Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 02:39, курсовая работа

Описание работы

Главная цель курсовой работы – проанализировать собранную информацию о внешних связях, деятельности России на мировой арене, о внешнеэкономической политике России на современном этапе и после детального изучения преимуществ и недостатков Российской экономики дать примерный прогноз развития экономических связей и отношений России в Мировом сообществе в будущих периодах.
Объектом исследования курсовой работы выступает внешнеэкономическая деятельность России, определяемая современной государственной политикой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие внешнеэкономической политики……………….…………..6
1.1 Основные принципы внешнеэкономической
политики России………………………………………………….10
1.2 Законодательство, регламентирующее ВЭД России………..…13
1.3 Методы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности…………………………...14
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность России
на современном этапе………………………………………….….…..21
2.1 Анализ экспорта и импорта РФ………………………..………...21
2.2 Динамика вывоза капитала из России……………………..…….29
2.3 Анализ прямых иностранных инвестиций в российскую
экономику……………………………………………………..…..33
2.4 Россия на международном рынке труда………………………..40
Глава 3. Внешнеэкономическая стратегия России
в условиях глобализации………………………………………….…..46
3.1 Угрозы национальной экономической безопасности РФ….…..47
3.2 Субстратегии России……………………………………………..49
Заключение……………………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………………53

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМ.теория.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

      Общее число мигрантов из Российской Федерации  начиная с 2000 года имеет тенденцию  к снижению. Самый большой показатель приходился на 2000 год и составлял 145720 человек. В 2005 году число выбывших из страны составило 69798 человек. Украина – лидирующая страна-участница СНГ, куда уезжает рабочая сила из Росси. На 2005 год численность эмигрантов на Украину составила 12640 человек. Наряду с этим люди так же уезжают и в западные страны, такие как Германия (21458 человек на 2005 год), США (4040 человек на 2005 год), Израиль (1745 человек на 2005 год).

 

Глава 3. Внешнеэкономическая  стратегия России в условиях глобализации

      В настоящее время отсутствие внешнеэкономической  стратегии значительно осложняет  эффективную интеграцию нашей страны в систему мирового хозяйства, не позволяет в полной мере использовать преимущества внешнеэкономической деятельности для укрепления конкурентоспособности и обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста. Существуют объективные и субъективные причины отсутствия внешнеэкономической стратегии. Среди важнейших объективных причин – низкая конкурентоспособность отечественной экономики и фактически монокультурный топливно-сырьевой характер российского экспорта, сильно сужающие свободу маневра во внешнеэкономической сфере. Основные субъективные причины – отсутствие национальной стратегии социально-экономического развития и полновесной промышленной политики, на чем могла бы строиться внешнеэкономическая стратегия, а так же неразвитость институтов и механизмов регулирования, стимулирования и координации внешнеэкономической деятельности.

      Внешнеэкономическая стратегия России должна учитывать  весь комплекс быстро меняющихся внешних  условий ее реализации, связанных  с интенсификацией процессов  глобализации (изменения в композиции, пространственной конфигурации, отраслевой и технологической структуре мирового хозяйства, структуре и географии международной торговли и инвестирования, повышение мобильности капитала и растущая интернационализация производственно-сбытовых цепочек, появление новых стран-лидеров, увеличение числа региональных торговых соглашений и др.) 

 

       3.1 угрозы национальной  экономической безопасности  РФ

      Среди наиболее очевидных текущих и  будущих угроз национальной экономической  безопасности РФ, имеющих мирохозяйственное происхождение, можно назвать следующие:

    • угрозы, вызванные неконтролируемым оттоком стратегических национальных ресурсов – капитала и интеллекта.
    • Угрозы, обусловленные критической зависимостью от внешнеэкономических факторов – состояние мировой конъюнктуры, импорта определенных товаров и услуг, зарубежного ссудного капитала, политика зарубежных ТНК и т.д.
    • Угрозы для устойчивого развития страны, имеющие преимущественно глобализационную природу: экологические, для здоровья населения, функционирования информационных систем, поддержания и роста конкурентоспособности и др.
    • Угрозы криминального характера, проистекающие из внешнеэкономической деятельности, - значительные объемы теневого вывоза капитала из РФ, быстрый рост оборота контрафактной продукции, контрабанды и «серого» импорта, крупные масштабы нелегальной трудовой миграции.

    В настоящее время многие внешнеэкономические  риски, прежде всего имеющие глобализационную природу, принципиально неустранимы, а поэтому необходимо создание системы управления рисками, предполагающей организацию постоянного мониторинга таких рисков, их экспертной оценки и прогнозирования (в том числе по основным товарным рынкам и географическим направлениям), разработку мер и механизмов скоординированного реагирования при возникновении неблагоприятных тенденций.15

    Цель  внешнеэкономической стратегии, по-видимому, должна заключаться в создании условий  для максимального использования  внешнеэкономических факторов в  интересах успешного социально-экономического развития нашей страны.

    В несколько иной, более частной  формулировке целью внешнеэкономической  стратегии является эффективное  выстраивание российской экономики  в мировое хозяйство и процессы глобализации, обеспечивающее максимальное использование возникающих в  связи с этим преимуществ и минимизацию неизбежных при этом рисков.

    Исходя  из формулировки цели стратегии в  число ее конкретных задач можно  включить:

  • Диверсификацию (стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства) форм и направлений участия России в мирохозяйственных связях, прежде всего диверсификацию экспорта за счет повышения доли обработанных изделий и услуг, в том числе ранее не экспортировавшихся, роста показателей внутрифирменной торговли, расширения гографии зарубежных продаж;
  • Повышение конкурентоспособности российских компаний путем их включения в международные производственно-сбытовые цепочки, расширение на это основе возможностей для получения технологий и дефицитных бизнес-компетенций;
  • Усиление позиций России в наиболее динамичных и перспективных сегментах мирового рынка товаров, услуг и капиталов;
  • Эффективное геоэкономическое и торгово-политическое позиционирование России на международной арене, обеспечивающее улучшение условий доступа на внешние рынки, преодоление дискриминационных практик и иных форм ущемления национальных экономических интересов в сфере внешнеэкономической деятельности;
  • Устранение препятствий и ограничений для бизнеса во внешнеэкономической сфере;
  • Создание средствами внешнеэкономической политики благоприятных условий функционирования отраслей и секторов национальной экономики, играющих ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности, обороноспособности и жизнедеятельности страны;
  • Модернизацию государственных институтов регулирования внешнеэкономической деятельности, совершенствование механизмов и инструментов разработки и реализации внешнеэкономической политики, в первую очередь стимулирования экспорта и инвестиций.

    3.2 Субстратегии России

    Принимая  во внимание наличие совокупности возможности  повышения эффективности интеграции России в систему мирового хозяйства, целесообразно в рамках общей  внешнеэкономической стратегии  выделить шесть взаимосвязанных, но имеющих выраженную специфику и  существенные особенности реализации субстратегий16:

  • Диверсификации экспорта (товарной, географической, с точки зрения участвующих фирм и субъектов РФ, форм и механизмов вовлечения в экспортную деятельность);
  • Эффективной транснационализации российского бизнеса (создание стратегических межфирменных альянсов, скупка совместимых или конкурирующих предприятий, приобретение непрофильных активов для диверсификации бизнеса, в меньшей степени – выстраивание собственных международных производственно-сбытовых цепочек);
  • Повышение эффективности участия в международном обмене интеллектом и результатами интеллектуальной деятельности (создание условий для снижения утечки мозгов, использование возможностей международного рынка труда и образовательных услуг для повышения качества человеческого капитала, обеспечение юридической защиты и доведение до внедренческих кондиций отечественных изобретений, оптимизация форм и направлений участия в международном лицензионном обмене, совершенствование механизмов защиты прав интеллектуальной собственности РФ);
  • Привлечение эффективных иностранных инвесторов в экономику РФ (совершенствование форм и структуры привлечения иностранного капитала в экономику РФ, встраивание в международные производственно-бытовые цепочки через участие в капитале или на контрактной основе, развитие сборочных производств, повышение роли особых экономических зон как центров притяжения экспортоориетиованных предприятий с иностранным участием);
  • Оптимизация импорта и повышение его вклада в модернизацию экономики (стимулирование ввоза технологического оборудования, развитие импортзамещения в валютоемких секторах, увеличение импорта современных деловых, профессиональных и технических услуг и др.);
  • Эффективного использования иностранной рабочей силы в интересах сбалансированного рынка труда и обеспечения потребностей растущей экономики.

    Геостратегический, природно-ресурсный, производственно-экономический  и интеллектуальный потенциал России позволяет строить внешнеэкономическую  стратегию страны путем широкой  диверсификации форм и направлений ее участия в международном разделении труда. Диверсификация, с одной стороны, предполагает расширение и улучшение ассортимента торгуемых товаров и услуг , фирменного состава участников внешнеэкономической деятельности, выход на новые рынки с нетрадиционной продукцией, а с другой – использование растущего числа эффективных комбинаций факторов конкурентоспособности для достижения успеха на мировом рынке. Диверсификация не означает отказа от специализации в конкретных секторах товаров и услуг, где у России имеются сравнительные преимущества, а предполагает надстраивание над сложившейся топливно-сырьевой специализацией расширяющегося сегмента ныне слабо представленных или же нетрадиционных для российского экспорта товаров и услуг с общим увеличением в структуре продаж доли наукоемкой, инновационной продукции. Политика диверсификации – это не только и не столько радикальные изменения в международной специализации РФ, сколько адаптивная государственная стратегия, наилучшим образом учитывающая внутренние и мирохозяйственные реалии.

 

  Заключение

    Итак, российская внешняя политика продолжает эволюционировать. Некоторые перемены происходят спонтанно, в ответ на появление новых реалий внутри и  вне России.

    Новая стратегия развития России в законченном  виде пока не сформировалась. Тем не менее, есть основания полагать, что открытость и сбалансированность в российской внешней политике сохраняется. При этом хотелось бы, чтоб дипломатия Москвы становилась все менее про-западной и все четче ориентировалась на обеспечение великодержавного статуса России, удовлетворяя экономические интересы страны.

    Рассмотрев  все вышеуказанные факторы развития РФ, можно сделать вывод, что для  стабильного, тактичного и рационального  развития России нужно очень много  потрудиться. А именно, обеспечить свободный приток иностранного капитала в Россию, сбалансировать и усовершенствовать нововведениями импортную и экспортную политику государства, развивать частный бизнес не только в России, но и за рубежом, принося доходы в казну государства, обеспечить надежную правовую и государственную поддержку частному бизнесу и т.д.Все эти меры помогут создать благоприятный экономический, инвестиционный и политический климат в стране. И очень бы хотелось надеяться на то, что в будущем Россия станет развитой и одной из лидирующих стран в мире по многим показателям.

 

     Список литературы:

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 13 октября 1995 г.  № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 1995 г. - № 42
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 2003 г. № 164 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
    3. Современные международные отношения: Учебное пособие / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. – 584 с.
    4. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского.- М.: Международные отношения, 1994. – 304 с.
    5. Миловидов В.Д. Инвестор в России: что делать? – М.: ММВБ, 2000. – 120 с.
    6. Мировая экономика / под ред. В.В. Сущенко. – М.: Международные отношения, 1978. – 284 с.
    7. Ю.Н. Грачев Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. Учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. – 592 с.
    8. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // тезисы доклада Д.Э.Н Спартака А.Н. //Мировая экономика и международные отношения - 2008, №5. С. 3-18
  1. Геворкян А. Вопросы регулирования временной трудовой миграции // Вопросы экономики - 2008, №4. С. 71-90
    1.    www.glossary.ru – сайт службы тематических толковых слоарей
    2.    www.vneshmarket.ru – внешмаркет: портал информационной поддержки
    3.    www.gazeta.ru – официальный сайт газеты «Газета»
    4.    www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
    5.    www.fms.ru – сайт Федеральной миграционной службы РФ

Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации