Внешнеэкономическая политика и проблемы экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проанализировать проблемы экономического роста в Республике Беларусь, выявлении его основных факторов, методов государственного регулирования экономического роста, формировании предложений по совершенствованию политики государства в стимулировании экономического развития страны.

Содержание

ведение………………………………………………………………... 3
1. Понятие, факторы и источники экономического роста………………. 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы……….. 5
1.2. Факторы и источники экономического роста………………………… 6
2. Принципиальная позиция Республики Беларусь во внешне инвестиционной и внешнеэкономической политике государства в регулировании экономического роста………………………………… 8
2.1. Сущность и цели государственного регулирования экономического роста, эго методы и формы…………………………………………….. 8
2.2. Перспективные направления внешнеэкономической политики Республики Беларусь…………………………………………………...
10
2.3. Система индикаторов оценки экономического роста и основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь…………………………………………………………………

20
3. Активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества………………………………………………………….
25
Заключение……………………………………………………………... 32
Список литературы…………………………………………………….. 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     · четкая регионально-страновая ориентация экспорта и экономическая выгода от внешней торговли;

     · диверсификация структуры экспорта на рынках ЕС;

     · перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО, с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;

     · совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и  внутренних инвестиций для повышения  конкурентоспособности экспортного потенциала.

     Для расширения взаимоотношений с Евросоюзом необходимо проводить работу по эффективному включению белорусской экономики  в европейские международные  экономические, финансовые, научные, экологические  структуры, содействовать углублению такого сотрудничества, развивать межрегиональные хозяйственные связи. Необходимо принимать активное участие в многостороннем политическом и экономическом диалоге в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейской патентной организация, Европейской конференции министров транспорта и других международных и региональных организаций.  
Следует активизировать внешнеэкономическое сотрудничество с соседними государствами, вступившими в Европейский Союз, что обусловлено географической близостью и делает привлекательным развитие трансграничного сотрудничества.

     Перспективным является расширение внешнеэкономических  связей со странами Юго-Восточной Азии, особенно с быстро развивающимися Китаем и Индией.

     В целях реализации задач внешнеэкономической политики Республики Беларусь в процессе глобального перехода к устойчивому развитию предусматривается улучшить взаимодействие со всеми уровнями и структурными звеньями системы регулирования международного социально-эколого-экономического сотрудничества: участие в программах ООН по развитию человеческого потенциала (Программа развития ПРООН), Программа по окружающей среде (ЮНЕП)) и сотрудничество с Глобальным экологическим фондом (ГЭФ).

     Эффективная интеграция Республики Беларусь в мировую экономику невозможна без участия в многосторонней торговой системе Всемирной торговой организации (ВТО). Продолжение процесса вступления Республики Беларусь в ВТО предопределяет необходимость совершенствования нормативно-правовой базы внешней торговли в направлении либерализации в соответствии с нормами и правилами этой организации (сокращение объемов квотирования и лицензирования экспорта, отмена экспортных пошлин и замена их внутренними налогами, ослабление внешнеторгового режима, сокращение субсидирования импорта, совершенствование применения мер нетарифного регулирования).

     Для расширения внешнеэкономической деятельности предстоит активизировать участие  Республики Беларусь в работе международных  экономических и финансовых организаций: Международного Валютного Фонда, группы Всемирного Банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференции ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям. Сотрудничество с такими экспертными международными организациями обеспечит накопление опыта в области внешнеэкономической деятельности, необходимого для ускорения процесса либерализации торговли и закрепления Республики Беларусь на мировых рынках.

     Перспективной формой интеграции экономики Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей явится формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК), обеспечивающих внедрение социально-эколого-экономических передовых разработок. Для этого предусматривается развивать интеграционные отношения с участием межгосударственных финансовых и нефинансовых корпораций, создавать транснациональные структуры, межгосударственные альянсы предприятий. Статус малой индустриальной страны позволяет Республике Беларусь развивать стратегию проникновения в межстрановые ФПГ или ТНК путем вхождения в них белорусских предприятий. Чем в большее число международных производственно-технологических цепочек будет включена экономика Республики Беларусь, тем она будет иметь более устойчивый потенциал развития.

     Одним из направлений устойчивого развития Республики Беларусь является создание и развитие свободных экономических  зон (СЭЗ). Совершенствование их деятельности необходимо осуществлять с учетом приоритетов  структурно-инвестиционной политики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения иностранных инвестиций, стимулирования развития экспорта и импортозамещающих производств, внедрения современных технологий и новых методов хозяйствования. Создание и функционирование СЭЗ связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности, отработкой рыночной модели развития, обеспечением благоприятных условий для экономического развития регионов страны, созданием новых рабочих мест, ускорением научно-технического прогресса.

