Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 02:39, курсовая работа

Описание работы

Главная цель курсовой работы – проанализировать собранную информацию о внешних связях, деятельности России на мировой арене, о внешнеэкономической политике России на современном этапе и после детального изучения преимуществ и недостатков Российской экономики дать примерный прогноз развития экономических связей и отношений России в Мировом сообществе в будущих периодах.
Объектом исследования курсовой работы выступает внешнеэкономическая деятельность России, определяемая современной государственной политикой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие внешнеэкономической политики……………….…………..6
1.1 Основные принципы внешнеэкономической
политики России………………………………………………….10
1.2 Законодательство, регламентирующее ВЭД России………..…13
1.3 Методы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности…………………………...14
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность России
на современном этапе………………………………………….….…..21
2.1 Анализ экспорта и импорта РФ………………………..………...21
2.2 Динамика вывоза капитала из России……………………..…….29
2.3 Анализ прямых иностранных инвестиций в российскую
экономику……………………………………………………..…..33
2.4 Россия на международном рынке труда………………………..40
Глава 3. Внешнеэкономическая стратегия России
в условиях глобализации………………………………………….…..46
3.1 Угрозы национальной экономической безопасности РФ….…..47
3.2 Субстратегии России……………………………………………..49
Заключение……………………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………………53

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМ.теория.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

    1.1 Основные принципы внешнеэкономической политики России:

    Для формирования лаконичной, строгой, четкой и эффективной внешнеэкономической  политики необходимо определить ее основные принципы. Так, центральное место  во внешнеэкономической политике уделяется экономико-правовому регулированию поведения участников внешнеэкономической деятельности, с тем, чтобы оно отвечало общенациональным интересам.

    Раньше, в условиях государственной монополии во внешнеэкономической деятельности, когда в СССР преобладала государственная собственность, а число участников внешнеэкономических связей не превышало несколько десятков, практически вся эта деятельность управлялась из одного центра на базе государственного плана, это и приводило к незаинтересованности производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой никто особо не нуждался, и в результате к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим негативным последствиям.

    В условиях изменившейся политической обстановке, перехода к рынку и предоставления всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься внешнеэкономической деятельностью Россия выбрала путь отказа от государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача государства в современных условиях — выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

    Выбор в России модели “открытой” экономики и либерализации внешнеэкономических связей явился, безусловно, правильным. Однако в формулировке самой сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с самого начала осуществления реформ не было достаточной ясности и четкости. Сформировалось два подхода, две точки зрения: понимание ее как быстрой “шоковой” либерализации внешнеэкономической деятельности и, наоборот, как процесса, который нужно медленно и поэтапно осваивать и который требует активной, преобразующей роли государства.

    В российской политике того времени эти два подхода постоянно смешивались и сталкивались. Меры по “шоковому” открытию внутреннего рынка и либерализации внешнеэкономической деятельности беспорядочно чередовались с жесткими административными мерами, тарифные методы регулирования экспорта и импорта — с нетарифными. Абсолютно не скоординированными были действия в области ценовой, валютной и внешнеторговой политики, а также практические решения, принимаемые различными ведомствами, центрами и регионами. В результате таких манипуляций обострилась иностранная конкуренция на отечественном рынке, которая подрывала позиции российских производителей. Кроме того, очень слабыми оказались их конкурентные силы и возможности на внешних рынках, это приводило к значительному сокращению объемов национального экспорта.

    Все эти последствия заставили отказаться от шоковых методов и разрабатывать приближенную к реальным условиям России модель внешнеэкономической политики. Основной формой регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке становится таможенный тариф на базе одобренного в 1993 г. современного таможенного законодательства России. Это позволяет нашей стране интегрироваться в международную торгово-экономическую систему по общепринятым правилам, открывает ей путь в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирную торговую организацию (ВТО). Тем самым существенно расширяются каналы для перенесения через внешнеэкономические связи рыночных методов и механизмов внутрь российской экономики.

    Из  этого следует, что в сложных отечественных условиях раскрытие национальной экономики за пределами государства на мировой арене должно быть постепенным, селективным и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику, сочетая в себе меры либерализации и протекционизма.

    Поэтому в основе внешнеэкономической политики России лежит по крайней мере четыре принципа:

  1. преобразующая деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под которую подстраивается внешнеэкономическая политика страны, включая ее таможенный инструменты и режим для иностранных инвестиций;
  2. изменение внешнеэкономической деятельности российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к внешнеэкономической деятельности как постоянной и органической части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков;
  3. четкое разделение функций осуществления ВЭП между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и ее субъектами;
  4. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью внешней политики Российской Федерации. Создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке – это одна из центральных задач российской внешней политики.

