Общее
число мигрантов из Российской Федерации
начиная с 2000 года имеет тенденцию
к снижению. Самый большой показатель
приходился на 2000 год и составлял
145720 человек. В 2005 году число выбывших
из страны составило 69798 человек. Украина
– лидирующая страна-участница СНГ, куда
уезжает рабочая сила из Росси. На 2005 год
численность эмигрантов на Украину составила
12640 человек. Наряду с этим люди так же
уезжают и в западные страны, такие как
Германия (21458 человек на 2005 год), США (4040
человек на 2005 год), Израиль (1745 человек
на 2005 год).
Глава 3.
Внешнеэкономическая
стратегия России
в условиях глобализации
В
настоящее время отсутствие внешнеэкономической
стратегии значительно осложняет
эффективную интеграцию нашей страны
в систему мирового хозяйства, не позволяет
в полной мере использовать преимущества
внешнеэкономической деятельности для
укрепления конкурентоспособности и обеспечения
устойчиво высоких темпов экономического
роста. Существуют объективные и субъективные
причины отсутствия внешнеэкономической
стратегии. Среди важнейших объективных
причин – низкая конкурентоспособность
отечественной экономики и фактически
монокультурный топливно-сырьевой характер
российского экспорта, сильно сужающие
свободу маневра во внешнеэкономической
сфере. Основные субъективные причины
– отсутствие национальной стратегии
социально-экономического развития и
полновесной промышленной политики, на
чем могла бы строиться внешнеэкономическая
стратегия, а так же неразвитость институтов
и механизмов регулирования, стимулирования
и координации внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая
стратегия России должна учитывать
весь комплекс быстро меняющихся внешних
условий ее реализации, связанных
с интенсификацией процессов
глобализации (изменения в композиции,
пространственной конфигурации, отраслевой
и технологической структуре мирового
хозяйства, структуре и географии международной
торговли и инвестирования, повышение
мобильности капитала и растущая интернационализация
производственно-сбытовых цепочек, появление
новых стран-лидеров, увеличение числа
региональных торговых соглашений и др.)
3.1 угрозы национальной
экономической безопасности
РФ
Среди
наиболее очевидных текущих и
будущих угроз национальной экономической
безопасности РФ, имеющих мирохозяйственное
происхождение, можно назвать следующие:
- угрозы, вызванные
неконтролируемым оттоком стратегических
национальных ресурсов – капитала и интеллекта.
- Угрозы, обусловленные
критической зависимостью от внешнеэкономических
факторов – состояние мировой конъюнктуры,
импорта определенных товаров и услуг,
зарубежного ссудного капитала, политика
зарубежных ТНК и т.д.
- Угрозы для
устойчивого развития страны, имеющие
преимущественно глобализационную природу:
экологические, для здоровья населения,
функционирования информационных систем,
поддержания и роста конкурентоспособности
и др.
- Угрозы криминального
характера, проистекающие из внешнеэкономической
деятельности, - значительные объемы теневого
вывоза капитала из РФ, быстрый рост оборота
контрафактной продукции, контрабанды
и «серого» импорта, крупные масштабы
нелегальной трудовой миграции.
В
настоящее время многие внешнеэкономические
риски, прежде всего имеющие глобализационную
природу, принципиально неустранимы,
а поэтому необходимо создание системы
управления рисками, предполагающей организацию
постоянного мониторинга таких рисков,
их экспертной оценки и прогнозирования
(в том числе по основным товарным рынкам
и географическим направлениям), разработку
мер и механизмов скоординированного
реагирования при возникновении неблагоприятных
тенденций.15
Цель
внешнеэкономической стратегии, по-видимому,
должна заключаться в создании условий
для максимального использования
внешнеэкономических факторов в
интересах успешного социально-экономического
развития нашей страны.
В
несколько иной, более частной
формулировке целью внешнеэкономической
стратегии является эффективное
выстраивание российской экономики
в мировое хозяйство и процессы
глобализации, обеспечивающее максимальное
использование возникающих в
связи с этим преимуществ и минимизацию
неизбежных при этом рисков.
Исходя
из формулировки цели стратегии в
число ее конкретных задач можно
включить:
- Диверсификацию
(стратегическая ориентация на создание
многопрофильного производства) форм
и направлений участия России в мирохозяйственных
связях, прежде всего диверсификацию экспорта
за счет повышения доли обработанных изделий
и услуг, в том числе ранее не экспортировавшихся,
роста показателей внутрифирменной торговли,
расширения гографии зарубежных продаж;
- Повышение
конкурентоспособности российских компаний
путем их включения в международные производственно-сбытовые
цепочки, расширение на это основе возможностей
для получения технологий и дефицитных
бизнес-компетенций;
- Усиление
позиций России в наиболее динамичных
и перспективных сегментах мирового рынка
товаров, услуг и капиталов;
- Эффективное
геоэкономическое и торгово-политическое
позиционирование России на международной
арене, обеспечивающее улучшение условий
доступа на внешние рынки, преодоление
дискриминационных практик и иных форм
ущемления национальных экономических
интересов в сфере внешнеэкономической
деятельности;
- Устранение
препятствий и ограничений для бизнеса
во внешнеэкономической сфере;
- Создание
средствами внешнеэкономической политики
благоприятных условий функционирования
отраслей и секторов национальной экономики,
играющих ключевую роль в обеспечении
конкурентоспособности, обороноспособности
и жизнедеятельности страны;
- Модернизацию
государственных институтов регулирования
внешнеэкономической деятельности, совершенствование
механизмов и инструментов разработки
и реализации внешнеэкономической политики,
в первую очередь стимулирования экспорта
и инвестиций.
3.2
Субстратегии России
Принимая
во внимание наличие совокупности возможности
повышения эффективности интеграции
России в систему мирового хозяйства,
целесообразно в рамках общей
внешнеэкономической стратегии
выделить шесть взаимосвязанных, но
имеющих выраженную специфику и
существенные особенности реализации
субстратегий16:
- Диверсификации
экспорта (товарной, географической, с
точки зрения участвующих фирм и субъектов
РФ, форм и механизмов вовлечения в экспортную
деятельность);
- Эффективной
транснационализации российского бизнеса
(создание стратегических межфирменных
альянсов, скупка совместимых или конкурирующих
предприятий, приобретение непрофильных
активов для диверсификации бизнеса, в
меньшей степени – выстраивание собственных
международных производственно-сбытовых
цепочек);
- Повышение
эффективности участия в международном
обмене интеллектом и результатами интеллектуальной
деятельности (создание условий для снижения
утечки мозгов, использование возможностей
международного рынка труда и образовательных
услуг для повышения качества человеческого
капитала, обеспечение юридической защиты
и доведение до внедренческих кондиций
отечественных изобретений, оптимизация
форм и направлений участия в международном
лицензионном обмене, совершенствование
механизмов защиты прав интеллектуальной
собственности РФ);
- Привлечение
эффективных иностранных инвесторов в
экономику РФ (совершенствование форм
и структуры привлечения иностранного
капитала в экономику РФ, встраивание
в международные производственно-бытовые
цепочки через участие в капитале или
на контрактной основе, развитие сборочных
производств, повышение роли особых экономических
зон как центров притяжения экспортоориетиованных
предприятий с иностранным участием);
- Оптимизация
импорта и повышение его вклада в модернизацию
экономики (стимулирование ввоза технологического
оборудования, развитие импортзамещения
в валютоемких секторах, увеличение импорта
современных деловых, профессиональных
и технических услуг и др.);
- Эффективного
использования иностранной рабочей силы
в интересах сбалансированного рынка
труда и обеспечения потребностей растущей
экономики.