     Стратегия развития каждой СЭЗ направлена на увеличение роли и значимости в хозяйственной жизни регионов и страны в целом. Для этого к 2020 г. намечается в среднем в 2,5–3 раза повысить удельный вес СЭЗ в общем объеме производства и экспорта продукции, что потребует создания производственной инфраструктуры, приемлемой для реализации средних и крупных инвестиционных проектов, основанных на современных наукоемких технологиях.

     Для успешного функционирования СЭЗ  в области законодательного и  правового регулирования в ближайшей перспективе необходимо: определить правовой статус администраций свободных экономических зон, упрощенный порядок включения продукции (работ, услуг) резидентов СЭЗ в государственную и региональные программы импортозамещения, а также порядок изменения и согласования нормативно-законодательных актов, действующих в СЭЗ, с общегосударственными; разработать упрощенный порядок отчуждения производственных зданий, мощностей и объектов незавершенного строительства субъектов предпринимательской деятельности и коммунальной собственности, находящейся в границах СЭЗ, и механизм долевого участия в развитие инфраструктуры территории СЭЗ средств местного бюджета, резидентов зоны, а также средств предприятий, созданных с участием отечественных производителей за пределами СЭЗ. 
Для расширения участия Республики Беларусь в международном сотрудничестве целесообразно создать специальные инновационные центры (технопарки, технополисы, сервисные зоны), которые будут способствовать привлечению внешних ресурсов, их эффективной интеграции с национальными предприятиями. Для этого необходимо разработать нормативно-законодательную базу, регламентирующую процесс их создания и функционирования.

     Предусматривается дальнейшее расширение трансграничного  сотрудничества, направленного на развитие торгово-экономической, научно-технической и природоохранной деятельности на межрегиональном уровне. Географическая близость, эффективность формирования сходных или взаимодополняющих производств, комплексность решения экологических проблем, транзитные возможности определяют необходимость развития различных форм приграничного сотрудничества Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины (Гомельской, Черниговской и Брянской областей). Для обеспечения результативности приграничной свободной торговли следует разработать нормативно-правовое законодательство, регламентирующего процесс их организационных и инфраструктурных преобразований.

     Развитие  международного сотрудничества в рамках еврорегионов позволит более оперативно решать приграничные проблемы, создавать гибкие коммерческие структуры с привлечением внешних инвестиций для совершенствования инфраструктуры, налаживать приграничную торговлю, туризм, расширять сотрудничество в культурной, социальной и экологической сферах. Одним из перспективных направлений совершенствования функционирования СЭЗ может стать создание в рамках действующих СЭЗ различных функциональных субзон: свободной международной торговли, свободной финансовой и трастово-управленческой деятельности, экологической [13].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       В Республике Беларусь в последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста. Экономический рост есть увеличение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства. В более широкой трактовке он включает в себя повышение уровня занятости, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других показателей, например, увеличение свободного времени членов общества. На экономический рост воздействует три группы факторов: исходные условия, макроэкономическая политика, внешние силы.

       Основные  современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.

       Среди основных функций государства, которое  оно вынуждено выполнять в  ситуации фиаско рынка, существуют задачи, которые обеспечивают или, по крайней мере, преследуют экономический рост страны. Воздействие государства на экономический рост обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. В инструментарий регулирования входят механизмы финансово-бюджетной, налоговой, социальной, инвестиционной, и других политик правительства.

       Система индикаторов оценки экономического роста в Республике Беларусь позволяет оценить прогресс не только с количественной, но и с качественной стороны. Более 80 индикаторов разделены на три группы, основными из них являются: изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации, размер антропогенной нагрузки на окружающую среду, численность населения, естественный баланс, продолжительность жизни, уровень доходов и бедности, состояние общественного здоровья.

       На  фоне исключительно благоприятных  внешних условий, в частности  дотационной энергетической политики России, белорусская модель государственного капитализма оказалась достаточно эффективной в период восстановления экономики, следствием чего стал бурный экономический рост в Республике Беларусь. Однако "экономическая мудрость" современной экономической политики государства в ближайшем будущем представляется неперспективной – в первую очередь это может выразиться не только в политической, но и в экономической изоляции Республики Беларусь, либо ее дальнейшем развитии в качестве придатка России в составе Содружества.

       Совершенствование государственного регулирования экономического роста заключается в совершенствовании инструментов прямого и косвенного воздействия на экономических субъектов, складывается из комплексной группы политик: политики налогов, государственных расходов, бюджетной политики. Государству следует сконцентрироваться на стимулировании расходов на НИОКР с помощью соответствующего налогового режима – именно это должно помочь перевооружить ресурсоемкую промышленность страны. С учетом мировых тенденций, следуя интеграции с Россией, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет.

       Международное экономическое сотрудничество осуществляется на основе ряда принципов: мирового урегулирования экономических споров, ненанесения  ущерба национальным интересам, исключения возможности использования экономических  связей для политического нажима, воздействия на внешнюю политику государств.

       Оздоровление  международных экономических отношений  будет осуществляться успешно при  условии развития между всеми  странами разносторонних торговых, производственных и научных контактов, исключения из отношений партнеров дискриминационных принципов, налаживания сотрудничества на взаимовыгодной основе. Необходимо обеспечить технико-экономическую независимость всех государств, не допускать чрезмерной кредитной задолженности одних стран другим.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь  от 25.11.2004г. № 347-З //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004. -  №2. -  С.19.
  2. О национальной стратегии устойчивого развития РБ: постановление Совета Министров РБ от 27.03.97г. №255 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. -  №5/7101. -  С.16.
  3. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С. Серегина. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва, 2001. - 447с.
  4. Адамович, Т.И. Современная политическая экономия: учеб. пособие / Т.И. Адамович, С.А. Бородич, П.С. Лемещенко [и др]; под общ. ред. П.С. Лемещенко. – Минск: «Книжный дом», «Мисанта», 2005.-472 с.
  5. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: курс лекций / Н.Б. Антонова, А.Г. Завьялков, Г.А. Кандаурова [и др]; под  ред., Н.Б. Антоновой.– Минск: ООО «Мисанта», 1996. – 360 с.
  6. Базылев, Н.И., Гурко, С.П. Экономическая теория: пособие для преподават., аспирантов и стажеров /Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева [и др]; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – 3-е изд., стереот. – Минск: «Книжный дом»; «Экоперспектива», 2004. -   637 с.
  7. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория. – Москва: Юрист, 1997. -  568 с.
  8. Бункина, М. К. Макроэкономика : учеб. пособие / М. К. Бункина, В. А. Семенов. – Москва: Изд-во «Эльф К-пресс», 1995. – 152 с.
  9. Введение в макроэкономику: Путеводитель по первому тому учебника К.Макконелла, С.Брю "Экономикс". – Москва, 1998. - 223с.
  10. Гуськова, М.Ф. Экономика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов / М.Ф. Гуськова, П.Ф. Стерликов, Ф.Ф. Стерликов. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 280 с.
  11. Долан, Э.Д. Макроэкономика / Э.Д.Долан, Д.Е.Линдсей. – Санкт-Петербург: Литера плюс, 1997. – 408 с.
  12. Мекуш, Г.Е. Разработка индикаторов устойчивого развития в Республике Беларусь. - Режим доступа: http://www.ineca.ru.
  13. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период 2020 года. – Минск. - 2004.- Режим доступа: http://www.economy.gov.by.
  14. Основные социально-экономические показатели за 2000-2008 годы. Министерство статистики и анализа. – Режим доступа: http://www.president.gov.by.
  15. Политические и экономические взаимоотношения Беларуси со странами мира //Приложение к журналу «Политика». - 2007. - №2/3 – С.7.
  16. Райхлин, Э.Н. Основы экономической теории. Экономический рост и   развитие / Э.Н.  Райхлин. - Москва: Наука, 2001. - 320 с.
  17. Сакс, Д.Д. Макроэкономика. Глобальный подход: пер. с англ. / Д.Д.Сакс, Ф.Б.Ларрен. - Москва, 1999. - 847с.
  18. Шимов, В.Л. Беларусь: от экономического кризиса к устойчивому росту / В.Л. Шимов  //Белорусский экономический журнал. – 2006. - №2. – С.18.
  19. Шимова, О.С. Рыночные механизмы решения глобальной экологической проблемы / О.С. Шимова // Белорусский экономический журнал. – 2006. -  №3. – С.16.
  20. Шимова, О.С. Эколого-экономическое регулирование. – Минск, 1998. – 221 с.
  21. World trade statistics 2006. - Режим доступа: http://www.wto.org.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика и проблемы экономического роста