1.2 Законодательство, регламентирующее ВЭД России

   Все нормативные акты РФ, регулирующие деятельность граждан и юридических лиц во внешнеэкономической сфере, можно условно подразделить на общие и специальные. Общие являются нормативные акты, регулирующие отношения субъектов в целом, содержат общие принципы регулирования, которые в частности относятся и к внешнеэкономическим отношениям. Среди них: Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993г. Она определяет права граждан на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе во внешнеэкономической сфере, устанавливает гарантии их соблюдения. Гражданский кодекс РФ устанавливает понятия, виды условия совершения сделок, права и обязанности сторон. Отдельная глава кодекса посвящена правоспособности иностранных физических и юридических лиц, а также условия заключения внешнеэкономических сделок. Некоторые нормативные акты финансового права также содержат нормы, регулирующие внешнеэкономические отношения, например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» регламентирует вопросы исчисления и уплаты НДС по экспортно-импортным операциям.

   Вопросы внешнеэкономической деятельности освещаются так же и в нормативных  актах иных отраслей права. В частности, Уголовный Кодекс РФ определяет действия лиц во внешнеэкономической деятельности как преступления (контрабанда, невозвращение  вывезенных художественных и культурных ценностей, уклонение от уплаты таможенных платежей) и устанавливает ответственность за их совершение.

   Из  числа действующих ныне законов  в сфере ВЭД в России следует  указать: Указ Президента «О либерализации  внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991г., Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г., Закон «О таможенном тарифе» от 24 мая 1993г., «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 10 июня 1993г., Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995г., Закон «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999г.

   1.3 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

   Государство использует различные методы регулирования  внешнеторговой деятельности. Все методы можно классифицировать следующим образом:

   Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).

   Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных  товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определения стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков – агентов валютного контроля, паспорт сделки).

   Торгово-политические: создание благоприятных условий  для доступа на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование внешнеэкономической деятельности (федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ), содействие развитию внешнеэкономической деятельности (организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.

   Мы  рассмотрим подробно два метода государственного регулирования: таможенно-тарифное регулирование  и нетарифное регулирование

 

    Таможенно-тарифное регулирование

   Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.5 Этот метод регулирования основан на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка

   Импортный таможенный тариф (систематизированный  перечень товаров, облагаемых при ввозе  таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

   Существует  и экспортный таможенный тариф, он представляет собой инструмент регулирования  экспорта. Его применяют отдельные страны, которые обладают исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках.

   Использование таможенного тарифа в целях регулирования  внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза. Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.

   Определение таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию России. При перемещении товара через границу России, таможенная стоимость заявляется декларантом таможенному органу РФ;  порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма декларации устанавливается Государственным Таможенным Комитетом (ГТК); таможенная стоимость товара определяется декларантом методом определения таможенной стоимости; контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара.

   Россия, как и многие другие страны, предоставляют определенным группам государств, в том числе и на взаимной основе, тарифные льготы (преференции) или освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в нашу страну, что требует четкого определения страны происхождения товара. По российскому законодательству страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Такой страной может считаться группа стран, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.

 

    Нетарифное регулирование

   Нетарифное  регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.6 В общем, это комплекс административных и экономических мер (помимо таможенного тарифа) ограничительно запретительного и контрольного характера, который препятствует  ввозу иностранных товаров на внутренний рынок страны с целью протекционистской политики, либо охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности, а также вывозу товаров, исходя из интересов национальной безопасности и международных обязательств РФ.

   К действующим в настоящее время  нетарифным методам относят такие  экономические методы, как:

    1. Налоговые методы - все виды платежей при таможенном оформлении сделки помимо таможенных пошлин:

      - НДС

      - Акцизы

      - Таможенные сборы

      - Валютный курс и т.д.

  Помимо  экономических государство применяет  также административные методы нетарифного  регулирования:

    1. Количественные ограничения экспорта и импорта

        - Квотирование

  Экспортная  квота - экономический показатель, характеризующий  значимость экспорта для национального хозяйства, для отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции. Экспортная квота рассчитывается как отношение объема экспорта в натуральном или стоимостном выражении за определенный период к объему внутреннего производства соответствующей продукции за этот период (в процентах).7

Информация о работе Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации