубежа и стимулирует  последующий приток частных иностранных  инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

    Секьюритизация  долга – переоформление долга  в новые рыночные долговые инструменты  денежного рынка, включая ссудные  капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных  финансовых рынках, выделяются две  группы: иностранные облигации –  эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и  еврооблигации – средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемых  на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

    Другой  способ – выкуп долга. В случаях  когда государства-должники могут  располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить  заемщику самостоятельно выкупить собственные  долги, что позволяет сократить  общий объем задолженности. Однако мировая практика негативно относится  к досрочному выкупу долгов. Это  связано с тем, что выигрыш  от этого получают, во-первых, наихудшие  заемщики, долги которых торгуются  с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

    Унификация  займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации  ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Она может  производится вместе с консолидацией  и конверсией или без них.

    Отсрочка  погашения займа заключается  в том, что, как и при консолидации, односторонне отодвигаются сроки погашения  займа и, кроме того, прекращается выплата доходов.

    Аннулирование внешнего долга – отказ государства  от всех обязательств. Это нерыночная мера решения долговой проблемы государства. После Октябрьской революции  советское правительство отказалось платить по государственным долговым обязательствам как иностранным, так  и отечественным держателям государственных  ценных бумаг, поскольку это были долги царской России.

    Исходя  из макроэкономического контекста  проведения государственной политики регулирование внешнего долга предполагает использование широкого набора экономических мер. К ним относятся формирование долговой стратегии, обеспечивающей экономическую приемлемость (или устойчивость) и обоснованность уровня темпов роста (снижения) внешней задолженности, активное управление рыночной его частью, возможность рефинансирования и обслуживания при меняющейся экономической конъюнктуре не отступая от целевых установок в отношении стоимости и степени риска, удержание задолженности государственного сектора на экономически приемлемом уровне, жесткий контроль за привлечением новых займов, эффективное управление зарубежными активами Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Управление государственным долгом

    2. 1. Управление внешним долгом 

    Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определение  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг. Управление является одним  из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование долга  может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические  флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней  задолженности может стать серьезным  негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно  высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

    Цели  управления внешним долгом:

    1.     экономические: минимизация стоимости  привлекаемых внешних займов, улучшение  условий рефинансирования и/или  переоформление задолженности, снижение  общих издержек по обслуживанию  внешнего долга, повышение эффективности  использования привлекаемых ресурсов. В эту группу можно отнести  также бюджетные цели, такие, как  сглаживание неравномерности налоговых  поступлений и финансирования  текущих бюджетных расходов;

    2.     политические: поддержание стабильности  функционирования политической  системы;

    3.     социальные: своевременное финансирование  социальных программ, обеспечение  социальной стабильности;

    4.     обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего  долга, несвоевременное осуществление  платежей по нему создают серьезные  трудности функционирования национальной  экономики, подрывают возможность  проведения независимой экономической  политики и, как следствие,  является фактором, который может  самым серьезным образом влиять  на экономическую безопасность  страны. В теории подобное явление  называется "тиски зависимости", на практике это означает фактическое  банкротство страны.

Информация о работе Внешний долг РФ