Геостратегический,
природно-ресурсный, производственно-экономический
и интеллектуальный потенциал России
позволяет строить внешнеэкономическую
стратегию страны путем широкой
диверсификации форм и направлений
ее участия в международном разделении
труда. Диверсификация, с одной стороны,
предполагает расширение и улучшение
ассортимента торгуемых товаров и услуг
, фирменного состава участников внешнеэкономической
деятельности, выход на новые рынки с нетрадиционной
продукцией, а с другой – использование
растущего числа эффективных комбинаций
факторов конкурентоспособности для достижения
успеха на мировом рынке. Диверсификация
не означает отказа от специализации в
конкретных секторах товаров и услуг,
где у России имеются сравнительные преимущества,
а предполагает надстраивание над сложившейся
топливно-сырьевой специализацией расширяющегося
сегмента ныне слабо представленных или
же нетрадиционных для российского экспорта
товаров и услуг с общим увеличением в
структуре продаж доли наукоемкой, инновационной
продукции. Политика диверсификации –
это не только и не столько радикальные
изменения в международной специализации
РФ, сколько адаптивная государственная
стратегия, наилучшим образом учитывающая
внутренние и мирохозяйственные реалии.
Заключение
Итак,
российская внешняя политика продолжает
эволюционировать. Некоторые перемены
происходят спонтанно, в ответ на
появление новых реалий внутри и
вне России.
Новая
стратегия развития России в законченном
виде пока не сформировалась. Тем не менее,
есть основания полагать, что открытость
и сбалансированность в российской внешней
политике сохраняется. При этом хотелось
бы, чтоб дипломатия Москвы становилась
все менее про-западной и все четче ориентировалась
на обеспечение великодержавного статуса
России, удовлетворяя экономические интересы
страны.
Рассмотрев
все вышеуказанные факторы развития
РФ, можно сделать вывод, что для
стабильного, тактичного и рационального
развития России нужно очень много
потрудиться. А именно, обеспечить свободный
приток иностранного капитала в Россию,
сбалансировать и усовершенствовать нововведениями
импортную и экспортную политику государства,
развивать частный бизнес не только в
России, но и за рубежом, принося доходы
в казну государства, обеспечить надежную
правовую и государственную поддержку
частному бизнесу и т.д.Все эти меры помогут
создать благоприятный экономический,
инвестиционный и политический климат
в стране. И очень бы хотелось надеяться
на то, что в будущем Россия станет развитой
и одной из лидирующих стран в мире по
многим показателям.
Список литературы:
- Федеральный
закон Российской Федерации от 13 октября
1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности» // Собрание
законодательства РФ. – 1995 г. - № 42
- Федеральный
закон Российской Федерации от 08 декабря
2003 г. № 164 ФЗ «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности»
- Современные
международные отношения: Учебное пособие
/ Под ред. А.В. Торкунова. – М.: Российская
политическая энциклопедия, 2000. – 584 с.
- Основы внешнеэкономических
знаний / Под ред. И. П. Фаминского.- М.: Международные
отношения, 1994. – 304 с.
- Миловидов
В.Д. Инвестор в России: что делать? – М.:
ММВБ, 2000. – 120 с.
- Мировая экономика
/ под ред. В.В. Сущенко. – М.: Международные
отношения, 1978. – 284 с.
- Ю.Н. Грачев
Внешнеэкономическая деятельность. Организация
и техника внешнеторговых операций. Учебно-практическое
пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»,
2001. – 592 с.
- Внешнеэкономическая
стратегия России в условиях глобализации
// тезисы доклада Д.Э.Н Спартака А.Н. //Мировая
экономика и международные отношения
- 2008, №5. С. 3-18
- Геворкян
А. Вопросы регулирования временной трудовой
миграции // Вопросы экономики - 2008, №4.
С. 71-90
- www.glossary.ru
– сайт службы тематических толковых
слоарей
- www.vneshmarket.ru
– внешмаркет: портал информационной
поддержки
- www.gazeta.ru
– официальный сайт газеты «Газета»
- www.gks.ru
– сайт Федеральной службы государственной
статистики
- www.fms.ru
– сайт Федеральной миграционной службы
РФ